Дмитрий ВолковНесмотря на обилие материалов по разработке и эксплуатации информационных систем, задача налаживания эффективного взаимодействия соответствующих подразделений остается сегодня одной из наиболее актуальных, и от ее решения во многом зависит успех гармонизации как ИТ в целом, так и их отношений с бизнесом. Как отмечает Наталья Дубова в этом номере журнала, посвященном обсуждению вопросов взаимодействия бизнеса и ИТ в целом и служб эксплуатации систем в частности, все контакты между разработчиками и специалистами по оперативной поддержке ИТ-инфраструктуры обычно сводятся к тому, что первые «перебрасывают» вторым через «стену», их разделяющую, готовые релизы приложений, не заботясь о том, что с ними будет происходить в дальнейшем. Такой «стиль» общения этих групп специалистов объясняется различием стоящих перед ними целей и задач — например, команда разработки отвечает за реализацию основных этапов создания новых приложений и модернизацию существующих, а в компетенцию специалистов по операционной работе входят задачи конфигурирования системных ресурсов для прикладных задач, администрирования и мониторинга компонентов ИТ-инфраструктуры. Миссия разработчиков состоит в создании нового, в проведении изменений в ответ на требования бизнеса, а миссия операционного персонала, наоборот, в поддержании стабильности среды как необходимого условия обеспечения ее надежной и безотказной работы. В конечном итоге и те и другие работают на одну цель — эффективную поддержку бизнеса, но пути ее достижения видят по-разному.

Современный бизнес живет в динамичной, высококонкурентной и нестабильной среде и, чтобы соответствовать ей, требует поддержки этой динамики от всех своих подразделений. Поэтому ситуация, когда одни участники бизнес-процесса выступают за перемены, а другие — за стабильность, неприемлема: требуются новые концепции взаимодействия всех субъектов жизненного цикла приложений, призванные заставить работать вместе тех, кто привык к глубокой изоляции. Одним из таких подходов к организации совместной работы стала технология DevOps налаживания взаимодействия разработчиков и эксплуатационщиков.

Как отмечают авторы этого выпуска журнала, появление новых бизнес-функций и новых приложений должно происходить сегодня чаще, а кроме того, сами ИТ сейчас претерпевают революционные изменения, вынуждая постоянно искать новые решения для поддержки средств мобильной работы, виртуализации разных уровней инфраструктуры, интеграции публичных и частных облачных сред с локальными инфраструктурами и т. д. Для обеспечения динамики соответствующей информационной поддержки нужны инструменты, такие как средства управления конфигурациями, системы автоматизации операционных процессов, облачные инструменты выделения ресурсов по требованию. Ключевую роль здесь играют интероперабельность и интегрируемость средств, используемых в разных группах инструментов. Как отмечает Александр Цимбалистов, этот инструментарий, помогая каждому участнику жизненного цикла приложения сформировать профессиональный взгляд на возникающие задачи, способен также предоставить общий язык для эффективного сотрудничества в реализации общих процессов.

Конвейерная сборка, предложенная Генри Фордом, в свое время вдохновила на перемены всю автомобильную индустрию, а затем было много попыток применения похожих идей и в индустрии ПО, отличающейся большим количеством провальных проектов, вызванных дефицитом взаимодействия с пользователями. Как отмечается в статье «Эскизное проектирование в программировании», под влиянием применяемых в автомобильной индустрии принципов перехода от идей к производству был предложен процесс эскизного проектирования ПО, помогающий всем участникам проекта по созданию нового изделия рассмотреть как можно больше альтернативных идей, прежде чем принять решение о начале проектирования приложения. Ключевая особенность данного подхода — активное вовлечение всех специалистов и пользователей еще на ранней стадии проекта. Однако, несмотря на простоту и эффективность предлагаемого подхода, типичную ситуацию в индустрии разработки ПО по-прежнему можно охарактеризовать фразой «нечего думать — программировать надо».

Все люди мира мыслят одинаковыми категориями, хотя и на разных языках, и проблема недостроенной Вавилонской башни, как отмечает Валерий Ильин, была вызвана, как бы сказали сегодня, отсутствием общения с целью обмена информацией, что как раз и является задачей ИТ. Неудивительно, что начиная с 2012 года идеи интеграции команд, отвечающих за поддержку различных этапов жизненного цикла приложений, стали активно обсуждаться в бизнес-среде. Кроме того, сегодня наблюдается тенденция к формированию в компаниях кросс-функциональных команд, берущих на себя задачи, связанные с поддержкой жизненного цикла приложений. Вместе с тем российский ИТ-рынок — это зеркало нашей экономики, и если компании, например госкорпорации, существуют в беcконкурентной среде, то стимулов к гармонизации ИТ путем внедрения инструментов типа DevOps, требующих серьезных преобразований в культуре работы, почти нет.

«Открытые Системы.СУБД»

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF