С развитием компьютерного оборудования и программного обеспечения усложняются одновременно и схемы лицензирования, поэтому один из способов возврата инвестиций в программы — это понимание тенденций и новых моделей лицензирования.

Лицензирование программного обеспечения, развиваясь, меняет представление о том, как организации и индивидуальные пользователи приобретают и применяют программы. Для софтверных компаний используемая ими модель лицензирования может решающим образом повлиять на прибыль. Даже сама по себе процедура выбора модели может выглядеть устрашающе — если учитывать все, начиная с количества приобретаемых лицензий и заканчивая ресурсами, необходимыми для установки и настройки систем лицензирования. Любая модель, от привычной пакетной модели до новейших предложений, основанных на идее подписки, имеет свои сильные и слабые стороны.

По прогнозам статистиков, приведенным в отчете Occupational Outlook Quarterly (Economic Growth, Winter 2005; www.findarticles.com/p/articles/mi_ m1155/is_4_49/ai_n16129947), с 2004-го по 2014 год личное потребление товаров будет расти, и на первом месте здесь окажутся персональные компьютеры и программное обеспечение; их доля составит 20,3%. Второе место займут товары из категории аудио и видео с долей около 4,7%, а доля одежды составит всего 2,9%.

При таком стремительном росте рынка производители тоже должны предлагать все больше новых возможностей. Предлагаемые ими программные продукты должны быть все более удобными и надежными. Лицензирование программ — важный фактор развития программ.

В условиях быстрого развития моделей лицензирования предприятиям все важнее идти в ногу со временем и понимать, какие преимущества и недостатки имеет та или иная модель. В статье дается обзор моделей лицензирования, описываются ресурсы, необходимые для активации или защиты программного обеспечения при использовании различных моделей, и рассказывается о том, как системы лицензирования могут помочь лучше соблюдать сроки действия лицензий и соглашений.

 

Кратко о лицензировании программ

Лицензирование программ — это процедура, позволяющая организации или частному лицу приобрести, установить и использовать программное обеспечение на отдельном компьютере или в сети, соответственно лицензионному соглашению с производителем этого программного обеспечения. Цель лицензирования — защитить как инвестиции компании-разработчика, минимизировав вероятность его взлома пиратами, так и инвестиции предприятия, снизив риск наказания за использование пиратского программного обеспечения. Как правило, разработчик реализует лицензионное соглашение путем встраивания в продукт специальных механизмов, не позволяющих использовать программу в случае нарушения пользователем каких-либо пунктов этого соглашения. К примеру, запуск демо-версии программы по истечении срока ее использования обычно приводит к тому, что программа (или, по крайней мере, какие-то из ее возможностей) становится недоступной. В таблице перечислены наиболее известные модели лицензирования программ, которые часто не менее сложны и разнообразны, чем программы, которые они призваны защищать.

Согласно исследованиям IDC, пожизненное лицензирование продолжает доминировать на рынке, но такие модели, как подписка и повременная модель, набирают популярность. При большем выборе перед потребителями и разработчиками, похоже, встает трудный выбор, требующий более глубокого понимания различных моделей лицензирования.

 

Традиционные модели

Традиционные модели, занимающие две верхние строки таблицы, — пакетное и серверное лицензирование. Несмотря на известные недостатки, эти модели, вероятно, будут использоваться еще по меньшей мере десять лет.

 

Пакетное лицензирование: долой неразбериху

Пакетное лицензирование, как можно увидеть из таблицы, бывает двух видов, причем оба вида для защиты программы от пиратского копирования используют некую блокировку или механизмы прекращения срока действия ключей. Схема лицензирования с блокировкой на узле (node-locked) позволяет всем использовать программное обеспечение, установленное на данном компьютере. Механизмы подобной блокировки весьма разнообразны, от фиксации допустимых имен хостов до использования аппаратного ключа — специального устройства, обычно подключаемого к компьютеру через параллельный порт или порт USB для защиты какого-либо приложения. Выбор механизма блокировки определяется тем, какие требования к защите от пиратского копирования выдвигает разработчик программы. Вообще говоря, защита с использованием имени компьютера — самая слабая, поскольку пользователь может в любой момент изменить это имя, тогда как защита с помощью аппаратного ключа является наиболее строгой. Другие механизмы используют MAC-адреса, IP-адреса и серийные номера дисков.

Слабая блокировка допускает возможность несанкционированного использования программы, а сам по себе механизм блокировки на узле может привести пользователей в замешательство. Для решения этих проблем многие разработчики (например, Borland Software и Adobe Systems) создали системы распространения лицензий через Internet, которые позволяют пользователям активировать лицензионные ключи и регистрировать свои экземпляры программ. На рис. 1 показано, как именно разработчики предоставляют пользователям доступ к лицензиям через сам продукт. Активация лицензии подразумевает использование специальной программы — мастера активации, требующего ввода серийного номера или кода активации. После того как пользователь ввел код, программа связывается с сервером регистраций компании-разработчика, от которого получает информацию о разрешении или отказе в активации.

Рис. 1. Активация пакетной лицензии

Пожизненные лицензионные соглашения, как правило, включают также техническую поддержку, доработки и обновления версий на какой-то определенный период. Следовательно, они во многом являются предшественниками лицензирования по подписке, только без автоматического обновления.

В противоположность пожизненным лицензиям, другой тип пакетного лицензирования — пробные лицензии — обычно не включает никакой технической поддержки и делает программу недоступной по истечении срока 30-60 дней с момента ее установки либо до тех пор, пока покупатель и разработчик не перейдут к пожизненному лицензированию.

 

Серверное лицензирование: спор о многоядерных процессорах

Сегодня наиболее жаркие споры об управлении лицензиями идут вокруг другой традиционной модели — серверного лицензирования. Разработчиков серверного программного обеспечения взволновала проблема многоядерных процессоров, которая требует ясного и последовательного решения. В статье, недавно размещенной на Internet-портале cnet.com, вице-президент компании Macrovision по технологиям таким образом подвел итог дискуссии: «… Лидеры отрасли, такие как Microsoft и Oracle, постепенно укрепляются на взаимно исключающих позициях относительно того, как повсеместное распространение многопроцессорных вычислений отразится на традиционно используемых ими схемах попроцессорного лицензирования. Раскол вокруг многоядерных вычислений поделил разработчиков на два лагеря, спорящих о том, какой подход лучше — по числу ядер или по числу процессорных разъемов».

Сторонники лицензирования по числу процессорных разъемов ратуют за то, чтобы пользователи платили за подключение, а их противники считают, что при лицензировании следует учитывать каждое ядро процессора как отдельный процессор и выдавать пользователю соответствующее число лицензий. Конечно, при таком подходе подразумевается, что каждое ядро обладает возможностями индивидуального процессора, но эта гипотеза не подтверждается пользователями многоядерных процессоров. В ответ на беспокойство своих клиентов корпорации Microsoft, Oracle и IBM считают ядром некоторую часть процессора или просто приравнивают многоядерные процессоры к одноядерным: «Не имеет значения, сколько процессоров встроено в кристалл».

 

Сетевые модели

Сетевая модель лицензирования выросла из необходимости развертывания тысяч копий программных продуктов на настольных и мобильных компьютерах сотрудников крупных организаций. Две наиболее известные сетевые модели — лицензия на одновременный доступ пользователей (concurrent), называемая также «плавающей», и лицензирование по сетевым именам (network-named). Обе модели широко распространены среди крупных предприятий и обеспечивают более точное соответствие требованиям разработчиков, чем традиционные модели. Последние обычно не справляются с реалиями больших организаций, где сотрудники устраиваются на работу и увольняются, и становится все труднее обеспечивать мониторинг и поддержку программ на каждом компьютере. На передний план выходят механизмы, обеспечивающие автоматическое восстановление сетевых лицензий, так как они предлагают более щадящий метод учета установленных программных продуктов.

 

Как они работают

В сетевой модели ответственность за управление лицензированием программ возлагается на серверные приложения. Специальные серверы лицензий освобождают ИТ-департамент от забот о мониторинге и поддержке используемых лицензий. Лицензия с одновременным доступом обеспечивает великолепную гибкость, позволяя предприятию купить пул лицензий, которые оно само может впоследствии распределять между пользователями компьютеров, на которых применяется данный продукт (см. рис. 2).

Рис. 2. Пример отказа в доступе в сетевой модели лицензирования с одновременным доступом

Лицензии на сетевые имена, в общем, менее дорогостоящи, чем лицензии с одновременным доступом, но дают меньшую гибкость, так как каждая лицензия выделяется для одного пользователя и не предназначена для совместного доступа. Вместо этого их работа основана на списках, отражающих связь отдельных пользователей с доступом к лицензируемому продукту.

Сетевое лицензирование включает шесть этапов.

Покупка. Предприятие покупает у разработчика лицензии на программу.

Установка. ИТ-подразделение предприятия устанавливает сервер лицензий на определенный компьютер.

Генерация лицензий. ИТ-департамент предприятия через систему генерации лицензий разработчика получает все необходимые лицензии и файлы клиентских настроек.

Применение. ИТ-подразделение предприятия применяет лицензионные файлы и запускает сетевой сервер лицензий.

Распределение. Предприятие рассылает файлы клиентских настроек по конечным пользователям, обеспечивая связь установленных у них программ с соответствующим сервером лицензий.

Использование. Пользователи могут свободно работать с программой.

Разработчики могут проводить дальнейшую рационализацию этапов установки, генерации и применения лицензий, чтобы обеспечить предприятия более эффективными средствами установки и запуска серверов сетевого лицензирования. Средства разработки приложений для установки программного обеспечения (например, InstallAnywhere и InstallShield компании Macrovision) позволяют разработчикам встраивать в программу установки сценарии, объединяющие эти три этапа в один.

 

Возрастающий трафик

Обратная сторона сетевого лицензирования, о которой часто говорят ИТ-руководители, — дополнительный сетевой трафик, который является результатом информационного обмена между клиентом и сервером. Сетевая модель требует постоянного обмена данными между клиентским приложением и сервером лицензий. При отсутствии правильного регулирования этот обмен, помноженный на тысячи пользователей, может стать настолько интенсивным, что вызовет отказ сети. Новые технологии управления сетевым лицензированием до некоторой степени упрощают эту проблему. Новые системы позволяют пользователям занимать лицензию на определенное время, давая им возможность быть как на связи с сервером лицензий, так и вне нее и таким образом управлять непосредственным контактом с ним. После восстановления сетевой лицензии пользователи могут освободить ее для применения в автономном режиме. При этом сервер блокирует лицензию, в сущности отключая клиентское приложение от тех приложений, мониторинг которых он осуществляет, и таким образом уменьшая сетевой трафик. Блокировка поддерживается сервером до тех пор, пока клиентское приложение снова не займет лицензию, или до истечения заданного периода.

 

Новые модели

Сегодня популярность приобретают две относительно новые модели. Первая — лицензирование по подписке, предлагавшееся разработчиками в течение нескольких лет в основном для защиты антивирусных программ. Вторая — это повременное лицензирование, или плата за фактическое использование.

 

Подписка

В рамках этой модели клиенты приобретают лицензии на определенный срок (обычно год и более), в течение которого автоматически получают обновления и дополнительные возможности. Плата, как правило, вносится за год. Модель лицензирования по подписке основана на предположении, что непрерывные автоматические обновления выгодны и пользователям, и разработчикам. Стоимость дополнительных ресурсов, как правило, невысока, и это несет в себе еще больше возможностей для максимизации возврата инвестиций в программное обеспечение по сравнению с традиционными моделями.

Согласно плану Microsoft Software Assurance, лицензирование по подписке должно обеспечить разработчику стабильный доход, в то же время давая покупателю возможность рассрочки платежей на более долгий период. Другие крупные производители, такие, как Adobe, Symantec и McAfee, приняли схожие модели лицензирования. Но при использовании в защищенных сетях и с приложениями, критичными для бизнеса, модель лицензирования по подписке, как правило, не работает. Они должны быть включены постоянно, их работа практически не должна прерываться. Когда срок действия лицензии истекает, пользователь перестает получать обновления (возможно, крайне важные для него) до тех пор, пока предприятие не возобновит лицензию. В большинстве случаев ИТ-департаменты принимают меры предосторожности для недопущения такой ситуации, но такое развитие событий все равно остается вероятным, — скажем, если использование лицензирования по подписке будет сопряжено с некоторыми трудностями, особенно в сетях с усиленной защитой, доступ в которые извне в лучшем случае затруднен. В таких случаях, по крайней мере не сегодняшний день, лучшей альтернативой является покупка программного обеспечения в магазине. Оно имеет свои недостатки, что подтверждают пользователи антивирусных программ.

 

Повременное лицензирование

Согласно этой модели, предприятия покупают необходимое количество лицензий с оплатой за использование. А компания-разработчик назначает плату за каждое использование соответственно тому, как это понятие определено в лицензионном соглашении. Такая модель лицензирования хорошо интегрируется с сетевой моделью с одновременным доступом, поскольку система управления сетевыми лицензиями может регистрировать каждый факт использования продукта и обновлять внутренние параметры, чтобы вовремя заметить, что пользователи превысили лимит использования. Предприятие может настроить систему с одновременным доступом таким образом, чтобы она регистрировала каждый факт использования программного обеспечения и представляла отчеты уполномоченным сотрудникам, а они, в свою очередь, периодически направляли эти отчеты компании-разработчику.

Гибрид этих двух моделей уже появился в ряде коммерческих систем лицензирования как воплощение идеи защиты от овердрафта в банковском деле. Вместе с защитой от овердрафта предприятия покупают некоторое начальное число сетевых лицензий, что позволяет пользователям продолжать применять продукты сверх лимита времени, предусмотренного при покупке. Разработчик должен решить, могут ли лицензии действовать в течение всего срока, или только выбрать те части приложения (как правило — наиболее важные), которые смогут продолжить работу по истечении срока.

 

Отчетность

Обе новые модели лицензирования — и по подписке, и повременная — подчеркивают необходимость надежности данных, используемых лицензией, так же как и в программном обеспечении, призванном помочь интерпретировать эти данные. При лицензировании по подписке компания-разработчик предоставляет пользователям систему для просмотра информации о применении лицензий и оплате. При повременном лицензировании разработчики сами отвечают за создание простых процессов представления данных, что подталкивает предприятия к тому, чтобы представлять отчеты — сразу через систему сетевого лицензирования или после их предварительного просмотра специальной ревизионной группой. Как правило, система управления лицензиями собирает данные об использовании лицензий и хранит их во встроенной базе данных или зашифрованном файле протокола. Впоследствии эти данные можно преобразовать в формат, удобный для обработки, после которой их можно будет предоставить компании-разработчику или отправить в систему формирования отчетов, которая представит информацию об использовании лицензий в виде таблиц и графиков.

Инструменты для формирования отчетов об использовании лицензий дают понимание множества вещей, включая то, когда было использовано большинство лицензий, как используются программы и к каким из них пользователи обращаются наиболее часто. Графическое представление такой информации помогает ответственным лицам предприятия оценивать его потребность в том или ином программном обеспечении.

 

Стандартная реализация?

Большинство производителей программного обеспечения или покупают, или самостоятельно разрабатывают средства борьбы с пиратским копированием, как непреднамеренным, так и злостным. Однако немногие действительно уделяют время тому, чтобы узнать, как большинство пользователей и работников ИТ-департаментов действительно применяют купленные ими программы. Может, они проводят бессчетные часы за настройкой и изучением сложных систем, развертывая тысячи лицензий и повторяя это для каждого нового пакета? На этот вопрос не существует простого ответа, но отрасль программного обеспечения так или иначе должна искать его. Матрица, состоящая из множества производителей, множества продуктов и множества групп пользователей, быстро превращается в кошмар для ИТ-менеджера.

Возможное решение — разработка наборов инструментов для работы с лицензиями, имеющих стандартизованную реализацию. И традиционные, и новые модели лицензирования можно объединить в общей оболочке для работы с клиентскими лицензиями. Такая стандартизация сделала бы для систем лицензирования то же самое, что интерфейс управления исходными кодами программ делает для систем контроля версий, кардинально облегчив пользователям управление лицензиями на всем множестве программ и их разработчиков.

Стандартная оболочка и стандартный инструментарий могли бы разгрузить каждого. Разработчикам не нужно будет создавать на пустом месте так много реализаций моделей лицензирования, и ИТ-департаменты будут тратить меньше ресурсов на управление отдельными системами лицензирования. Соответствующие группы специалистов могли бы собирать данные от централизованной системы лицензирования, анализировать их и передавать производителям. Связь между единым набором инструментов для лицензирования, интерфейсом и рынком систем лицензирования мог бы стать таким же мощным, как рынок интегрированных сред разработки, основанных на платформе Eclipse и языке Java.

 

К интеллектуальному лицензированию

Системы лицензирования программного обеспечения продолжают менять технологию и ландшафт, подобно распространению радио или тому, как Internet-технологии дают пользователям возможность получать все больше информации за все меньшее время. В течение следующих десяти или пятнадцати лет прогресс технологий обновления и лицензирования программ достигнет точки, когда участие пользователя станет минимальным или вообще не потребуется. Индивидуальным пользователям и предприятиям больше не потребуется стремиться к совершению наилучших сделок по приобретению программного обеспечения. Технологии кардинально изменят приоритеты и будут сами работать с покупателями для достижения оптимального результата. С этой точки зрения сегодняшние модели лицензирования — просто предшественники интеллектуальных систем сбора данных об использовании программ завтрашнего дня.

Дэниэл Ферранте (dferrante@borland.com)— инженер-исследователь компании Borland Software.


Daniel Ferrante, Software Licensing Models: What’s Out There? IT Pro, November/December 2006, IEEE Computer Society, 2006, All rights reserved. Reprinted with permission.


 

Пиратство неумышленное и преднамеренное

Пиратство может быть как неумышленным, так и преднамеренным. Неумышленное пиратство — это просто использование программы, выходящее за рамки лицензионного соглашения. Преднамеренное пиратство — это целенаправленная попытка преодоления лицензионной защиты с целью его последующей продажи.

Преднамеренное пиратство представляет серьезную проблему. Закон Сарбейнса—Оксли 2002 года рекомендует компаниям руководствоваться более строгими стандартами контроля над тем, какое программное обеспечение используется их компаниями. Данный закон призывает к повышению точности и надежности обнаружения нелегальных копий программ и напрямую затрагивает вопросы лицензирования программного обеспечения, требуя от корпораций точного учета любой интеллектуальной собственности.

К сожалению, экономический ущерб от пиратства растет. По данным Business Software Alliance, антипиратского альянса крупнейших производителей коммерческих программного обеспечения, 35% программных продуктов для персональных компьютеров, проданных за 2005 год, являлись пиратскими, что привело к потере в общей сложности 34 млрд. долл. (Global Software Piracy Study, 2006; www.bsa.org/globalstudy). Чтобы переломить эту тенденцию, прежде всего, следует сделать лицензирование более понятным и простым в применении.


 

Полезные ресурсы

Практика лицензирования постоянно меняется, и организациям следует периодически изучать разнообразные виды лицензий и модели лицензирования, а также отслеживать изменения в соответствующем законодательстве.

Компании–разработчики программных средств управления лицензиями

Agilis Software (agilis-sw.com/index.htm)

IBM (www-306.ibm.com/software/awdtools/lum/about.html)

IntraWare (www.intraware.com/solutions/license_manager.php)

Macrovision (www.macrovision.com/products/flexnet_publisher/operations/index.shtml)

SafeNet (www.safenet-inc.com/products/sentinel/Sentinel_RMS.asp)

Публикации: тенденции, прогнозы и модели

Occupational Outlook Quarterly, Economic Growth, Winter 2005 (www.findarticles.com/p/articles/mi_m1155/is_4_49/ai_n16129947)

Software Licensing, 2006 (www.bitpipe.com/tlist/Software-Licensing.html)

Software Licensing Said to be Set For Dramatic Shifts, 2004 (www.informationweek.com/story/showArticle.jhtml?articleID=18401482)

Oracle Caves on Multicore Licensing, 2005 (www.eweek.com/article2/0,1895,1837281,00.asp)

Multicore Processing to Have Profound Effects, IDC Says, 2005 (www.reed-electronics.com/electronicnews/article/CA6250952.html)

Perspective: Getting it Wrong on Multicore, 2005 (news.com.com/Getting+it+wrong+on+multicore/2010-1012_3-5684658.html)

Global Software Piracy Study, 2006 (www.bsa.org/globalstudy).

Software Assurance, 2006 (www.microsoft.com/licensing/programs/sa/default.mspx)


Таблица.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями