OpenView - одна из ведущих платформ управления корпоративными информационными ресурсами, которая, в отличие от альтернативных решений [1,2], не является полностью интегрированным продуктом, а представляет собой совокупность управляющих модулей, построенных на основе общей методологии и архитектуры.

Модули охватывают все дисциплины управления распределенной информационной средой и могут быть объединены с помощью корпоративной консоли. Комбинируя необходимые модули можно реализовать единую стратегию управления ИТ-ресурсами для конкретной организации. Иными словами, построить с помощью OpenView единую систему управления ИТ-услугами. В этой статье пойдет речь об архитектуре системы OpenView, концепциях и деталях реализации подсистемы VantagePoint, которая стала решающим шагом к превращению OpenView в корпоративную платформу управления ИТ-услугами.

Так сложилось исторически: OpenView родилась как система сетевого управления, а затем обрастала новыми возможностями, реализуемыми в автономных модулях. В НР считают модульную структуру своего продукта преимуществом; клиент не обязан приобретать лишние для себя возможности, он волен начать с минимального набора модулей и затем расширять функциональность платформы управления.

Последние три года разработчики OpenView реализуют новый, возможно, наиболее значимый за всю историю продукта этап совершенствования. OpenView имеет все предпосылки для того чтобы стать не просто платформой для управления ИТ-инфраструктурой, а платформой управления всеми процессами предоставления услуг, связанных с информационными технологиями. Речь идет об управлении ИТ-услугами - ITSM (IT Service Management), весьма перспективном направлении в развитии систем управления информационными ресурсами, вызванными к жизни изменениями, которые происходят в современном бизнесе [3].

Рассуждения о тесной взаимосвязи бизнес-процессов и компьютерной инфраструктуры организации уже становятся общим местом, но что делать, если это действительно так, тем более, когда бизнес все чаще обзаводится приставкой «е-». И именно этот факт - зависимость бизнеса от ИТ - требует новых методов управления информационной инфраструктурой и организации работы ИТ-службы компании. ITSM на основе OpenView становится сегодня реальностью благодаря технологической базе - решениям, вошедшим в состав OpenView за все годы развития продукта и особенно благодаря VantagePoint.

История развития OpenView

Как видно из рис. 1, различные модули OpenView объединяются в логические группы: модули сетевого управления, управления приложениями и системами, управления настольными средами, управления хранением и защитой. OpenView предоставляет также специальный инструментарий для разработки третьими фирмами своих собственных продуктов, интегрируемых в среду OpenView. Функциональность продукта наращивалась постепенно, по мере изменений в технологиях, которые используются для построения информационных сред компаний (рис.2).

Рис. 2. Эволюция систем управления ИТ

Платформа сетевого управления

Когда все приложения и данные размещались на мэйнфреймах, проблем с управлением не было. Сложности породил следующий, сетевой этап развития вычислительных инфраструктур, когда возникла необходимость в управлении разнородными сетевыми устройствами. Именно тогда, около 10 лет назад, OpenView получила известность как платформа сетевого управления. Модуль Network Node Manager по сей день остается краеугольным камнем семейства OpenView, и именно с него в совокупности с дополнительными возможностями мониторинга сети, как правило, и начинается внедрение платформы OpenView. Network Node Manager обеспечивает обзор сетевых устройств, мониторинг их состояния в разнородной среде (Unix и NT). Сетевой администратор получает отчеты о статусе устройств, оценивает работу сети и может точно выявить причину возникшей проблемы.

Network Node Manager поддерживает централизованное хранилище данных, предоставляя возможность с помощью специального инструментария анализировать тенденции работы сети и, таким образом, управлять сетью в проактивном режиме - не только оперативно реагировать на уже произошедший сбой, но и предсказывать их и заранее предотвращать. Уже возникшая проблема решается благодаря технологии интеллектуальной корреляции событий, в соответствии с которой сигналы о неисправностях коррелируются в один высокоуровневый сигнал об источнике сбоя. Дистанционное управление сетью реализуется благодаря использованию Web-интерфейса на основе Java.

Дополнительные возможности сетевого мониторинга, важные при подходе к системе управления с точки зрения управления услугами, предоставляют модули Customer Views и PolicyXpert. Первый ассоциирует пользователей с потребляемыми им сетевыми услугами, и наоборот, ассоциирует сетевые ресурсы, контролируемые Network Node Manager, с пользователями, которые их задействуют. Это позволяет, например, генерировать отчеты о сетевом трафике по конкретному пользователю. PolicyXpert - средство централизованного управления качеством обслуживания на сетевом уровне, позволяющее программным путем дифференцировать предоставляемые сетевые возможности для различных типов трафика.

IT/Operations - единый пункт управления

Следующим этапом эволюции информационных технологий стала распределенная архитектура клиент-сервер, еще более усложнившая задачу управления. Важные корпоративные приложения перекочевали в разнородную среду из множества аппаратных платформ и операционных систем. Для нормальной работы такой сложной инфраструктуры необходимо было найти такое управляющее решение, которое объединяло бы преимущества распределенной клиент-серверной архитектуры с эффективностью и удобством контроля из единой точки управления, как это было на мэйнфреймах. Так появился модуль управления компьютерными системами и приложениями - IT/Operations.

Данный модуль реализует оперативное реагирование на события, происходящие в системе. IT/Operations имеет традиционную клиент-серверную архитектуру, где серверная часть - это центральный «менеджер» системы, а клиенты - программные агенты, устанавливаемые на управляемых системах. Взаимодействие между менеджером и агентом реализуется в виде вызова удаленной процедуры. При этом обмен данными происходит с использованием защищенных коммуникаций.

В функции агентов входит отслеживание журнальных файлов приложений и баз данных, мониторинг процессов, выявление превышений пороговых значений и формирование извещений менеджеру. В случае возникновения нештатных ситуаций, агент оповещает менеджера и запускает автоматические или через оператора ответные корректирующие действия. Сообщение о нештатной ситуации содержит исчерпывающее описание проблемы и возможные пути ее устранения. Агенты собирают разнообразную информацию от приложений и баз данных, работающих на конкретных компьютерах. Управляемыми узлами в IT/Operations могут быть разные аппаратно-программные платформы: Unix, OpenVMS, NT и NetWare. Для удобства работы все данные о разнородных системах преобразуются в единый формат, классифицируются, фильтруются и объединяются в логические группы, например, данные об архивации данных.

Помимо полностью централизованного управления IT/Operations поддерживает создание специализированных рабочих мест операторов - экспертов в определенной предметной области, например, по базам данных, хранению/архивированию информации, сетевым устройствам, производительности сети, производительности систем, и т.д. Информацию операторам предоставляет управляющий сервер - менеджер системы, а полномочия - ограниченные права доступа к тем или иным управляемым системам - делегирует администратор системы управления. Операторы получают только сообщения, относящиеся к их компетенции и могут запускать только необходимые им приложения. Стандартная поставка IT/Operations включает набор приложений для управления Unix-серверами, рабочими станциями и NT-системами.

Важнейшей составной частью IT/Operations являются так называемые Smart Plug-In - предварительно настроенные модули для управления ведущими приложениями, базами данных, системами промежуточного слоя и средствами работы с Internet. Имеются модули для SAP R/3, BAAN IV, Microsoft BackOffice, СУБД Oracle и Informix, ряда Web-серверов.

Параллельно с IT/Operations семейство OpenView пополнилось рядом других систем. Модули PerfView, MeasureWare и GlancePlus дополнили функциональность IT/Operations возможностями контроля за производительностью компьютерных систем (GlancePlus) и распределенных клиент-серверных приложений (PerfView, MeasureWare). Система Desktop Administrator автоматизирует работу системного администратора по управлению парком ПК. Desktop Administrator собирает всю необходимую информацию о настольных системах и обеспечивает последовательное контролируемое распространение важнейших приложений и новых версий ПО. Централизованное системное администрирование как на Unix-платформах, так и на ПК обеспечивает модуль IT/Administration. Распространение программного обеспечения в разнородной среде поддерживается модулем Software Distributor. Специальные модули реализуют управление резервированием, восстановлением данных (OmniBack II) и хранением (OmniStorage).

Наличие сосредоточенных в различных модулях разнообразных управляющих функций настоятельно потребовало их интеграции, центром которой естественным образом стала система IT/Operations, превратившаяся в набор программных средств, решающих разные задачи управления. Это наглядно демонстрирует современный интерфейс системы, состоящий из множества экранов для разных задач и приложений, находящихся в тесном взаимодействии (рис. 3).

Рис. 3. Интерфейс НР OpenView IT/Operations

Помимо базовых возможностей, IT/Operations теперь включает модули IT/Administration, Desktop Administrator, OmniBack, OmniStorage, Software Distributor и даже Network Node Manager. Кроме того, возможна интеграция приложений других разработчиков - партнеров НР по программе OpenView, например, Microsoft SMS, Cisco Works, ARS Remedy и др. Включение этих приложений позволило модернизировать архитектуру агентов IT/Operations - теперь агент может быть составным, включая мастер-агента - собственно агента IT/Operations, и субагента - агента других приложений. В роли субагента может выступать агент системы IT/Administration, в перспективе - агент MeasureWare.

Таким образом, в OpenView появилось интегрированное решение, единый центр управления сетями, операционными системами, базами данных, приложениями - всей вычислительной инфраструктурой организации. И это послужило технологической основой для следующего шага в эволюции OpenView - перехода от управления информационной инфраструктурой к управлению услугами, которые эта инфраструктура предоставляет.

На пути к ITSM

Основная характеристика нового этапа - изменение роли информационной инфраструктуры. Из средства поддержки бизнеса ИТ превращается в часть бизнес-процесса, а значит, предъявляются особые требования к надежности и скорости работы всех элементов ИТ-инфраструктуры. Ошибки, негарантированные сроки выполнения задач могут сорвать нормальную работу компании: операционист банка не сможет обслужить клиента, электронный магазин станет недоступен потенциальным покупателям. Развитие электронной коммерции и появление такой услуги, как аренда приложений, ставит компании перед необходимостью самым серьезным образом подходить к оценке стоимости простоев компьютерных систем, времени, которое уходит на исправление нежелательных ситуаций и затрачиваемых при этом средств. Коммерческий успех напрямую зависит от этих показателей.

В этих новых условиях происходит принципиальное изменение задачи ИТ-отдела - теперь он должен не только обеспечивать бизнес-процессы компании необходимыми информационными сервисами, а оценивать качество услуг, определять затраты для каждого бизнес-подразделения и предоставлять эти услуги в соответствии с заранее определенными требованиями. Концепция управления ИТ-услугами устанавливает систему показателей, характеризующую уровень предоставляемых услуг.

Однако чтобы реализовать управление ИТ-услугами, необходимо дать возможность системе управления видеть, как функционируют системы, сети и приложения с точки зрения бизнес-процессов. Таким образом, требуется не просто реагировать на сбой, но анализировать, в какой части информационной системы произошел этот сбой, какое подразделение компании от него пострадает и на какие еще бизнес-функции он может повлиять. Такой бизнес-взгляд на ИТ позволяет отобразить информационный сервис на структуру бизнес-процессов, увидеть, какое аппаратное и программное обеспечение в них задействовано, как оно распределено территориально, с какими другими процессами связано. В OpenView для решения этой задачи создано новое поколение управляющих модулей, система VantagePоint.

Три ипостаси интеллектуального управления

VantagePoint (в переводе - выгодная позиция, пункт наблюдения) - совершенствует возможности IT/Operations, позволяя реализовать более интеллектуальный центр управления всем конгломератом корпоративных компьютерных систем и приложений. Переход к ITSM потребовал ориентировать этот центр на управление информационной службой в целом, а не отдельными ее аппаратными и программными компонентами.

Система VantagePoint нацелена на решение трех важнейших проблем, с которыми сталкиваются ИТ-отделы современного крупного предприятия. Прежде всего, это теснейшая взаимосвязь информационных технологий и бизнес-процессов, необходимость быстро отражать в инфраструктуре изменения, происходящие в бизнесе. Кроме того, сами компьютерные технологии постоянно совершенствуются, становятся более изощренными, а степень их использования в повседневной деятельности предприятия растет с огромной скоростью. В ближайшие три года объем электронных транзакций увеличится на порядок, поэтому ИТ-подразделение должно оперативно адаптироваться ко всем этим процессам, успешно справляться с трудностями, которые несут в себе подчас очень разные технологии прикладных систем, аппаратных и операционных платформ, баз данных, сетевых решений. И все это в условиях постоянного дефицита квалифицированных кадров. Например для новых Internet-приложений вообще трудно сформировать собственную квалифицированную команду. Поэтому, в частности, получает все большее распространение аутсорсинг различных функций ИТ-отдела, обращение к услугам поставщиков услуг от поддержки сетевых коммуникаций до хостинга приложений.

Три основных концепции нового решения OpenView VantagePoint - три ипостаси интеллекта системы управления, позволяют справиться с перечисленными трудностями. В OpenView VantagePoint реализованы:

  • бизнес-определяемый интеллект (Business-driven intelligenсе) - возможность получить точное представление о том, как работают ИТ-процессы с точки зрения бизнеса;
  • мгновенный интеллект (Instant intelligence) - автообнаружение всех технологических элементов и установление их связи с бизнес-процессами, реализация всех интеллектуальных функций сразу после внедрения, автоматическое использование накопленного в компании опыта по управлению ИТ;
  • активный интеллект (Active intelligence) - автоматическая адаптация системы управления к происходящим событиям, обнаружение и реагирование на проблему до того, как она окажет негативное воздействие на работу компании.

Интеллектуальность VantagePoint выражается прежде всего в серьезном усовершенствовании возможностей традиционных агентов по управлению ресурсами корпоративной системы в нормальных условиях и критических ситуациях.

Бизнес-определяемый интеллект

Концепция бизнес-определяемого интеллекта реализуется с помощью построения карты ИТ-услуг, которая позволяет увидеть, каким образом информационный сервис распределяется по инфраструктуре, какие конкретно аппаратные системы, сети, приложения, базы данных он использует, соотнести этот сервис с бизнес-процессами, определить его влияние на работу подразделений компании. Кроме того, дается возможность выяснить, насколько производительность элементов ИТ-инфраструктуры удовлетворяет потребностям бизнес-процессов.

Увидеть механизм совместной работы информационных ресурсов, в совокупности реализующих ту или иную услугу и взаимодействие этой услуги с бизнес-процессами, можно с помощью бизнес-ориентированного представления ИТ-услуг (business-oriented service view). Этот специализированный интерфейс доступен с консоли VantagePoint, называемой также картой услуг - Service Map (рис. 4).

Рис. 4. Карта услуг OpenView VantagePoint

Карта услуг ассоциирует физическую инфраструктуру: сети, системы, приложения с логическим сервисом. Бизнес-службы выводятся в виде дерева, которое отображает взаимосвязи и зависимости между отдельными элементами инфраструктуры. Можно увидеть всю картину в целом или получить более детальную информацию о тех или иных объектах управления и связанных с ними элементах. В последнем случае достаточно с помощью мыши переместить нужный элемент в центр экрана. При этом ориентация дерева изменится таким образом, что выбранный узел станет его корнем и будут выведены все узлы и зависимости нижних уровней. Такая последовательная развертка дерева служб позволит не только быстро найти причину сбоя в системе, но и увидеть: на какие еще элементы данной службы может повлиять та или иная неисправность. Кроме того, в карте услуг предусмотрена цветовая кодировка проблемных ситуаций. Масштабы карты практически неограничены, поэтому VantagePoint может использоваться и в самой крупной среде управления.

Помимо графического, динамического, бизнес-ориентированного представления ИТ-услуг модулем VantagePoint Reporter поддерживается концепция бизнес-ориентированного интеллекта. Это важный инструмент для ITSM, поскольку позволяет получать стандартные или настроенные администратором отчеты об уровне ИТ-служб, который определяется такими, например, показателями как время отклика приложений и доступность служб. Кроме того, VantagePoint Reporter предоставляет данные о производительности систем, на основе которых могут быть сформированы оперативные, точные отчеты для бизнес-пользователей о производительности реализации ИТ-услуги в целом.

Таким образом, бизнес-ориентированный интеллект системы - это возможность для ИТ-администратора определить, как доступность, производительность и время отклика ИТ-услуги влияет на бизнес-процесс. Это визуализация зависимости ИТ-сервиса и работы бизнес-групп от проблем в конкретном компоненте ИТ-инфраструктуры. Определив наиболее критичные для компании проблемы, администратор соответствующим образом установит приоритеты их разрешения. Это средство отображения в реальном времени модификаций модели управления, возникающих из-за изменения потребностей бизнеса.

Мгновенный интеллект

Концепция мгновенного интеллекта поднимает на новый уровень средства оперативного развертывания и автоматической конфигурации ИТ-инфраструктуры и обеспечивает моментальное отображение в ИТ изменений в бизнес-транзакциях. Она разрабатывалась для решения двух основных задач. Во-первых, научить систему управления адаптироваться к быстрым изменениям информационной инфраструктуры. Во-вторых, быстро развернуть саму систему управления.

В реализации мгновенного интеллекта задействованы такие средства VantagePoint, как механизм автообнаружения услуг, формирование и поддержка управляющей модели, графическая конфигурация сервисов и автоматическое развертывание шаблонов действий. Автоматическое обнаружение услуг выполняется агентами VantagePoint, установленными на управляемых узлах. Агенты определяют элементы информационного сервиса и взаимозависимости между ними. Информационная служба может быть представлена одной системой, например, СУБД, или сама состоять из нескольких сервисов, как в случае сложного ERP-приложения. Все данные о структуре службы и лежащих в ее основе технологических компонентах помещаются в управляющую модель (management model) - ключевой элемент нового решения.

Управляющая модель- это база данных, в которой заданы все элементы ИТ-услуг, их иерархия, зависимости и взаимосвязи, а также бизнес-правила, задействованные в ИТ-процессах, и данные об уровне сервиса, необходимого для конкретных бизнес-процессов. Управляющая модель - это основа для построения карты услуг, которая позволяет реализовать бизнес-взгляд на информационные сервисы в компании. Управляющая модель создается автоматически, но может быть модернизирована, если происходят изменения бизнес-служб - добавляются новые компоненты или наоборот, что-то исчезает или меняется. Например, если развернуто новое приложение, которое организует взаимодействие между подразделениями компании, то в управляющей модели будет отражено, что это приложение зависит от конкретной базы данных, конкретной электронной почты и т.д.

Управляющая модель содержит шаблоны действий, которые позволяют реализовать накопленные в компании знания об управляющих действиях в конкретных ситуациях. Тем самым снижается зависимость системы управления от навыков и опыта технического персонала, максимум информации накапливается в самой системе, и в большинстве случаев она сможет реагировать на события автоматически. Это одно из проявлений интеллектуальности системы управления.

Автообнаружение услуг и построение управляющей модели позволяет получить четкую картину информационных сервисов. Дальше устанавливается их взаимосвязь с бизнес-процессами, а графический интерфейс VantagePoint дает возможность привязать ИТ-услуги к определенным бизнес-процессам. Например, обнаруженные серверы Microsoft Exchange Server и связанные с ним компоненты: процессоры, операционные системы, приложения и т.д., могут быть задействованы корпоративной системой приема заказов, внутренней почтовой системой подразделения компании или обеими системами. Соответственно, эта зависимость будет отображена на карте услуг.

Следующий шаг - автоматическая рассылка шаблонов действий (рolicies), которые настраивают работу агентов на мониторинг управляемых объектов, передачу сообщений о событиях, автоматическую реакцию в конкретных ситуациях. Шаблоны действий увязываются с конкретными ИТ-службами в управляющей модели и рассылаются агентам на управляемых объектах, обеспечивая встроенные интеллектуальные возможности и автоматические механизмы развертывания и мониторинга услуг, генерации сообщений и реакции на события. Шаблоны действий системы VantagePoint позволяют гибко подойти к реализации функциональности агентов и, в отличие от традиционных подходов, когда агент для определенного типа управляемых объектов выполнял раз и навсегда заданный набор предписаний, агент выполняет только действия, заданные в шаблоне и действительно необходимые для управляемого объекта. Существует несколько типов шаблонов, поэтому агент получает определенное число типов для реализации своих функций. Например, если известно, что управление базой данных Oracle сводится к сбору информации о производительности за некоторый исторический период, то агент этой системы получит только шаблон измерений и не будет заниматься контролированием пороговых значений и отслеживанием происходящих событий.

Шаблоны действий позволяют контролировать показатели, характеризующие качество предоставляемых услуг, и тем самым способствуют реализации управления ИТ-услугами. VantagePоint предусматривает простые способы кодирования таких характеристик ИТ-службы, как объем, оперативность, надежность, ограничения. Простой графический интерфейс - редактор шаблонов (policy editor) - позволит создать шаблоны действий, предписывающие соответствующим агентам отслеживать эти показатели и формировать нужные отчеты.

Активный интеллект

Благодаря функциям активного интеллекта управляющая система приобретает способность адаптироваться к возникающим отклонениям в программном или аппаратном элементе системы. Конечная цель - высокий уровень доступности ИТ-услуг и автоматическое управление качеством предоставляемого сервиса.

Активный интеллект реализуется с помощью нескольких важных функций VantagePoint. Обычные шаблоны действий задают поведение агентов при нормальной работе системы, т. е. тогда, когда система «здорова». «Здоровье» того или иного компонента ИТ-инфраструктуры определяется некоторой пороговой характеристикой его работы. При развертывании система VantagePoint собирает с распределенных управляемых объектов статистические данные, например, время отклика для ключевых транзакций, время работы той или иной услуги, время восстановления, а также такие ключевые параметры, как загрузка центрального процессора, скорость ввода/вывода. Результирующие данные, взятые за определенные промежутки времени, позволяют вывести пороговые значения, которые будут указывать на появление возможных проблем на управляемом объекте. При переходе к управлению ИТ-услугами эта информация послужит основой для заключения соглашений об уровне обслуживания.

Пока система работает нормально, шаблоны действий задают умеренную активность агента по мониторингу состояния объекта. Как только агент обнаруживает выход за заданное пороговое значение, например, частота обращения к кэшу базы данных Oracle оказалась ниже заданных 20%, агент автоматически, без всякого вмешательства администратора, перейдет в диагностический режим работы, при котором значительно возрастет частота сбора ключевых данных о системе (в нашем примере такими данными являются время выборки страниц, используемость памяти и список пользователей, обращающихся к базе данных), и будет передано соответствующее сообщение оператору.

Карта услуг позволяет быстро выявить корневую причину проблемы и увидеть, на какие еще элементы системы она может повлиять. Предположим, цветовая кодировка на карте показала на сбои в работе электронной торговой системы. Спускаясь вниз по дереву услуг, администратор обнаруживает неудовлетворительную работу Web-сервера системы. Далее, с помощью простого меню, инициируется анализ корневых причин, который выдает информацию о том, что центральный процессор одной из машин сервера, находится в режиме перегрузки. Решение проблемы может произойти автоматически или будет инициировано оператором, в зависимости от сложности ситуации. При этом используется специальная база знаний VantagePoint - постоянно расширяемый репозиторий методов разрешения проблемных ситуаций, с которыми компании уже приходилось сталкиваться.

По мере исправления ситуации агент автоматически возвращается из диагностического в нормальный режим работы. Таким образом, система управления динамически адаптируется к изменениям в состоянии контролируемых систем и оперативно разрешает проблемы наиболее эффективными способами, не позволяя им нанести ощутимый вред корпоративному бизнесу.

Подведем итог. Три ипостаси интеллекта VantagePoint - это:

  • возможность получить наглядное графическое представление всей ИТ-инфраструктуры компании, ее взаимосвязи с бизнес-процессами и расшифровать каждый информационный сервис, иерархию всех его компонент - аппаратных и операционных систем, баз данных, приложений;
  • возможность практически мгновенно сконфигурировать управление информационной инфраструктурой путем автоматического обнаружения сервисов и незамедлительного внесения изменений, вызванных переменами в потребностях бизнеса. Возможность с помощью шаблонов действий задавать оптимальный набор функций для управляющих агентов и сразу реализовывать накопленный в компании опыт по управлению конкретными системами;
  • возможность динамически перевести агента в режим разрешения проблемной ситуации, быстро выявить корневые причины сбоя и его возможное влияние на другие компоненты ИТ-служб и бизнес-процессы, разрешить проблемную ситуацию с учетом опыта, накопленного в компании прежде, чем она нанесет ущерб реальному бизнесу.

Модули VantagePoint

Реально рассмотренные возможности реализованы в разных модулях VantagePoint, которые могут функционировать автономно, интегрируясь в единое решение.

VantagePoint Operations реализует единый пункт управления событиями во всех аппаратных и программных объектах распределенной среды. В его функции входят: фильтрация, корреляция, обработка и реакция на тысячи различных событий, возникающих ежедневно в сетевых устройствах, компьютерных системах, базах данных и приложениях.

VantagePoint Performance решает все задачи по анализу производительности в данный момент и за некоторый период времени, моделирует перспективные требования к производительности приложений и систем. Модуль дает общее представление об управлении производительностью на разных системах и приложениях, формирует отчеты и строит диаграммы для удобства и быстроты анализа производительности в распределенной инфраструктуре, предоставляет возможности для создания специальных шаблонов, определяющих мониторинг параметров производительности на одной или нескольких системах.

VantagePoint Navigator определяет и отображает в реальном времени взаимозависимости между сетями, системами и приложениями. В результате получается единое представление ИТ-инфраструктуры, отображающее все физические и логические зависимости и позволяющее увидеть, какие компоненты на какие бизнес-процессы влияют. Это дает возможность расставлять приоритеты в решении проблем ИТ-инфраструктуры, взяв за основу приоритеты бизнеса.

VantagePoint Reporter генерирует отчеты о доступности и производительности компонентов информационной инфраструктуры. Обеспечивает наглядное представление о качестве обслуживания для ИТ-менеджеров и руководителей бизнес-подразделений.

VantagePoint Web Transaction Observer позволяет посмотреть на вычислительную среду с точки зрения выполнения бизнес-транзакции, спускаясь вниз до уровня того приложения или устройства, которое породило проблему. Позволяет отслеживать время ожидания, сбои и прерывания работы на удаленных настольных системах.

VantagePoint Event Correlation Services выполняет корреляцию событий по их корневым причинам, тем самым, ускоряя идентификацию и разрешение проблемных ситуаций в любой компоненте корпоративной инфраструктуры.

VantagePoint поддерживает управление в разнородной среде с операционными системами Windows NT/2000, НР-UX и Solaris. Сама платформа VantagePoint реализована на базе Windows и использует стандарты Microsoft и DMTF, такие как Windows Management Infrastructure (WMI) - реализация концепции корпоративного управления на базе Web (WBEM), Microsоft Management Console (MMC), COM и ActiveX. WMI используется в VantagePoint в качестве общего интерфейса для представления структур данных - управляющие модели и шаблоны дейcтвий хранятся в CIM-репозитарии и доступ к ним осуществляется посредством WMI. Графический пользовательский интерфейс VantagePoint строится на основе единой управляющей консоли ММС. Компонентная объектная модель СОМ позволяет организовать управляющие средства VantagePoint как компоненты, инсталлируемые во время выполнения, а ActiveX дает возможность использовать сценарные языки Jscript и VB Script для расширения возможностей VantagePoint.

VantagePoint - это ступенька к созданию полномасштабного решения по реализации управления ИТ-услугами, позволяющего не только реорганизовать управление информационной инфраструктурой предприятия, но и провести бизнес-реинжиниринг самой службы эксплуатации ИТ, превратить ИТ-отдел в подразделение, предоставляющее услуги другим бизнес-модулям компании с гарантированным качеством и с заранее оговоренными материальными затратами. Для решения этой задачи существует целая методология, рассмотрение которой требует отдельного разговора. На очереди следующий этап в развитии OpenView - управление новым классом электронных Internet-услуг.

Литература

1. Наталья Дубова, Елена Кутукова. Unicenter TNG - управление распределенной корпорацией. «Открытые системы», 1998, №2, с.54-59
2. Наталья Дубова. Управление распределенной средой корпорации. «Открытые системы», 1999, №11-12, с.53-57
3. Павел Иванов. Управление информационными системами: базовые концепции и тенденции развития. «Открытые системы», 1999, №4, с.37-43


ITSM - подход к управлению корпоративными ИТ-ресурсами, определяемый потребностями бизнеса, нацеленный на конечные результаты работы корпорации и позволяющий оценить вклад ИТ-отдела в достижение этих результатов


Ключевые элементы VantagePoint

VantagePoint использует хорошо известную и отлаженную технологию менеджер-агент, реализуя интерфейсные элементы на уровне управляющей консоли. В общей схеме нет ничего нового - новизна системы проявляется в принципах работы агентов и возможности получить общее иерархическое представление любого информационного сервиса. Ключевые элементы архитектуры VantagePoint - это интеллектуальные агенты, инструменты управления, шаблоны действий, управляющие модели

Интеллектуальные агенты. Агенты VantagePoint наследуют функции управления производительностью и доступностью управляемых объектов, реализованные в агентах IT/Operations и MeasureWare, но обладают более широкими возможностями, способны к динамическому изменению режимов мониторинга объекта, проще конфигурируются и развертываются. В частности, не потребуется отдельно устанавливать агенты IT/Operations для управления событиями и агенты MeasureWare для управления производительностью. Один агент VantagePoint способен выполнить обе эти функции.

Чем будет заниматься конкретный агент, определяется шаблонами действий, которые автоматически рассылаются на управляемые объекты после установки системы. Этому предшествует автообнаружение агентами элементов информационной инфраструктуры и формирование управляющих моделей. Агенты VantagePoint доступны для всех известных аппаратных средств, операционных систем, баз данных и приложений.

Инструменты управления (engines). Рабочими лошадками агента VantagePoint являются инструменты управления - фрагменты кода, которые реализуют все необходимые действия для мониторинга состояния объекта, обнаружения проблемных ситуаций, оповещения о событиях, выполнения ответных действий. Заложенные в инструменты управления возможности активируются шаблонами действий. В VantagePoint реализованы три типа инструментов управления - инструменты измерения (measurement engine), инструменты управления событиями (event engine), инструменты управляющих воздействий (action engine). Инструменты управления событиями генерируют сообщения серверу управления и взаимодействуют с инструментами управляющих воздействий, которые инициируют выполнение необходимых сценариев или программ. Инструменты измерения собирают различные показатели, характеризующие работу объекта, преобразуют их в удобный для дальнейшего анализа вид и обеспечивают их хранение.

Надо отметить, что инструмент измерения VantagePoint делает все, что умел агент MeasureWare и значительно больше. Теперь вместо раз и навсегда заданного набора показателей, собираемых через определенные промежутки времени, пользователь системы может сконфигурировать по своему усмотрению измерительные возможности агента. Инструмент управления дает возможность собирать различные множества показателей и варьировать частоту сбора. На этом основана автоадаптивность агента к изменению статуса управляемого объекта, когда при достижении некоторого порогового значения агент переходит из нормального в диагностический режим работы, значительно увеличивая частоту получения контрольных данных. Инструмент измерения также предоставляет возможность выводить результирующие показатели из полученного набора данных.

Важным преимуществом инструментов управления является их модульная структура. В VantagePoint все средства управления реализованы в виде небольших фрагментов кода. Не составит труда расширить функциональность системы, разработав дополнительные инструменты управления.

Шаблоны действий (policies). Какие типы инструментов управления будут задействованы на данном управляемом узле и какие конкретно действия они будут выполнять - это определяют шаблоны действий. Шаблоны действий - это набор инструкций для инструментов управления, которые предписывают соответствующим инструментам, какие контрольные данные и с какой частотой собирать, какие инициировать действия для решения определенной проблемы и т.д. Существует несколько типов шаблонов: событий, шаблоны управляющих воздействий, шаблоны измерений. Функциональность интеллектуального агента определяется тем, какие на нем установлены типы шаблонов действий - разные шаблоны будут активизировать разные инструменты управления для решения разных проблем.

Для ряда приложений существуют готовые шаблоны действий, в частности для операционных систем, почтовых приложений, ERP. Кроме инструкций для инструментов управления, такие шаблоны действий содержат информацию, описывающую нормальное состояние приложения, индикаторы проблемных состояний, диагностическую информацию, список возможных причин неисправностей и действий для их разрешения. VantagePoint предоставляет средства для модификации и создания новых шаблонов - редактор шаблонов (policy editor) который, используя механизм буксировки, позволяет реализовать и новые типы шаблонов, и новые возможности в рамках данного типа.

Шаблоны действий, отвечающие за мониторинг нормального состояния объекта, при превышении заданного порогового значения могут инициировать автоматическую настройку агента. В этом случае вступает в действие другой диагностический шаблон, который переведет инструмент измерения в режим более частого сбора контрольных данных и инициирует оповещение оператора о возникшей проблеме. Подобная автоматическая настройка агента и переход в режим «самоизлечения» системы - один из механизмов реализации «активного интеллекта» VantagePoint.

Управляющие модели (management model) - фундаментальная концепция VantagePoint, которая устанавливает взаимосвязи между различными аппаратными и программными элементами ИТ-служб, увязывает компоненты с управляющими воздействиями в шаблонах действий, позволяет построить графическое представление всех ИТ-услуг и определить их влияние на бизнес-процессы. Управляющая модель - это база данных, которая формируется на основе информации, полученной от агентов в процессе автообнаружения информационных служб. Управляющая модель для Microsoft Exchange, например, включает Exchange Server, базу данных и средства коммуникации данных между ними. Для данной среды управляющая модель будет содержать все экземпляры приложения, все элементы инфраструктуры, от которых оно зависит, описание действий, необходимых для управления конкретными элементами. На основе всей этой информации автоматически строится карта услуг - графический интерфейс администратора системы в виде иерархического дерева всех доступных информационных служб.


Управление out-of-the-box

Можно достаточно быстро построить интеллектуальную систему управления в стандартной среде благодаря тому, что VantagePоint предлагает готовые управляющие модули для ведущих операционных систем, баз данных и приложений. Это так называемые модули Smart Plug-In (SPI), которые были реализованы и в IT/Operations, но теперь модифицированы и поддерживают готовые модели управления и шаблоны действий для ряда известных ERP-систем и баз данных. SPI воплощают в себя лучший опыт эксплуатации определенных систем и приложений. Важнейшей характеристикой нового поколения SPI является возможность управлять не только системой, но и инфраструктурой, на которую она опирается.

Возьмем, к примеру, SPI для Microsoft Exchange. Этот модуль установит управляющую модель для приложения Exchange - на ее основе управляющие агенты выявят все экземпляры этого приложения в управляемой среде и связанные с ними элементы инфраструктуры. Управление ими будет осуществляться с помощью шаблонов действий из управляющей модели, которые активируют инструменты измерения, инструменты управляющих воздействий и инструменты событий для мониторинга, контроля пороговых значений, фиксации событий, выполнения корректирующих воздействий - все эти функции разработаны специально для Exchange.

Для пользователя эта сложная цепочка операций совершенно прозрачна, он получит на экране интуитивный интерфейс, представляющий сервис в виде дерева зависимостей от других приложений и компонентов. Концепции VantagePoint позволяют переместить фокус управления с элементов инфраструктуры на сервис в целом, при этом не потеряв из виду ни одной детали. VantagePoint предлагает SPI для Windows 2000, Microsoft SQL, BroadVision, SAP R/3, Peoplesoft, Baan, Exchange, Oracle, Informix, Sybase, Remedy и собственно VantagePoint