К старым как мир вопросам: что должно быть впереди - лошадь или паровоз, курица или яйцо, ИТ-сообщество еще лет 20 назад добавило свою дилемму: с чего начать проект по созданию, модернизации или эксплуатации инфраструктуры с процесса или продукта? Сегодня этот вопрос стал приобретать особую актуальность, постепенно приходит понимание, что работоспособная ИТ-инфраструктура, как бы это ни было обидно компьютерным гуру, должна зависеть от бизнеса. При этом, что бы там ни говорили системные интеграторы или производители, не существует типовых проектов, схем, отраслевых решений, универсальных подходов или инструментов. Как нельзя написать еще один роман «Война и мир», только вооружившись ручкой, которой пользовался Лев Толстой, так бессмысленно пытаться подменить покупкой ультрасовременных инструментов решение реальных проблем автоматизации.

Более двух десятков лет назад в Европе начался процесс аккумуляции лучшего опыта производителей, консультантов и пользователей, полученного при подготовке и реализации ИТ-проектов. Постепенно, накопленные при создании, эксплуатации и управлении компьютерных инфраструктур знания трансформировались в библиотеку, получившую название ITIL (IT Infrastructure Library). Эта библиотека позволяет адекватно измерить труд и адекватно его оплатить, регламентировать функции системных администраторов, сориентировать все группы пользователей в определении их роли при оценке эффективности вверенной им ИТ-инфраструктуры, планировать направления повышения эффективности бизнеса через компьютерные технологии. И еще много интересных и полезных наблюдений и рекомендаций можно найти в ITIL, интеллектуальные вложения в которую сделали многие известные производители, пользователи и консультанты.

Почему именно сейчас появилась необходимость в подобной структуризации? Не есть ли ITIL просто прихоть или красочная упаковка - отнюдь. Любая организация проходит пять стадий своего развития: анархия, фольклор, стандарты, метрики, оптимизация. Проходит время, когда при отсутствии метрик сотрудники компании сами определяли что хорошо, а что плохо, или пользовались корпоративным фольклором, «исповедуясь» у гуру, увольнение или болезнь которого была равносильна пожару в вычислительном центре. Наличие корпоративных стандартов, метрик, а не личных талантов сотрудников определяет инвестиционную привлекательность компании. Началось движение по пути управляемого, эволюционного развития бизнеса.

Сегодня, если проект выполнен не в соответствии с требованиями ITIL, рейтинг его понижается. Все идет к тому, что эту методику начнут приравнивать к ISO 9000. Поговаривают, что меценат Третьяков запретил пускать Репина в свою галерею: художник имел привычку дописывать свои картины. В ITIL четко прописано, как управлять изменениями информационных инфраструктур. Красивые рифмы нередко служат костылями хромым мыслям. ITIL помогает фильтровать красивые заявления тех поставщиков, которые в яркой упаковке предлагают ненужный товар.

Конечно, следует помнить, что слишком гладко причесанный стиль лысеет. Однако, ITIL не ограничивает свободу ни ИТ-подразделениям, ни бизнес-подразделениям - речь идет об игре по четким, осознанным правилам. Проходит время активного накопления компьютерного оборудования и многократного повторения уже сделанных ошибок - пришло время оптимизации бизнеса при непосредственном участии информационных технологий.

Продолжением темы ITIL стала подборка более «практических» статей. Почему-то всем кажутся нонсенсом станки, работающие в одну смену, авиалайнеры, летающие только два часа в день, а в сфере информационных технологий загрузка компьютеров на 20-30% — норма? В предыдущих номерах мы говорили о метакомпьютинге - технологии утилизации временно неиспользуемых вычислительных мощностей; поговорим теперь о другом возрождающемся сегодня подходе - централизации вычислительных ресурсов, построении компьютерной конфигурации «многие в одном». Конфигурации, предполагающей разбиение физической машины на независимые системные разделы, способные нести разные ОС и выполнять альтернативные приложения.

Консолидация людских ресурсов, процессов и оборудования дает ИТ-подразделению семикратное сокращение расходов только на управление персоналом. Консолидация полнофункциональных серверов в единой системе, а именно этого позволяет добиться технология разбиения - дает возможность построить надежный, обладающий высоким уровнем готовности центр данных, эффективно управляемый и способный адаптироваться к изменению бизнес-требований.