Разработчики выясняют сегодня, как для облаков будет выглядеть код любимой программы Hello, world!, а коммерческие и государственные предприятия стремятся не отстать от технического прогресса и бегут получать от облаков максимальные дивиденды на пике новаторства и инвестиционной привлекательности (рис. 1). Однако облачный рынок находится в процессе формирования, и для него нет еще ни устоявшихся ключевых параметров оценки, ни общепринятых метрик определения экономической эффективности, позволяющих каждому пользователю однозначно и в соответствии со своими возможностями и потребностями ответить на вопрос: сколько ему облаков взвесить?

 

Рис. 1. Предпочтения частным облакам

 

 Для учета потребления сервисов из облаков используется биллинг, организация которого для облаков достаточно сложна — ресурсы потребляются динамически, причем не всегда ясно, какие из них необходимо учитывать и с какой дискретностью. Имеется два подхода: абонентский и по потребляемым ресурсам. Возможна также гибридная модель.

Экономика в облаках

Несмотря на отсутствие стандартов и четкой проработки экономических основ, сегодня резко увеличился интерес к облачным сервисам. Вместе с тем оказалось, что титаны ИТ-индустрии, и в частности программной отрасли, пока не могут представить законченные продукты и решения, покрывающие многовариантность задач прикладных направлений, — не готовы к работе в облаках.

Абонентский подход подразумевает фиксированную плату, не зависящую от объема потребляемых ресурсов, что упрощает прогнозирование затрат и тарификацию аренды неиспользуемых мощностей. Затраты, закладываемые в бюджет, фиксированы вне зависимости от полноты использования запрошенного пула ресурсов, а мощности резервируются (фактически простаивая) под пиковое потребление. Кроме того, метод абонентской платы подходит для тарификации услуг, не потребляющих ресурсы (услуга высокой доступности, услуга резервного копирования), которые очень важны для обеспечения непрерывности бизнеса. Данные услуги подпадают под абонентский тип оплаты — их невозможно оценить количественно, услуга либо предоставляется, либо отключена.

В подходе потребляемых ресурсов оценивается количество ресурсов (памяти, процессорного времени, дисковой емкости), использованное заказчиком за фиксированное время, что позволяет точнее оценить объем реально потребленных сервисов, но усложняет прогнозирование по сравнению с абонентским. Кроме того, несформировавшийся рынок облачных сервисов ставит много вопросов, связанных с уровнем дискретности учета и параметризации ресурсов: что учитывать, какие должны быть тарифы, с какими интервалами времени надо проводить тарификацию, и т. д.

Гибридная модель сочетает в себе некоторые аспекты абонентского метода тарификации и метода потребляемых ресурсов, скажем фиксированный тариф за базовую конфигурацию виртуальной машины и оплату за динамически выделяемые дополнительные мощности.

Любая из моделей оплаты должна учитывать ресурсы, зарезервированные под заказчика, но им не используемые, это делается для обеспечения возможности своевременного их выделения в случае необходимости, а также для планирования роста мощностей облака, необходимых для удовлетворения потребностей всех использующих его клиентов.

Параметризация ресурсов облачной среды осуществляется по производительности, функциональности и доступности. Производительность определяет количество ресурсов, потребленных заказчиком, с возможным и/или необходимым уровнем дискретности. Размер единицы учета потребленных облачных сервисов зависит от используемого системного ПО и типа оборудования, а также от возможностей приложения, управляющего выделением этих ресурсов в интеграции с биллингом. Функциональность определяет такие дополнительные возможности, как мгновенные снимки, регламенты и глубина хранения резервных копий, антивирусная защита, балансировка нагрузки и т. д. Доступность определяет возможность кластеризации и средства обеспечения высокой готовности. Параметризация производительности, функциональности и доступности позволяет провести оценку качественных характеристик частного облака в финансовых величинах и выбрать не только необходимый для конкретного бизнеса уровень обслуживания, но и варьировать его. Например, убытки от отказа оборудования в магазине новогодних подарков могут отличаться на порядок в зависимости от сезона, поэтому услугу высокой доступности экономически целесообразно включать лишь на ограниченный период времени.

Ключевое обещаемое провайдерами преимущество облачных технологий — гибкое управление, позволяющее пользователю самостоятельно подключать и отключать услуги, а это требует от провайдера эффективных инструментов биллинга, тесно связанных с виртуализацией. Пользователи должны иметь полное представление об объеме потребленных ресурсов, чтобы оценить свои финансовые возможности и скорректировать перечень используемых сервисов.

Кроме того, заказчик должен иметь возможность управлять уровнем обслуживания, определенном в соответствующем соглашении (Service Level Agreement, SLA), не просто получая ресурсы, а варьируя набор их характеристик, например выбирая больший объем относительно медленной оперативной памяти либо заказывая ресурсы с быстродействующей памятью. Четкое понимание особенностей ландшафта информационных систем, помещенных в облако, позволяет пользователю гораздо больше сэкономить, чем гибкая дискретность и учет потребления с минимальным интервалом, — гибко выделяемые ресурсы могут использоваться неэффективно. В этой связи возрастает роль проектного подхода к частным облакам, который предусматривает учет специфики информационных сред, особенно если речь идет не о стандартизованных и предсказуемых офисных сервисах, а о системах, поддерживающих критические бизнес-процессы организации.

Рис. 2. Упрощенная модель сегментирования типов облака

Практика предоставления облачных сервисов клиентам компании «Ай-Теко" выявила необходимость решения задач, связанных с усложнением архитектуры облака. Процесс проектирования такой архитектуры динамичен в том, что касается технологических возможностей, параметризации и функционала. Для каждого из «кубиков» комплексного проекта облака (рис. 2), должны быть проработаны не только технологические особенности, но и правила игры с точки зрения параметризации каждого отдельного сегмента.

Рис. 3. Частный пример построения облака для распределенной организации

Кроме «кубиков», из которых строится облако, очень важно уделять внимание граничным зонам взаимосвязанных сегментов — распространение проектируемой частной облачной среды на несколько разнотипных сегментов влечет за собой не только применение гибридной тарификации, но и дополнительное определение параметров для граничных зон. Задача конвергенции сред, интеграции данных и разделения прав призвана связать проектируемые зоны комплексного решения в единую облачную структуру, из которой пользователь будет получать востребованные ресурсы. Не стоит забывать, что проект создания облака строится не на бумаге, а в реальной информационной среде, которая накладывает свои особенности, ограничения и условия реализации. На рис. 3 представлена вариация частного облака с внутренней и внешней зонами размещения, а также публичным сегментом. В данном проекте тарификации подлежат еще и граничные зоны с точки зрения скорости и объема предоставляемого трафика, а также защиты передаваемой информации.

Облако – лишь метафора, а реальная передача информации и зон ответственности строится в рамках традиционных деловых и юридических отношений и определяется готовностью правовой базы, регламентирующей применение новых схем и технологий. Реальная инфраструктура облака базируется на основе стандартов, которые его субъекты (пользователи и провайдер) определили в рамках деловых отношений реализации облачных проектов. Так, компанией "Ай-Теко» предоставляются облачные сервисы резервного копирования, защищенного хранения и восстановления данных, реализованные на базе соответствующих соглашений и стандартов, выработанных с участием поставщиков, например компании Symantec. Кроме того, собственные сертифицированные разработки компании в области информационной безопасности (ключи доступа, криптотуннель) позволили размещать в облаке персональные данные, не нарушая требования регуляторов.

***

Облачные сервисы становятся все более востребованы, причем в основе их популярности лежит взаимное сближение ИТ и бизнеса. Облака должны стать механизмом извлечения выгоды без необходимости бизнесу вникать в технические и технологические детали, а в экономическом аспекте — рассматривать ассортимент и условия предоставления возможных сервисов и приложений. Вместе с тем, как показывает опыт, в большинстве выполняемых сегодня облачных проектов методики и расчеты, положенные в основу биллинга, еще достаточно сырые, постоянно пересматриваются, что, однако, не мешает провайдерам облаков проводить экспансию на рынок.

Дмитрий Семынин ( Semynin@i-teco.ru ) — заместитель директора Центра разработки инфраструктурных решений компании «Ай-Теко» (Москва).