Дополнительное ИТ-образование дает возможность осуществлять комплексное обучение с акцентированной профильной подготовкой, позволяющей готовить востребованных в экономике специалистов. Однако квалификационные характеристики выпускников программ такого дополнительного образования пока не определены, а перспективность объединения усилий вузов и специализированных отраслевых учебных центров с целью разработки и реализации совместных учебных программ требует своего обоснования.

Приказом по Министерству образования РФ № 4175 от 29.11.2002 создано новое направление подготовки бакалавров и магистров 511900 «Информационные технологии» [1-2]. Как показывает опыт, дополнительное образование — важная составляющая ИТ-образования в целом; его основными целями являются освоение нового вида профессиональной деятельности или получение дополнительной квалификации, связанной с деятельностью в области ИТ, а также повышение существующей квалификации.

Дополнительное профессиональное образование многообразно по своим формам, особенно в сфере повышения квалификации. Дополнительные образовательные программы могут осуществляться с отрывом, без отрыва и с частичным отрывом от работы. Они могут осваиваться параллельно с основными образовательными программами. Наиболее емкими по объему учебных часов считаются программы обучения для получения дополнительной квалификации и освоения нового вида профессиональной деятельности [3]. При этом обучение на дополнительную квалификацию характеризуется не только большим объемом и, как следствие, длительным, обычно двухгодичным учебным циклом, но и тем, что в результате успешного освоения соответствующих учебных программ выпускники получают диплом государственного образца. Поэтому данный вид образования и представляет основной интерес с точки зрения разработки учебно-нормативных материалов, регламентирующих соответствующую образовательную деятельность.

В соответствии с требованиями Минвуза нормативный объем профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации должен составлять не менее 1000 часов аудиторных занятий (с учетом самостоятельной работы — около 2000 часов), а для освоения нового вида профессиональной деятельности — не менее 500 часов. Это делает обучение на дополнительную квалификацию перспективным для подготовки высокопрофессиональных, востребованных на практике ИТ-кадров.

Необходимое условие присвоения дополнительной квалификации — наличие диплома о высшем образовании по специальности, указанной в качестве допустимых в каждой программе дополнительного образования. Так, дополнительная квалификация «Разработчик профессионально ориентированных компьютерных технологий» может присуждаться лицам, имеющим высшее профессиональное образование по следующим направлениям и специальностям: 010000 «Естественнонаучные специальности»; 510000 «Естественные науки и математика»; 060000 «Специальности экономики и управления»; 350000 «Междисциплинарные специальности»; 654600 «Информатика и вычислительная техника»; 550000 «Технические науки»; 650000 «Техника и технологии».

Сегодня в области дополнительного образования делаются первые шаги. Имеется только предварительный Перечень программ дополнительного образования по направлению ИТ, составленный Минвузом, включающий следующие программы:

  • «Специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна (Web-дизайнер)»;
  • «Системный инженер (специалист по эксплуатации аппаратно-программных комплексов персональных ЭВМ и сетей на их основе)»;
  • «Разработчик профессионально ориентированных компьютерных технологий»;
  • «Менеджер наукоемких технологий».

Чрезвычайно важно с момента становления данной области четко определить ее цели и задачи, квалификационные требования к выпускникам дополнительных образовательных программ, гарантирующие определенный уровень подготовки.

Стоит заметить, что предлагаемые программы дополнительного образования не имеют ничего общего с высказываемыми иногда предложениями вспомнить опыт военных лет (тогда ускоренная подготовка младших офицеров действительно позволила решить проблему кадров) применительно к подготовке ИТ-специалистов и создать негосударственные училища по типу программистских ПТУ, предлагающие краткую подготовку на методической базе CC2001. Возможно, ПТУшников готовить проще, чем профессионалов высокого класса, однако серьезным компаниям такие «специалисты» не нужны. В индустрии, в бизнесе, в исследовательских проектах не хватает именно специалистов, способных эффективно использовать и развивать современные ИТ, ставить и решать новые задачи в быстро прогрессирующей области. Одного эксперта не заменит армия недоученных статистов от программирования. Учитывая динамику развития самой области ИТ, любой профессионал должен систематически заниматься самообразованием и быть готовым к решению новых задач. Ему необходимо изучать соответствующую научно-техническую литературу, разбираться в системе стандартов, для чего требуется достаточно высокий уровень как базовой, так и профессиональной подготовки.

Субъекты программ дополнительного образования

Обучение на дополнительную квалификацию характеризуется значительным объемом учебной нагрузки, что дает возможность осуществлять программы профессиональной подготовки, отвечающие высоким требованиям. Во-первых, оно реализуется для тех, кто уже имеет высшее образование или завершает обучение по основной программе высшего образования (т.е., как правило, имеет подготовку по естественнонаучным и техническим дисциплинам и математике), что позволяет преподавать ИТ-дисциплины на высоком уровне. Во-вторых, объем часов подобных учебных программ дает возможность реализовывать комплексную и одновременно профилированную подготовку слушателей к профессиональной деятельности в области ИТ. В-третьих, слушатели этих программ обычно обладают серьезной мотивацией для обучения, а также определенным практическим опытом в интересующей их области ИТ.

Таким образом, данный вид дополнительного образования наряду с магистерским обучением позволяет осуществлять комплексное обучение профессии с акцентированной профильной подготовкой по выбранным направлениям специализации (сетевые технологии, системное администрирование, технологии мультимедиа и др.). Однако, в отличие от магистерской подготовки, где значительное внимание уделяется научной работе, оно направлено, в первую очередь, на подготовку экспертов, способных эффективно решать сложные задачи производственного характера.

Важное достоинство дополнительного ИТ-образования — его высокая адаптивность к текущим потребностям в профессиональных кадрах. Поэтому программы дополнительного образования могут охватывать более широкий спектр по сравнению с «консервативными» программами магистерского образования. Учитывая предназначение и характер применения выпускников программ дополнительного обучения, их квалификацию можно было бы обозначить понятием технолог ИТ — профессионал по конкретному классу технологий, способный решать в этой области сложные производственные задачи.

Введение квалификации технолога ИТ с облегчением было бы воспринято техническими университетами, которые сейчас не поддерживают развитие данного вида дополнительного образования, опасаясь, что оно может претендовать на подготовку кадров для занятия инженерных должностей на предприятиях, минуя — и тем самым дискредитируя — подготовку инженеров по пяти-шестилетним вузовским программам. Такие опасения происходят из-за распространенного отождествления квалификации инженера как выпускника вуза с должностью инженера. Инженерное образование — одно из самых мощных в российской системе высшего образования, дающее обширные знания выпускникам, по физике, химии, математике, многим инженерным дисциплинам общего и специального характера. Однако выпускник вуза, пусть даже с инженерным дипломом, не может претендовать на роль эксперта по ИТ, востребованного на практике. Для этого выпускнику вуза потребуется более специализированное обучение по одной из магистерских программ или программ дополнительного образования, в частности, программ на дополнительную квалификацию. Наиболее подходящим названием для такой квалификации было бы понятие «технолог ИТ» (или «технолог ИТ конкретного направления» — например, «технолог по системному администрированию» или «технолог по безопасности компьютерных сетей»).

Анализ имеющихся программ дополнительного образования на дополнительную квалификацию показывает ряд их недостатков:

  • отсутствие четко определенных квалификационных требований к выпускникам;
  • отсутствие курсов для формирования базовых знаний в области ИТ в соответствии с рекомендациями СС2001 [4], которыми слушатели программ дополнительного образования часто не обладают (прежде всего, по таким дисциплинам, как дискретные структуры, основы современных языков программирования, архитектура компьютеров, основы операционных систем, основы баз данных и компьютерных сетей);
  • отсутствие системного подхода к изучению ИТ (в частности, отсутствие курса, изучающего систему стандартов в ИТ, глобальные концепции развития ИТ, фундаментальные модели) [5];
  • упрощенный уровень изучения отдельных дисциплин;
  • недостаточный почасовой объем конкретных рабочих программ, а также практикуемый перезачет необоснованно большого количества часов по программированию, пройденных по основной образовательной программе, часто не соответствующих современным требованиям;
  • заниженные требования к выпускной работе;
  • отсутствие целостной системы программ дополнительного образования.

Все это снижает эффективность, а в итоге, и престижность дополнительного ИТ-образования, что подтверждает актуальность введения квалификации «технолог ИТ» и создания соответствующей нормативной базы для разработки программ дополнительного образования на единой методической основе.

Квалификационная характеристика технолога ИТ

Квалификационная характеристика выпускников дополнительных образовательных программ на дополнительную квалификацию — неотъемлемая часть образовательного стандарта. Она включает перечни объектов и видов профессиональной деятельности выпускников соответствующих программ.

Объекты профессиональной деятельности технолога ИТ

Объектами профессиональной деятельности выпускников дополнительных образовательных программ на дополнительную квалификацию «технолог ИТ» являются:

  • информационные технологии (информационно-вычислительные сети, компьютерные системы, информационные системы, базы данных, электронные коллекции, сетевые приложения, продукты системного и прикладного программного обеспечения;
  • стандарты, профили, открытые спецификации, протоколы взаимодействия, другие технические характеристики систем, продуктов и сервисов ИТ;
  • языки программирования, языки описания информационных ресурсов, языки спецификаций, а также инструментальные средства проектирования и создания систем, продуктов и сервисов ИТ;
  • документация на системы, продукты и сервисы ИТ;
  • средства администрирования и управления безопасностью;
  • проекты по созданию и внедрению ИТ, соответствующая проектная документация;
  • стандарты, процедуры и средства управления жизненным циклом ИТ;
  • комплекты аттестационных тестов для установления соответствия систем, продуктов и сервисов ИТ исходным стандартам и профилям;
  • производственные процессы, подлежащие автоматизации и реинжинирингу;

Виды профессиональной деятельности

Технолог ИТ должен быть подготовлен к следующим видам деятельности:

  • разработке, созданию и использованию новых ИТ, реализованных в виде систем, продуктов и сервисов ИТ;
  • разработке стандартов, профилей, открытых спецификаций систем, продуктов и сервисов ИТ;
  • разработке и применению программных и информационных моделей процессов и объектов в науке, технике, экономике и управлении;
  • использованию ИТ в проектно-конструкторской, управленческой и финансовой деятельности.

Принципы разработки стандарта дополнительного образования

Анализ задач дополнительного образования и квалификационных характеристик к выпускникам показывает, что соответствующая учебная программа должна ориентироваться на комплексную и одновременно профильную подготовку специалистов, обладающих знаниями научно-методических основ, стандартов, методов и средств, обладающих базовыми знаниями в соответствии с рекомендациями СС2001, владеющих практическими навыками использования современных технологий, способных решать сложные научно-технические задачи и осуществлять проекты научно-производственного характера.

Определим основные принципы построения образовательных программ на дополнительную квалификацию.

  1. Подобная учебная программа должна быть направлена на подготовку высокопрофессиональных кадров, которые должны хорошо ориентироваться во всем пространстве ИТ, быть подготовленными к созданию, интеграции, сопровождению и использованию сложных систем, продуктов и сервисов ИТ, удовлетворяющих принципам открытых систем, построенных в соответствии с требованиями международных стандартов.
  2. В учебной программе должна быть отражена стратегическая роль концепции открытых систем для развития методологии и практики ИТ и, как следствие, роль стандартов и процесса стандартизации ИТ.
  3. В состав программы должны быть включены лекционные и практические занятия, обеспечивающие слушателям получение базовых профессиональных знаний в объеме, примерно соответствующем объему знаний представленного в СС2001 ядра для подготовки бакалавров. К обязательным базовым курсам следует отнести курсы, содержательно соответствующие аналогичным курсам стандарта бакалавра ИТ и составляющие не менее 30-40% от общего объема часов: дискретные структуры (2-семестровый курс с семинарскими занятиями); основы современных языков программирования (2-семестровый курс, поддержанный практикумом); архитектура ЭВМ и основы ОС (семестр); базы данных (семестр); компьютерные сети (семестр).
  4. В состав программы должен входить базовый методологический курс «Анализ информационных технологий» [6], посвященный научно-методическим основам ИТ, включая основные тенденции и концепции развития ИТ, концептуальный базис и эталонные модели важнейших разделов ИТ, организационная структура процесса стандартизации, аппарат профилирования, таксономия профилей и стандартов, используемые для определения стандартов языки и нотации, а также общие аспекты ИТ (управление, безопасность, интернационализация и др.).
  5. Профессионально-ориентированная часть курсов должна включать как курсы по основам современных ИТ, так и курсы профилирующей подготовки. Первые предназначены для получения слушателями фундаментальных знаний по важнейшим разделам ИТ, вторые — по конкретным видам технологий и продуктам.
  6. Программа должна включать обязательные и факультативные лекционные курсы, учебно-практические курсы и лабораторные работы, семинарские занятия, исследовательско-практические разработки и пр. Разнообразие видов обучения способствует более гармоничному развитию слушателей.
  7. В программе важное место отводится проведению так называемых учебно-практических курсов, которые включают как разбор теоретических аспектов ИТ, так и выполнение практических (лабораторных) работ с использованием наиболее распространенных ИТ-продуктов. Учебно-практические курсы целесообразно использовать в разделе профильных курсов.
  8. В программу может быть включен набор дополнительных лекционных курсов для обеспечения возможности составления гибких индивидуальных учебных планов с учетом интересов и способностей слушателей, индивидуальных установочных целей обучения.
  9. Важное место в программе отводится исследовательско-прикладным проектам, что способствует более глубокому осознанию и пониманию методологических основ ИТ, углубленному изучению стандартов ИТ, практическому освоению современных технологий реализации жизненного цикла систем и сервисов ИТ, развитию профессионального творчества.
  10. Программа должна характеризоваться основательностью и высоким профессиональным уровнем содержания курсов. Она должна реализовываться опытным преподавательским коллективом, ведь по существу это и есть вечерняя магистратура — но с более прагматическим уклоном.
  11. Состав учебных курсов и занятий призван адекватно отразить в учебной программе критические фазы жизненного цикла систем, продуктов и сервисов ИТ:
  • проектирование спецификаций функциональности создаваемых технологий с использованием аппарата профилирования;
  • реализацию профилей ИТ — создание систем, продуктов и сервисов ИТ на основе технологий комплексной поддержки жизненного цикла изделий;
  • тестирование соответствия реализаций ИТ исходным профилям и стандартам.

Стратегия развития программ дополнительного образования

Образование на дополнительную квалификацию обеспечивает возможность комплексного обучения ИТ-профессии с акцентированной профильной подготовкой по выбранным направлениям специализации. Немаловажно и то, что данный вид образовательной деятельности реализуется, как правило, без отрыва от основной работы. Такое образование включает два компонента, сравнимых по объему часов.

Первый компонент обеспечивает общую профессиональную подготовку и включает как базовые, так и специальные курсы по важнейшим разделам ИТ. Его задача — дать слушателям необходимое базовое образование с учетом рекомендаций СС2001, а также фундаментальные знания по важнейшим направлениям ИТ. Эта часть программы дополнительного образования может называться академической, так как оптимально она должна даваться в традиционной университетской среде.

Второй компонент предназначен для акцентированной профильной подготовки по конкретному направлению специализации. Его задачи — ознакомление с новыми технологиями, а также получение необходимых навыков и умений для их профессионального использования на практике. С такой задачей лучше всего справляются специализированные учебные курсы, разработанные производителями технологий и продуктов и реализуемые в специализированных учебных центрах.

Поэтому оптимальным подходом к развитию рассматриваемой формы дополнительного образования представляется объединение усилий учреждений высшей школы с отраслевыми учебными центрами для реализации на практике совместных учебных программ дополнительного образования. Такая форма сотрудничества обладает рядом достоинств:

  • фундаментальность академического профессионального обучения, реализуемого силами опытного профессорско-преподавательского состава вузов;
  • эффективность практического освоения современных технологий на базе специализированных тренинговых центров, высокий уровень соответствующих учебно-методических материалов;
  • актуальность и непосредственная целевая применимость результатов обучения;
  • объединение ресурсов для разработки и издания соответствующих учебно-методических материалов, а также создание совместной учебно-технологической базы;
  • возможность проведения совместных исследовательских и экспериментальных работ, направленных на разработку и апробирование новых образовательных технологий;
  • соответствие учебных процессов, реализуемых в рамках совместной деятельности, как требованиям государственных образовательных стандартов, так и современным требованиям к профессиональным кадрам;
  • использование маркетинговых ресурсов учебных центров для продвижения совместных учебных программ на рынке услуг дополнительного профессионального образования;
  • возможность получения выпускниками программ дополнительного образования как диплома государственного образца о присвоении дополнительной квалификации, так и сертификатов (в том числе, международных), отражающих уровень владения технологиями, изучаемыми по программе профилированной подготовки.

Примером таких дуальных программ могут служить программы подготовки по направлениям дополнительного образования «Системное администрирование» и «Безопасность ИТ», разработанные совместно лабораторией открытых информационных технологий ВМК МГУ им. Ломоносова и Учебным центром «Сетевая академия ЛАНИТ».

Заключение

В статье рассмотрены принципы разработки программ профессионального дополнительного образования. Для дополнительной квалификации предложено наименование — «технолог ИТ», предложен подход к подготовке востребованных в индустрии и бизнесе специалистов по конкретным направлениям, основанный на совместной разработке и реализации учреждениями высшей школы и отраслевыми учебными центрами учебных программ дополнительного образования.

Литература
  1. Владимир Сухомлин. «Подготовка бакалавров и магистров в области ИТ», Открытые системы, 2002, № 3.
  2. Владимир А. Сухомлин, Владимир В. Сухомлин. «Концепция нового образовательного направления», Открытые системы. 2003, № 2.
  3. Методические рекомендации и основные требования к проведению экспертиз документов, представляемых для лицензирования дополнительной квалификации профессиональной подготовки. Приказ от 06.09.2000 г. № 2571: «Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов».
  4. Computing Curricula 2001. Association for Computing Machinery and Computer Society of IEEE.
  5. Сухомлин В.А. «»Анализ ИТ» — базовая дисциплина для программ профессиональной подготовки специалистов в области информационных технологий», Сб. трудов «Теоретические и прикладные проблемы информационных технологий», научной конференции, посвященной 250-летию МГУ и 10-летию ВКШ, МГУ, М.2001».
  6. Сухомлин В.А. «Введение в анализ информационных технологий» // М.: «Горячая линия — Телеком» 2003 г.

Владимир Сухомлин (www.sukhomlin.ru) — профессор ВМК МГУ им. Ломоносова. Работа посвящается сетевому программисту и журналисту Сухомлину В.В., на протяжении ряда лет помогавшему автору в развитии дополнительного ИТ-образования. Автор выражает благодарность Еремину С.В. (ЛАНИТ) и Парчевской Л.Н. за практическую поддержку предложенного подхода.


Введение в государственный реестр специальностей квалификации «технолог ИТ» стало бы естественным отражением реалий, сложившихся в практике кадрового обеспечения ИТ-специалистами. В индустрии и бизнесе, как и в исследовательских проектах нужны именно профессиональные технологи ИТ, обладающие экспертными знаниями и умениями по конкретным направлениям ИТ. А из какого «сорта» бакалавров, специалистов, магистров куются эти эксперты своего дела, как правило, не столь существенно.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями