После идентификации товара приложение может загрузить сведения о нем — например, информацию о составе, технических характеристиках, цене, а также отзывы и сведения о скидках. Источник: IBM
После идентификации товара приложение может загрузить сведения о нем — например, информацию о составе, технических характеристиках, цене, а также отзывы и сведения о скидках. Источник: IBM

В исследовательских лабораториях IBM разработали прототип мобильного приложения, с помощью которого покупатели, пришедшие в магазин, смогут получать дополнительные сведения о товарах. Сейчас IBM тестирует приложение вместе с рядом розничных продавцов.

«Это удобный для покупателей способ получать сведения, которые обычно они разыскивают в Web, — полагает Джилл Пулери, вице-президент IBM по решениям для розничной торговли. — Продавцы, в свою очередь, могут оценивать поведение покупателя и соответственно менять маркетинговую тактику, а также ненавязчиво предлагать товары 'в нагрузку' и в более крупных упаковках».

В случае внедрения технология может стать одним из первых образцов коммерческого применения дополненной реальности — наложения сгенерированной компьютером информации на окружающую действительность. Например, сегодня в трансляциях матчей американского футбола с помощью компьютерной графики на изображение поля наносится маркировка, видимая только телезрителям, — она упрощает понимание происходящего в игре. Дополненная реальность может быть реализована с помощью наголовных дисплеев либо, как в разработке IBM, с помощью камеры и экрана смартфона.

Идея, объясняют в IBM, состоит в том, чтобы помочь продавцу дать покупателю побольше информации, пока он находится в магазине, — так увеличивается вероятность того, что товар будет куплен по Интернету.

Принцип действия системы следующий. Пользователь, войдя в магазин, может загрузить приложение, зарегистрироваться и затем с его помощью получать информацию о заинтересовавших товарах. Для этого достаточно направить смартфон на товар, и система опознает его с помощью технологий обработки изображений. Процесс идентификации похож на принцип действия знакомых многим QR-кодов, но в данном случае штрихкод не требуется и сведения о товаре предоставляет его продавец, а не производитель.

После идентификации товара приложение может загрузить сведения о нем с серверов IBM — информацию о составе, технических характеристиках, цене, а также отзывы и сведения о скидках. Информация может быть персонализирована; например, в соответствии со сведениями из пользовательского профиля будет указано, вызывает ли товар аллергические реакции. С разрешения пользователя приложение может отправить уведомление в его социальные сети о том, что он пришел за покупками в такой-то магазин.

IBM также предоставит инструменты, с помощью которых продавцы смогут анализировать информацию, собранную в процессе использования приложения покупателями, — например, чтобы выяснить, какие товары и что именно в товаре заинтересовало их больше всего. Приложение также можно будет применять в качестве инструмента участия в системах скидок.

«В процессе исследования мы выяснили, что потребители проявляют удивительную готовность делиться информацией о себе, если они в обмен получают что-то ценное», — сообщила Пулери.

Ряд клиентов IBM тестируют мобильное приложение и сопутствующее программное обеспечение, но сроки коммерческой доступности системы в корпорации пока не называют. IBM такая система могла бы принести значительное расширение клиентуры: по данным Forrester Research, на долю физических магазинов все еще приходится 92% всего объема продаж товаров в розницу.

Изначально мобильное приложение было разработано в израильской лаборатории IBM. Пока нет планов выпускать его в качестве самостоятельного продукта или использовать в составе универсальных предложений для розничной торговли. По мнению Пулери, сегодня решения на основе дополненной реальности благодаря своей новизне могли бы дать заказчикам ощутимое конкурентное преимущество.