Сегодня сотрудники сети «Газпромнефть» из офиса отслеживают полный путь топлива от нефтебаз до бензобака автомобиля конечного пользователя, в реальном времени контролируя параметры работы всего оборудования на АЗС, включая кофемашины, холодильные камеры, измерительные системы, насосы, системы вентиляции, кондиционирования и прочее. Система мониторинга призвана исключить сбои в выполнении бизнес-процессов, построена на гибкой интеграционной платформе, позволяющей развивать новые продукты. Ирина Бойкова, руководитель направления развития систем мониторинга и контроля активов и лауреат премии Data Award 2023 в номинации «За всеобъемлющий подход к управлению активами» рассказывает о создании, развитии и перспективах единой системы мониторинга.

 

Ирина Бойкова: «Удаленно мы можем отслеживать весь путь топлива от нефтебаз до конечного пользователя — бензобака автомобиля, контролировать параметры работы оборудования на АЗС: кофемашин, холодильных камер, измерительных систем, насосов, систем вентиляции и кондиционирования, сетевой инфраструктуры и др.»

Для решения какой бизнес-проблемы потребовалась единая система мониторинга?

В компании появились автоматические АЗС, и для контроля параметров их технологического оборудования потребовалось развернуть Удаленный диспетчерский центр (УДЦ), что и стало отправной точкой для создания единой системы мониторинга. Изначально мониторинг охватывал только резервуарный парк. Постепенно необходимость мониторинга возникла для всей сети АЗС, а объем параметров мониторинга расширился на весь спектр оборудования АЗС и бизнес-процессов компании. Мониторинг позволил снизить операционные затраты на обслуживание оборудования и трудозатраты по компании в целом. Повысился уровень сервиса, что положительно повлияло на имидж компании, лояльность клиентов и восприятие сети как надежного партнера. Цифровизация процессов дает возможность собирать и анализировать весь пул данных по сети АЗС, что в свою очередь позволяет трансформировать бизнес-процессы. Мы отказываемся от неактуальных, оптимизируя существующие и предлагая новые.

 

В чем суть проекта?

Мониторинговый центр — система, предназначенная для контроля работоспособности технологического оборудования и ИТ-оборудования АЗС, контроля сохранности качества и количества нефтепродуктов, отслеживания эффективности логистических процессов и получения данных для прогнозной аналитики. Система онлайн позволяет выполнять корректирующие действия по минимизации последствий инцидентов и внештатных ситуаций, способных вызвать незапланированный простой оборудования, систем или АЗС в целом. Все эти действия выполняются независимо от месторасположения объекта мониторинга.

В связи с быстроменяющимися условиями рынка и развитием компании для реализации проекта был выбран инкрементальный подход. Это позволило быстро вести разработку и показывать результат, который при использовании гибких методологий scrum позволил сократить стоимость и срок разработки, а также повысить качество конечного продукта. Система интегрирована с большим количеством смежных систем, как внутренних, так и внешних, а также с телеметрией от различного оборудования.

 

Какие платформы используются?

Мониторинговый центр АЗС реализован на российской интеграционной low-code-платформе Интернета вещей АggreGate, которая обеспечивает разработку облачных сервисов и приложений, использующих данные от «умных» устройств.

В качестве целевого решения выбрали платформу от компании Tibbo Systems. Сочетание единой архитектуры решения и разработки с минимальным кодированием обеспечивает быструю адаптацию к запросам бизнеса, создание уникальных алгоритмов и фреймворков для мониторинга активов. Наши разработчики быстро освоили платформу и на ее основе создают теперь приложения в нужном для бизнеса темпе.

 

Как система мониторинга выглядит для пользователей?

Это веб-интерфейс собственной разработки, адаптированный к запросам каждого конкретного пользователя и направления: руководители компании, сотрудники отдела эксплуатации, метрологии, ИТ, сотрудники АЗС, логисты, розничный бизнес (рис. 1–3).

«Газпромнефть»: на пути к единой экосистеме мониторинга поставки нефтепродуктов
Рис. 1. Мониторинг продаж и оплат
«Газпромнефть»: на пути к единой экосистеме мониторинга поставки нефтепродуктов
Рис. 2. Мониторинг сетевой инфраструктуры
«Газпромнефть»: на пути к единой экосистеме мониторинга поставки нефтепродуктов

Рис. 3. Приёмка нефтепродуктов

 

Какие были достигнуты результаты?

На сегодня разработаны следующие направления: «Эксплуатация», «Метрология», «Управляющий АЗС», ИТАТ, «Логистика», «Журнал слива нефтепродуктов», в которых есть интерфейсы поддержки мониторинга состояния технологического, торгового и ИТ-оборудования, а также информационно-измерительных систем и систем жизнеобеспечения. В ходе проекта была выполнена интеграция с более чем десятком систем: внутренние корпоративные системы («1С», «Лабораторная информационно-управляющая система» и др.), внешние информационные системы подрядных организаций.

В периметр мониторинга сейчас входит почти полтора тысяч АЗС, а список пользователей и систем, подключенных к платформе, постоянно растет. Кроме того, мы продолжаем работу над интеграцией новых систем от партнеров, производителей оборудования и провайдеров связи для создания конкурентоспособных для рынка продуктов Интернета вещей.

Кроме этого сократились операционные затраты на комплексное сервисное обслуживание АЗС, время простоя станций и потери топлива, повысился контроль за качеством предоставляемого нефтепродукта.

 

Какие новые возможности открыла платформа мониторинга?

В компании работает предиктивное обслуживание, мы автоматизировали процесс подачи заявок в сервисную организацию при возникновении неисправности оборудования, повысили эффективность бизнес-процессов, связанных с логистикой, обеспечением качества и необходимого количества нефтепродуктов, эффективнее взаимодействуем с сервисными организациями. Также на этой платформе создан интерфейс бизнес-процесса приема нефтепродуктов, что существенно оптимизирует работу персонала АЗС и оцифровывает все сопутствующие операции по ведению журналов и оформлению актов. В результате создана единая база поставок на сеть АЗС с отслеживанием потерь на всех этапах транспортировки топлива.

Изначально задуманная как проект мониторинга остатков топлива на безоператорных АЗС, на сегодня система выросла до масштабной интеграционной платформы, в которой кроме данных, получаемых с контроллеров оборудования, реализован обмен с ключевыми смежными системами компании и партнеров, что сделало ее незаменимым информационным ядром и поставщиком данных для развития новых продуктов.

 

Планируется ли вывод решения на рынок?

В апреле 2022 года мы получили патент и направили документы для регистрации в Минцифры, что, после регистрации, позволит начать рассматривать возможность выхода на внешний рынок. Нашу систему можно адаптировать под мониторинг любой сферы, в которой есть оборудование, бизнес-процессы и обеспечено взаимодействие через Сеть.

 

В каком направлении будет развиваться платформа?

На базе платформы сейчас формируется единая экосистема мониторинга всей цепочки поставки нефтепродуктов от завода на нефтебазы компании и в итоге до конечного пользователя на АЗС.

Николай Смирнов (nsmirnov@osp.ru) — независимый автор (Москва).