Тема использования свободного программного обеспечения в образовании становится всё более и более актуальной в свете курса на импортозамещение, объявленного в нашей стране. Оттого прошедшая в Переславле-Залесском Ярославской области конференция «СПО: от обучения до разработки» привлекла пристальное внимание большого количество людей, имеющих к этой теме самое непосредственное отношение. Мероприятие (кстати, уже 16-е по счёту!) было организовано компанией «Базальт СПО» на базе Института программных систем РАН имени А.К.Айламазяна.
Наивно пытаться подробно изложить всё то интересное, о чём говорили в течение 4-х дней конференции. Поэтому попробуем сделать обзор докладов на основе цитат выступающих, более всего отражающими дух, суть и смысл данного мероприятия.

Алексей Новодворский, заместитель генерального директора «Базальт СПО»:
«Надо признаться, сейчас не самое удобное для сотрудников школ и вузов время, поскольку в школах идут госэкзамены, в ссузах и вузах – сессии и защиты дипломных работ. Тем не менее, количество заявок на участие в нашей конференции неожиданно большое, в итоге было решено ужесточить отбор и повысить требования к содержанию докладов, чтобы не отходить от центральной темы – использования свободного программного обеспечения».

Сергей Абрамов, директор ИПС РАН, член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук:
«Ошибочно учить студентов современным информационным технологиям, потому что за 4 года IT-технологии способны уйти вперёд очень далеко. При таком подходе на выходе у выпускника будет всего лишь 3-5% актуальных знаний. Поэтому надо постараться учить их несуществующим, перспективным информационным технологиям. И здесь никак нельзя обойтись без Open Source, поскольку эти программы имеют открытые коды. Замечательно, что данное мероприятие проходит именно в нашем институте, поскольку как раз мы этими вопросами занимаемся очень давно».

Николай Непейвода, главный научный сотрудник ИПС РАН, доктор физико-математических наук, профессор:
«Согласно западным исследованиям, если ребёнок по окончании школы уехал из провинциального городка в мегаполис, за получением образования, он гарантированно не вернётся обратно. А вот если в его родном городе есть свой собственный вуз, тогда вероятность возвращения домой составляет 50/50. Долгое время при ИПС функционировали детский сад, лицейский класс, летняя школа юных программистов, университет и аспирантура. Мы готовили кадры для ИТ отрасли России. И делали это весьма успешно, если судить по количеству и качеству выпускников, многие из которых работают здесь до сих пор. К сожалению, на сегодняшний день нам отказано в лицензии. Жаль, ведь если бы Рособрнадзор и местные власти занимались не борьбой с региональными вузами, а их поддержанием, у нас бы в стране не наблюдалось такого оттока ИТ-специалистов из провинции в центр и из центра за рубеж».

Ренат Лашин, исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт»:
«Наша организация объединяет более 200 российских IT-компаний, она оказывает весьма существенную поддержку отечественным производителям ПО. В частности, стараниями членов ассоциации был создан каталог совместимости российского программного обеспечения (https://catalog.arppsoft.ru/), который активно пополняется. Также удалось добиться снижения налогов для ИТ-отрасли, уменьшения страховых взносов, что вполне можно считать беспрецедентной мерой. Идёт очень серьёзная работа в плане совершенствования законодательства».

Дмитрий Гудзенко, директор Центра компьютерного обучения «Специалист»:
«Наш Центр существует вот уже 30 лет. За это время здесь прошло обучение более 1300000 человек, мы стали Учебным центром №1 Microsoft в России, приобретя Высший партнёрский статус Gold по программе Microsoft Partner Network в компетенции Learning (Обучение). Но теперь количество желающих изучать продукцию компании Билла Гейтса начало снижаться, зато стало расти количество тех, кому интересны программы с открытым кодом. Поэтому дружба дружбой, а бизнес – бизнесом. Если людей всё больше интересует направление Open Source, если они хотят получше узнать об отечественных разработках, значит, необходимо предоставить им максимально полную информацию по этой теме».

Иван Панченко, заместитель генерального директора Postgres Professional:
«Чего бизнес ждёт от образования? Прежде всего, чтобы образовательные организации были ориентированы, в первую очередь, именно на фундаментальную подготовку, потому что иначе в дальнейшем не получится добиться полного понимания работодателя и сотрудника и получить специалиста с независимым мышлением, способного создавать нечто новое с нуля. А чего образование ожидает от бизнеса? Поддержки лучших преподавателей, инициатив выступить самим в роли преподавателей, новых учебных курсов, образовательных консорциумов и так далее».

Яков Зайдельман, автор учебников по информатике для школьников:
«Одна из важнейших целей преподавания математики и информатики – обеспечение освоения азов программирования всеми (!) школьниками. На самом же деле, освоение минимального ядра школами России сегодня никак не обеспечивается, несмотря на все требования ФГОС. Причин тут три: с учителей этого никогда жёстко не требования, их никогда не учили, как этого добиться, их не снабдили методикой и программным обеспечением. Соответственно, и выход видится в том, что необходимо начать, наконец, требовать, научить, как добиваться результата, дать учителям те методики и программы, которые, на самом деле, есть. А они есть! Например - семейство отечественных свободно распространяемых цифровых образовательных сред ПиктоМир - ПиктоМир-К - КуМир».

Андрей Черепанов, начальник отдела технической поддержки и администрирования «Базальт СПО»:
«Хорошо налаженная обратная связь между конечным потребителем и разработчиками всегда очень полезна, особенно когда общение происходит одновременно по нескольким каналам связи. Люди регулярно сообщают об ошибках, предлагают включить то-то, убрать то-то. И даже если не все их идеи можно реализовать сразу, наиболее интересные предложения откладываются на перспективу, то есть к ним обязательно возвращаются, спустя некоторое время. Новые версии ОС «Альт Образование» выходят примерно раз в год, что вполне нормально. И в последней (9.2) учтены пожелания пользователей, изложенные, в том числе, на прошлой аналогичной конференции».

Дмитрий Корсаков, инженер-программист школы №22 Узловая, Тульская область:
«Импортозамещением мы начали заниматься только с 2019 года, пробовали различные отечественные ОС. В результате выбор остановили на «Альт Образовании» от «Базальта СПО». Конечно, переход осуществляется не всегда гладко. Хотя проблемы возникают, как правило, у людей более старшего возраста, которые привыкли к конкретному продукту. А у детей этого нет. Сейчас растёт новое поколение пользователей. Они не видят особой разницы между Linux и Windows, Microsoft Office или Libre Office, потому что они понимают общую логику работы программ и систем».

Мария Петрова, сотрудница отдела образовательных программ и проектов «Базальт СПО»:
«В ноябре 2020 года мы вместе с ростовскими коллегами и партнёрами из компании «МойОфис» приняли решение о проведении соревнований ALT-SKILLS. Организаторами Олимпиады стали компании «Базальт СПО», «Новые облачные технологии», авторизованный учебный центр «Базальт СПО», Ростовский-на-Дону автодорожный колледж и областное методическое объединение «Информатика, информационные технологии». Для студентов колледжей и старшеклассников мы предлагали две номинации: программирование на языке командного интерпретатора в среде ОС «Альт» и использование отечественного офисного пакета. Для преподавателей и учителей состоялись соревнования в номинациях: организация обучения в среде ОС Альт и использование отечественного офисного пакета».

Андрей Михеев, генеральный директор компании «Процессные технологии», преподаватель МИСиС и Финансового университета:
«Сложились очень странные правила «жизни» многих вузов. Например, могут существовать весьма сложные программы обучения, которые студенты не в состоянии освоить. При этом за неуспеваемость «разрешается» отчислить лишь очень небольшой процент студентов. В результате преподаватели вынуждены имитировать как сам процесс обучения по этим программам, так и процесс контроля знаний (умений) студентов. Хуже всего то, что после этого учащиеся могут только копировать уже известные им решения и не умеют находить их самостоятельно».

Максим Летуновский, ведущий специалист Учебного центра автодорожного колледжа Ростова-на-Дону:
«Поскольку наш колледж выпускает геодезистов, все учащиеся хорошо владеют компьютерами. Они работают с большим количеством специализированного ПО, причём как отечественного, так и зарубежного - 1С, Компас, Adobe AutoCAD, «ГРАНД-Смета» и так далее. Точно так же, помимо продукции Microsoft, ребята пользуются такими продуктами как «Мой Офис» и ОС «Альт Образование». Дело в том, что современным работодателям нужны специалисты, способные работать с разными программами и операционными системами».

…Разумеется, это далеко не единственные докладчики. Среди затронутых тем были и такие узкопрофильные, как «Применение QGIS и GNU R в исследованиях распространения микроорганизмов, устойчивых к антимикробным препаратам», «Реализация внутреннего хранилища бизнес-объектов в свободной системе управления бизнес-процессами RunaWFE Free», «Использование Open Source-подходов при построении Государственных ИС», «Разработка протокола связи для устойчивой передачи видео в самоорганизующихся сетях» и так далее. Что лишний раз подтверждает: в нашей стране есть не только хорошие идеи, но и выросшие из них проекты и продукты, вполне достойные внимания и тиражирования.