На пути цифровой экономики сегодня имеется множество препятствий, и одно из них — отсутствие кадров. Требуются руководители и ИТ-менеджеры, обладающие широким набором разнообразных знаний и навыков, поэтому не случайно факультет цифровой трансформации Московской школы продвинутых коммуникаций (Moscow Advanced Communication School, MACS) открылся на площадке университета креативных индустрий Universal University, объединяющего Британскую высшую школу дизайна, Школу компьютерных технологий Scream School, Московскую школу кино, Московскую школу архитектуры (МАРШ), Московскую школу музыки, Академию блокчейн, Бизнес-инкубатор и Экспертный центр по академическому качеству и креативной педагогике. Максим Григорьев, декан факультета цифровой трансформации MACS, отвечает на вопросы журнала «Открытые системы. СУБД».

— Какие цели ставит перед собой MACS?

Создать механизм, позволяющий снабжать цифровую экономику в широком смысле слова кадрами нового типа, способными проводить цифровую трансформацию. Это инструмент подготовки специалистов для госсектора, крупных компаний и стартапов. Кстати, иногда можно услышать мнение, что цифровая трансформация — это та же автоматизация, которой CIO давно занимались, но сейчас просто стали делать это быстрее, а маркетологи лишь запустили в оборот новый термин. Но это не так. Цифровизация — это внедрение технологий с целью изменить бизнес, что прежде всего означает создание того, чего раньше не было: новых бизнес-моделей, продуктов, бизнес-идей, сегментов рынка или даже целых отраслей. А автоматизация — это оптимизация уже имеющихся бизнес-процессов: сокращение затрат, повышение качества сервиса и качества обслуживания клиентов. При автоматизации от ИТ к бизнесу вела широкая магистраль — сервисы, а в обратную сторону от бизнеса – лишь узкая тропинка с функциональными требованиями. Бизнес не хотел понимать технологии, а ИТ не желало пускать их на свою территорию. Создавать же новые, цифровые процессы невозможно без понимания сути и потенциала технологий. Должна измениться модель взаимодействия, стать более коллаборативной. Все это означает, что лицу, ответственному за цифровизацию, нужно отбросить все стереотипы, учесть все возможности новых технологий и придумать новое.

— Какие кадры, с вашей точки зрения, требуются цифровой экономике?

В первую очередь нужны специалисты, обладающие широким и разнообразным набором компетенций: дизайнерскими, менеджерскими и техническими (hard skills). Технические, ассоциируемые с информационными технологиями, и менеджерские компетенции, конечно, важны, однако они являются необходимыми, но уже недостаточными условиями для успеха. Нужны новые компетенции, например связанные с дизайном, которые позволят придумать новую бизнес-идею, новый цифровой продукт, сервис, подход к цифровой трансформации организации — это креативные навыки. Но самое непривычное и главное — то, что в современном цифровом мире требуются так называемые soft skills, компетенции в области эмоционального интеллекта, различные коммуникационные навыки, позволяющие открыто мыслить, предлагать новые идеи, и самое важное — навыки самостоятельно учиться и мотивировать себя. Вот почему мы открыли наш факультет на площадке университета креативных индустрий Universal University.

Вместе с тем обновляется и традиционный состав компетенций. В технических областях нужно владеть прорывными или «разрушительными» (disruptive) технологиями, в управленческих — компетенциями, связанными с различными «гибкими» подходами к организации проектной деятельности: Agile, Scrum, DevOps, интерактивными подходами, которые базируются на партнерских типах отношений между клиентом и провайдером. И если еще недавно «гибкие» подходы относились к операционным или тактическим инструментам, то сейчас они стали стратегическими, их уже применяют в качестве одних из основных инструментов в бизнес-стратегиях.

 

Цифровизация: пусть меня научатДекан

За разработку архитектуры проекта факультета цифровой трансформации Московской школы продвинутых коммуникаций MACS, подбор преподавателей и подготовку программы отвечает Максим Григорьев, имеющий за плечами опыт руководителя центра финансовых технологий, управления ИТ-архитектуры и стратегии Банка России. Работая в течение многих лет в сфере управления ИТ и инноваций в финтехе, много времени Григорьев посвящал образованию: с 2004-го по 2014 год был одним из руководителей консалтинговой компании IT Expert, в учебном центре которой прошли обучение методам ITIL/ITSM около 30 тыс. человек.

 

 

 

 

— Почему, помимо классической системы высшего и специального обучения, сегодня нужны и новые образовательные инициативы?

Образовательных инструментов, к которым мы привыкли, недостаточно — жизнь сильно ускорилась. Если раньше, закончив школу и институт, можно было на протяжении многих лет работать, пользуясь лишь полученным багажом знаний, то сейчас объем информации, которую приходится анализировать, растет экспоненциально. Появляются новые технологии, жизненный цикл которых, в свою очередь, также сокращается.

Как выглядит традиционный подход к обучению? В одну группу собирают людей, имеющих свои особенности, различные цели, мотивацию и разный уровень подготовки, воспринимающих материал по-разному. При этом из них пытаются вытесать некий целевой профиль индивидуума грубым инструментом под названием «учебная программа», не учитывающим ни способностей студента, ни его планов на будущее. Страдают все: те, кто имеют пробелы в подготовке, на занятиях не успевают, а талантливые и быстро мыслящие — скучают. Сегодня нужно непрерывно обновлять свои знания, поэтому классическая модель образования требует модернизации — важнейший навык, которым должен обладать человек в цифровом мире, состоит в умении постоянно учиться. Можно читать литературу, смотреть образовательные ролики, ходить на курсы повышения квалификации и т. д., но учиться нужно всю жизнь. Образовательные продукты, проекты и инструменты должны в этом помогать, и для этого в них нужно использовать мелко «нарезанный» контент. Обучение будущего — это «высокогранулярное» образование, в котором контент дается не крупными блоками, рассчитанными на «среднего» слушателя, а небольшими квантами, необходимыми человеку для восполнения разрыва между текущим уровнем его компетенции и целевым. Мы уже постепенно к этому привыкаем — заходим на YouTube, ищем материал, который нас интересует, и получаем небольшие видеоролики. И это действительно эффективно — такими маленькими квантами образовательного контента можно заполнять пробелы в своей компетенции.

Такие образовательные инициативы, как MACS, призваны восполнить недостаток персонализации в традиционной системе обучения.

 

MACS

Школа для подготовки специалистов-коммуникаторов нового формата. Ключевые направления образовательных программ Школы MACS: цифровые коммуникации, корпоративные коммуникации, ивент-маркетинг, развитие бренда работодателя, цифровая трансформация. Школа тесно взаимодействует с ведущими российскими и зарубежными коммуникационными и креативными агентствами, крупными компаниями и брендами, заинтересованными в кадрах для цифровой экономики.

Обучение в школе проходит на промышленных проектах. Линейка образовательных программ MACS представлена долгосрочными программами (9 месяцев), профессиональными интенсивами и экспресс-форматами. Преподавателями являются ведущие специалисты индустрии коммуникации. Для поступления в школу необходимо пройти вступительные испытания в одном из потоков.

Форматы обучения:

1. Годовые программы дополнительного профессионального обучения

Фундаментальные образовательные программы дополнительного профессионального обучения (ДПО) и переподготовки. Уровень поступающего — базовый, продолжительность — один академический год (9 месяцев). График обучения — три дня в неделю: два в рабочие дни с 19:00 до 21:00, один в выходной день. Обучение платное, по его окончании слушатель получает диплом ДПО установленного образца.

2. Программы повышения квалификации

Образовательные программы повышения квалификации для действующих специалистов индустрии. Уровень поступающего — продвинутый, продолжительность — от 2 до 4 месяцев. График обучения — три дня в неделю: два в рабочие дни с 19:00 до 21:00, один в выходной день. Обучение платное, по его окончании слушатель получает сертификат.

3. Интенсивы EXPRESS

Краткосрочные интенсивы для овладения одним или несколькими инструментами выбранной специализации и/или для актуализации инструментария по одному из выбранных направлений. Уровень поступающего — продвинутый, продолжительность — от 4 до 6 дней. График обучения — ежедневно.

Обучение платное, по его окончании слушатель получает сертификат.

 

— Как вы планируете подстраивать курсы под аудиторию?

В перспективе мы намерены создать образовательную платформу на базе искусственного интеллекта, помогающего выявить разрывы в компетенциях учащегося. Такая платформа будет «вести» учащегося: понимая его задачи и учитывая его склонности, особенности характера, интеллекта, психики и эмоционального настроя, станет «подкармливать» его именно тем контентом, который требуется в каждый конкретный момент.

Наш основной принцип — максимально кастомизировать образование, подогнав его под особенности студентов, их исходные компетенции и целевой профиль. Наша программа «живая», мы ее будем ежегодно пересматривать и адаптировать к возникающим вызовам, к изменениям в технологиях, а также корректировать в течение всего учебного периода на основе обратной связи от студентов.

Любого человека можно научить придумывать?

Такая задача не решается лишь посещением лекций и чтением книг — это различные техники, в том числе деловые игры. Чтобы научить человека мыслить открыто, нужны тренинги по «гибким навыкам» и тренинги в области дизайна. Конечно, этому можно научить, но учить по-другому нежели техническим навыкам. Например, здесь полезен опыт из различных смежных индустрий. У нас будет целый блок по тому, как смотреть на вещи с разных сторон и придумывать новый дизайн или архитектуру. Сегодня очень немногие обладают способностью предложить, например, логичную, простую, красивую архитектуру платформы для поддержки цифрового бизнеса. Вместе с тем за последние пять лет накоплен богатый опыт в области таких архитектур. В частности, такая работа была проведена в Банке России, когда в качестве альтернативы разрозненным приложениям была предложена платформно-ориентированная архитектура, позволяющая быстро создавать бизнес-приложения. По этому пути идут многие организации: Amazon, Google, Facebook и др., создавшие платформы, которые позволяют сокращать время вывода продукта на рынок до нескольких дней и часов, поддерживать непрерывное развертывание и доставку по несколько релизов приложений в день и даже чаще. Этот опыт достаточно неплохо обобщен, в архитектурах таких компаний много общего, а среди наших преподавателей многие развертывали аналогичные решения для предприятий различных отраслей: в Сбербанке, «Альфа-банке», «Ростелекоме» и др.

«Нам хотелось сделать проект на креативной площадке — мы должны научить людей придумывать новые цифровые вещи. Понятно, как учить технологиям, а вот как учить творчеству и свободному мышлению? Одни лишь лекции и книги здесь не помогут»

— Кто преподает в MACS?

В качестве наставников выступают специалисты, имеющие практический опыт цифровой трансформации и способные преподнести фундаментальные знания. У них за плечами либо годы работы в инновационных подразделениях корпораций и крупных финансовых организациях, либо опыт создания собственных технологических стартапов. Это команда людей, имеющих опыт публичных выступлений и, самое главное, умеющих менять, трансформировать аудиторию. Чтобы сдвинуть предмет с места, нужно приложить к нему импульс, определяемый массой и приложенной кинетической энергией, а чтобы поменять мотивацию группы студентов, преподаватель должен быть «крупным» и способным «зажечь». В нашей команде все люди с большой массой опыта и энергией, что дает возможность создать импульс, необходимый для трансформирования и совершенствования слушателей.

— Какого опыта достаточно, чтобы преподавать цифровую трансформацию?

Методики обучения формируются специалистами блока академического качества Universal University, которые обучают менторов принципам преподавания, помогают правильно формализовать программу и спланировать учебный процесс, а также контролируют его ход. Заниматься какой-то темой и владеть ею настолько глубоко и успешно, чтобы делиться опытом, — далеко не одно и то же. Отсутствие позитивного опыта цифровой трансформации не служит запретительным критерием при подборе преподавательского состава. Мы приветствуем негативный опыт так же, как и позитивный. То, о чем мы рассказываем, — вещи новые, и я готов приглашать в качестве преподавателя эксперта, у которого опыт негативный, но он понял, в чем проблема, и может рассказать о своих ошибках в ходе интересного мастер-класса. На неудачах люди иногда даже лучше усваивают определенные правила и принципы.

Поскольку учатся в MACS, как правило, не вчерашние школьники, а специалисты со своим практическим багажом, их собственный опыт тоже предполагается использовать в ходе обучения. Для нас радостно, когда приходят люди с проблемами, — понятно, где им нужна помощь. Есть студенты, прямо на собеседовании рассказывающие о своей идее цифрового сервиса, которую они готовы предложить группе для экспериментов. Кроме того, мы намерены отслеживать карьеру своих выпускников и для этого перенимаем практику трекинга у партнеров — надеемся, что люди, отучившиеся на факультете, в дальнейшем станут нашими коллегами или партнерами и это позволит расширить набор продуктов на нашей образовательной платформе.

— На какой технологической платформе строится обучение?

Организация обучения строится на образовательной платформе Universal University, на ней базируются бэк-офис MACS, методический блок «Академическое качество» и различные вспомогательные функции. Курсы, связанные с обучением soft-skills, — общие для всех, и студентам факультета цифровой трансформации их читают преподаватели других факультетов. Как приверженец практического подхода к обучению, я уверен, что любую задачу надо не только проанализировать в теории, но и «пощупать» руками. Например, сам я обновил свои знания программирования, изучив Python и написав чат-бот для управления «умным домом», построил и сконфигурировал несколько нейронных сетей для распознавания образов и текстов, «поднял» несколько узлов блокчейна и поэкспериментировал с ними. Таким же путем предлагается пройти и студентам факультета: например, курс Python призван научить читать и понимать код даже тех, кто раньше не программировал. Студентам предстоят практические занятия по конфигурированию чат-ботов, настройке блокчейна, анализу данных нейронных сетей и по Интернету вещей. Наши студенты ощутят эти технологии «на кончиках пальцев», чтобы не бояться их применять и понять, как они выглядят «под ватерлинией».

— Какое испытание для учащихся намечено в конце курса?

У студентов будут домашние задания: им придется читать рекомендованные первоисточники, возиться с техническими прототипами, программировать и конфигурировать, готовить презентации для выступления на питч-сессиях, которые станут контрольными точками в каждом блоке программы и ее финалом. За девять месяцев студентам факультета предстоит пройти через полный жизненный цикл инновации в организации — от обоснования инвестиций до презентации перед инвесторами готового решения или прототипа. Практические занятия предполагается проводить в группах, выстроенных в соответствии с двумя типами карьерной траектории: в корпорации и в стартапе. Теоретический контент будет общим для всех, а практику одна часть студентов начнет с обоснования программы инноваций на комитете крупной корпорации, а другая — с получения стартапом первого раунда инвестиций. Для начала им нужно будет убедить жюри, что цифровизация назрела, разработать концепцию цифровой трансформации и объяснить, почему нужно идти именно в этом направлении. Затем они будут придумывать идеи сервиса или продукта и представлять их на питч-сессии с бизнес-кейсом и финансовым обоснованием. На следующем этапе необходимо сделать прототип и продемонстрировать архитектуру своего решения. После чего студенты разработают операционную модель и расскажут экспертам, как в организации будут выстроены процессы, позволяющие быстро внедрять новации. Конечным результатом станет комплексная презентация проекта с планом его продажи, стратегией коммуникаций и прочими необходимыми элементами.

— Какие проблемы вы видите?

Потенциальным сдерживающим фактором для развития проекта MACS может стать ограниченная скорость изменений, присущая даже самым энергичным людям. Нашей команде и мне лично придется постоянно меняться и учиться работать в гибкой модели, целевым состоянием которой является гранулярное обучение. Также предстоит объяснить рынку и потенциальным заказчикам, в чем смысл предлагаемой парадигмы образования и почему в цифровую эпоху следует непрерывно совершенствовать подготовку персонала. Мы хотим отстроить процессы с индустриями, чтобы четче видеть потребности как работодателя, так и конкретного человека и под них подбирать образовательные инструменты и контент.

Ирина Шеян (rrisha@osp.ru) — научный редактор журнала «Директор информационной службы» (Москва).