Год 2020-й оказался не лучшим временем для технологических прорывов, поэтому традиционные списки прогнозов ведущих мировых аналитиков на 2021 год во многом повторяют прошлогодние. Их основной посыл: для любого бизнеса сегодня главное — быть устойчивым к потрясениям и уметь адаптироваться к переменам, которые будут единственной константой мира ближайшего будущего. В этом году человечество, оснащенное технологиями до зубов, оказалось практически бессильно перед новым вирусом, однако именно технологии цифровизации, о значимости которых настойчиво говорили аналитики, оказались тем «костылем», опираясь на который мир так или иначе противостоит вирусу: от облачных средств коммуникаций, объединяющих людей вопреки локальным локдаунам и глобальным закрытиям границ, до аналитики больших данных и машинного обучения.

1. Жизнь на «удаленке»

Цифровизация с человеческим лицом: «большая семерка» ОС, версия 2020 Одной из главных перемен с далеко идущими последствиями, которую принес 2020 год, оказался переход огромного числа людей на удаленную работу, а также тотальный перевод в онлайн множества аспектов нашей повседневной жизни — от покупок самого необходимого до культурных событий. И становится общепризнанным, что в этих переменах положительного больше, чем отрицательного, и этот опыт будет формировать ту «новую нормальность», в которой теперь предстоит жить человечеству.

Как считают аналитики Forrester, гибридная модель «повсюду-плюс-офис» станет доминирующей, причем офису в ней отводится меньшая доля, чем удаленной работе из любого места. Компаниям необходимо закладывать это в стратегию организации рабочих мест — работа на «удаленке» должна рассматриваться в ней как основной компонент, а не как вынужденная мера и поддерживаться целым комплексом технологий, от надежной видео-конференц-связи для коммуникаций и организации безопасного сетевого доступа до интеллектуальной поддержки сотрудников с помощью программных ботов и элементов искусственного интеллекта. Наряду с технологиями здесь потребуются новые принципы руководства сотрудниками и пересмотр подходов к выстраиванию карьерных траекторий.

В IDC говорят о необходимости достижения «технологического паритета» — равного по условиям, безопасного и полномасштабного доступа для всех сотрудников к необходимым им для работы ресурсам из любого места. По оценкам аналитиков, в ближайшие два года три четверти крупных мировых бизнесов вложатся в подобные решения, уже в 2021 году более 30% их сотрудников будут работать удаленно или в гибридном режиме и не менее 70% цифровых по сути компаний малого и среднего бизнеса примут за основу гибридную модель.

В Gartner гибридность расширяют на все операционные процессы: сотрудники компании должны иметь возможность работать отовсюду, а ее клиенты — получать сервисы независимо от своего физического местоположения. Одна из ключевых технологических тенденций будущего года по версии Gartner — «повсеместная операционная модель» (Anywhere Operations) — к 2023-му получит реализацию в 40% организаций.

2. Искусственный интеллект — уже повсюду

Цифровизация с человеческим лицом: «большая семерка» ОС, версия 2020 Искусственный интеллект не смог предсказать пандемию, но сможет поддержать пострадавших от нее людей — и помогая искать способы диагностики и лечения, и обеспечивая инструментами организации работы в гибридном режиме. По данным Forrester, к концу 2021 года каждый четвертый удаленный сотрудник будет так или иначе получать помощь путем автоматизации нового типа. И если персональные боты пока еще редкость, то роботизация процессов в сочетании с разговорным искусственным интеллектом и другими средствами интеллектуальной автоматизации будут незаметно сопровождать человека в его повседневных рабочих задачах. Технологии интеллектуального извлечения документов (незаменимые для безопасного документооборота в условиях удаленной работы), автоматизированные агенты для обслуживания клиентов, средства отслеживания состояния здоровья сотрудников — вот лишь некоторые из возможных способов применения искусственного интеллекта на рабочих местах.

Искусственный интеллект и машинное обучение как наиболее активно используемая его разновидность не покидают верхних строчек технологических рейтингов. Forrester предсказывает гиперрост искусственного интеллекта в будущем году, подчеркивая, что новые условия диктуют бизнесу необходимость перехода от проб и пилотов к серьезным проектам. И дело здесь не столько в коронакризисе, сколько в неизбежности сосуществования с искусственным интеллектом в ближайшем будущем, а значит, в насущной потребности искать способы безопасно, но одновременно смело и творчески применять инструменты искусственного интеллекта в интересах своего бизнеса, сотрудников и клиентов. В качестве ярких примеров того, что искусственный интеллект уже сейчас способен дать компаниям, аналитики называют голографию для удаленных совещаний, персонализированное производство по требованию, геймификацию процессов стратегического планирования.

Остаются и серьезные препятствия для применения искусственного интеллекта: недоверие к такого рода решениям со стороны сотрудников и руководителей, неспособность к визионерству у последних для выработки стратегического курса использования искусственного интеллекта в бизнесе, низкое качество или недостаток данных для машинного обучения, нехватка кадров для разработки решений и работы с ними. Тем не менее широкое распространение искусственного интеллекта уже не остановить, в том числе благодаря удешевлению соответствующих аппаратных платформ и программных фреймворков, активно поддерживаемых провайдерами облачных сервисов, которые делают доступными эти возможности для все более широкого круга пользователей.

Впрочем, в Gartner напоминают, что пока лишь чуть более половины (53%) проектов по искусственному интеллекту переходят из стадии прототипа в продуктив. Чтобы переломить ситуацию, необходим подход к искусственному интеллекту как к инженерной дисциплине. AI Engineering — одна из ключевых стратегических тенденций будущего года от Gartner, которая подразумевает создание в организациях продуманных, хорошо структурированных процессов планирования и реализации проектов по искусственному интеллекту.

3. Облако идет к вам

Цифровизация с человеческим лицом: «большая семерка» ОС, версия 2020 Все предыдущие годы развития облачных технологий сейчас кажутся подготовкой к тому глобальному вызову, на который пришлось отвечать в этом году, и ведущие провайдеры публичных облаков с этим вызовом успешно справились, замечают аналитики Forrester. Действительно, без облачных приложений, средств коммуникации, инструментов разработки и инфраструктурных сервисов очень многим бизнесам и корпоративным ИТ было бы гораздо сложнее (если вообще возможно) адаптироваться к работе в условиях тотального локдауна и самоизоляции. Облака уже не первый год позиционируются как ключевая платформа цифровизации, а теперь их востребованность резко возрастет, уверены аналитики, поскольку без них нереализуема не только удаленная работа, но и, прежде всего, гибкая, способная адаптироваться к любым изменениям ИТ-инфраструктура.

Именно поэтому рынок публичных облачных сервисов растет и будет расти еще больше. Аналитики Forrester прогнозируют 35-процентный рост для мировых облачных гиперскейлеров (Google, Amazon, Microsoft Azure и Alibaba) в 2021 году, возрастет спрос на платформы контейнеров для разработки приложений в публичных облаках и мультиоблачных средах. По данным IDC, в будущем году 80% корпораций реализуют инициативы по переходу к инфраструктурам на базе облака. А в Gartner повторяют прошлогодний прогноз о появлении распределенных облаков — сред, в которых облачные сервисы реализуются в различных физических точках, но под управлением одного провайдера.

Облачный рынок растет и в России, значительно активизировались в этом году и не планируют останавливаться местные провайдеры облачных сервисов, которые в силу геополитических и регуляторных причин имеют очевидные преимущества на отечественном рынке перед западными. Хотя проникновение облаков в инфраструктуры российских компаний остается относительно низким в сравнении с мировыми показателями, ситуация меняется, кризис побуждает российский бизнес обращаться к облачным сервисам. Аналитики IDC в России и СНГ отмечают, что организации в стране расширяют спектр технологий, которые они готовы потреблять из облака. Это уже не только SaaS для определенных бизнес-функций, но и аналитика больших данных и машинное обучение, решения для Интернета вещей, контейнеры, инструменты для поддержки процессов DevOps, нереляционные базы данных и др.

Важно также то, что российские провайдеры начинают развивать облачные сервисы на основе контейнерной виртуализации, и это, как считают в IDC, может изменить структуру потребления облаков в России. Если сейчас наиболее востребованы предложения SaaS, то в будущем фокус может сместиться к инфраструктурным (IaaS) и платформенным (PaaS) сервисам.

4. Автоматизировать все

Цифровизация с человеческим лицом: «большая семерка» ОС, версия 2020 Слово «автоматизация» уже произносилось в контексте других прогнозов, но стоит выделить эту тенденцию особо, поскольку ее значимость только растет. В Forrester констатируют, что «великий локдаун» 2020 года делает в 2021 году неизбежным и необратимым массовое движение бизнеса в сторону автоматизации. Среди главных его драйверов — успехи внедрения инструментов на базе искусственного интеллекта, изменения шаблонов организации рабочих процессов под влиянием пандемии и угрозы глобальной рецессии, перед лицом которых становится критически важным сокращать затраты на рутинные процессы с одновременным повышением их эффективности.

Gartner оставила прошлогоднюю «гиперавтоматизацию» в списке стратегических технологий на 2021 год. Аналитики подчеркивают грядущее расширение охвата проектов автоматизации — от отдельных задач до сквозных бизнес-процессов и целых экосистем бизнеса (это и подразумевает гиперавтоматизация).

В Forrester считают, что в будущем году инициативы цифровой трансформации более чем в 75% компаний будут фокусироваться именно на автоматизации и мы увидим множество практических сценариев ее применения, нацеленных в первую очередь на поддержку людей в их работе в новых условиях, а также на реализацию необходимых сейчас сред «бесконтактного» взаимодействия. Среди таких сценариев: платформы интеллектуального извлечения документов (intelligent document extraction platform, IDEP), которые автоматически классифицируют и выбирают нужные документы и очень востребованы при полном отсутствии персонала в офисах; RPA, усиленные инструментами искусственного интеллекта; дроны для бизнес-коммуникаций; различные способы роботизированной поддержки рабочих задач сотрудников и др.

В Forrester особо выделяют такой вид автоматизации, как создание алгоритмов машинного обучения без кодирования (AutoML). По мнению аналитиков, использование этих инструментов позволит командам специалистов по data science в разы увеличить свою производительность, быстро переводя в стадию промышленной эксплуатации значительно большее число новых решений на базе искусственного интеллекта для различных направлений бизнеса. При этом аналитики предостерегают от излишнего рвения во внедрении средств автоматизации, которое может создать серьезные риски для ИТ-инфраструктур и бизнеса в целом. Большие сбои в работе как результат непродуманной автоматизации не только нанесут вред репутациям компаний, но и способны подорвать доверие общества к новым технологиям, что будет сдерживать их продуктивное применение. По прогнозам Forrester, в 2021 году не менее 30% организаций, которые будут заниматься проектами по автоматизации, сосредоточат свои усилия на качественном планировании и тестировании, прежде чем переходить к внедрению. А в IDC считают, что за следующий год на 40% увеличатся вложения компаний в решения по data governance и цифровой инженерии для поддержки эффективности автономных операций.

5. Граничные вычисления

Цифровизация с человеческим лицом: «большая семерка» ОС, версия 2020 Остаются в технологических прогнозах на 2021 год и граничные вычисления (edge computing). Аналитики Forrester и IDC сходятся в том, что текущая ситуация будет стимулировать внедрение этих решений и вендоры практически из всех секторов ИТ-рынка — оборудования, ПО, облаков — включатся в гонку за доминирование в сфере граничных вычислений.

Приблизить обработку данных к источнику их возникновения с целью ускорения их обработки и сохранения качества стало актуальной потребностью для организаций из многих отраслей. Большой запрос на технологии граничных вычислений аналитики отмечают в медицинских учреждениях, на производстве, в транспортных инфраструктурах и других бизнес-средах, которые сегодня сталкиваются с необходимостью оперативно менять свои процессы и в ближайшие годы продолжат находиться в состоянии перманентных изменений. В IDC прогнозируют рост доли операционных процессов, реализованных на «границе», с нынешних 20% до 90% в 2024 году, а также значительное увеличение затрат в 2021 году на безопасные граничные инфраструктуры с поддержкой искусственного интеллекта.

В Forrester отмечают стимулирующую роль сетей 5G в развитии граничных вычислений. Причем наиболее важную роль будут играть не публичные, а частные сети 5G, обслуживающие определенные компании или предприятия. Решения для граничных вычислений в совокупности с такими высокоскоростными сетевыми инфраструктурами обеспечат эффективную автоматизацию, например, роботизированных складов или производственных цехов, оснащенных технологиями Интернета вещей.

6. Все безопаснее и безопаснее?

Цифровизация с человеческим лицом: «большая семерка» ОС, версия 2020 Увы, нет. Несмотря на ежегодный рост вложений бизнеса в информационную безопасность и совершенствование технологий защиты, уровень киберугроз не снижается, а в этом году, из-за пандемии и масштабного перехода на работу в удаленном режиме, появились новые источники уязвимостей и средства проникновения. По данным Forbes, с января по апрель 2020 года число атак на банковские инфраструктуры выросло на 238%, на серверы в облаках — на 600%. В результате коронакризиса компании столкнулись с настоятельной необходимостью адаптировать свои стратегии в области кибербезопасности к текущей ситуации, расширив их для защиты сетевого доступа к рабочим ресурсам из дома и для поддержки безопасной работы с мобильных устройств.

Тенденции расширения границ корпоративных политик кибербезопасности отвечает новинка списка стратегических технологий 2021 года от Gartner — идея ячеистой сети кибербезопасности (Cybersecurity Mesh). Ее смысл в том, чтобы обеспечить безопасный доступ человека к любому цифровому ресурсу независимо от местанахождения как ресурса, так и человека. Cybersecurity Mesh формирует периметр защиты вокруг отдельной персоны, а не вокруг всей организации, поясняют аналитики. Если раньше было достаточно поддерживать безопасность внутренней среды, то теперь, когда все больше ключевых ресурсов переносится в облако и все больше людей работает за пределами корпоративного сетевого периметра, гарантий внутренней безопасности становится мало для безопасной работы компании. По прогнозам Gartner, к 2025 году принципы ячеистой сети кибербезопасности начнут доминировать в организации контроля доступа к цифровым ресурсам.

7. Моя «цифровая пыль»

Защита персональных данных, обеспечение конфиденциальности в цифровых процессах — задачи не менее важные, чем кибербезопасность для корпоративных ресурсов. А в условиях новой топологии бизнес-процессов, когда их участники могут включаться в работу из самых разных мест и с разнообразных личных устройств, поддержка приватности становится ключевой технологической тенденцией на ближайшую перспективу. В Forrester отмечают, что аналитика персонала (workforce analytics) — один из наиболее быстро растущих сегментов рынка решений по управлению человеческим капиталом, а условия работы, порожденные пандемией, только усилили желание работодателей собирать и анализировать данные о своих сотрудниках. Однако в ответ на это, считают аналитики, удвоятся усилия со стороны регуляторных органов по введению ограничений, не позволяющих нарушать конфиденциальность таких данных, и компаниям придется закладывать обеспечение приватности в любые решения, которые будут внедряться для работы с данными сотрудников.

По прогнозам Gartner, к 2025 году в половине крупных организаций обработку данных в обязательном порядке будут поддерживать инструменты обеспечения конфиденциальности (Privacy-Enhancing Computation). Это позволит нивелировать потенциальные угрозы персональным данным при работе в ненадежных средах и поможет использовать их в различных аналитических сценариях, в том числе с привлечением внешних сторон.

А в Forbes напоминают о принципах конфиденциальных вычислений (confidential computing), которые уже поддерживаются ведущими вендорами. В рамках созданного в 2019 году Confidential Computing Consortium компании Google, Microsoft, Red Hat, Alibaba, VMware, Intel и ряд других инвестируют в разработку протоколов и описание лучших практик конфиденциальных вычислений, которые подразумевают использование шифрования для всего процесса, а не только для данных и создадут дополнительный уровень безопасности в работе с конфиденциальной информацией. Эти технологии пока в начале своего развития, но в Forbes прогнозируют их все более широкую адаптацию бизнесом в 2021 году.

Впрочем, прогнозы, указывающие на значение конфиденциальности в новом цифровом мире, благополучно сосуществуют со стратегической технологией «номер один» в списке Gartner на 2021 год — Интернетом поведения (Internet of Behaviors, IoB). Речь идет о решениях, которые позволяют коммерческим компаниям и госсектору заниматься мониторингом событий, связанных с поведением людей, и управлять данными для оказания нужного влияния на это поведение. С помощью решений в области распознавания лиц, отслеживания местоположения, обработки больших данных будет собираться, в терминологии Gartner, «цифровая пыль» (digital dust) нашей повседневной жизни. По прогнозам аналитиков, к концу 2025 года более половины мировой популяции окажется субъектом по крайней мере одной программы IoB.

Наталья Дубова (dubova@osp.ru) — научный редактор, «Открытые системы.СУБД» (Москва).