Реклама

Идея о дронах, пикирующих с неба, чтобы доставить товар к двери вашего дома спустя считанные минуты после заказа, может казаться заманчивой. А вот ИТ-директоров в компаниях, где собираются внедрить такие беспилотники, ждет плохая новость – дроны могут стать источником серьезной «головной боли».

Чтобы понять, в чем причина, нужно разобраться, какие именно предприятия, скорее всего, начнут пользоваться дронами в ближайшем будущем.

В России и Индии уже пробуют доставлять беспилотниками пиццу. В Amazon обещают аэродоставку онлайн-покупок в течение получаса и разрабатывают необходимые технологии для США, Великобритании и Израиля. В Google надеются начать доставлять покупки по воздуху к 2017 году. А недавно компания Wal-Mart обратилась к регуляторам за разрешением на испытания беспилотников, которые планируется использовать для доставки товаров на дом и складского учета.

Тем не менее предприятия вряд ли скоро начнут привозить посылки заказчикам по воздуху, считает Джеф Вайнинг, директор по исследованиям Gartner: «Персональная доставка дронами пока что попросту экономически нецелесообразна. Сама идея, возможно, занятная, но логистика для персональной доставки еще не продумана».

Но это не значит, что в компаниях совсем не будут внедрять дроны в ближайшем будущем. Просто поначалу беспилотники найдут применение там, где меньше всего барьеров, мешающих внедрениям, считают в Gartner.

Дроны для бизнеса: новая «головная боль» для ИТ-директора

Атака дронов для сбора данных

Скорее всего, беспилотники поначалу будут использоваться в качестве устройств для дистанционного сбора данных, полагает Вайнинг. В сущности, возможно, именно об этом идет речь в ходатайстве Wal-Mart для властей, упоминающем складской учет: можно представить себе, как дрон пролетает вдоль полок по огромному складу, считывая на лету RFID-метки или штрихкоды с коробок.

Другие возможные применения – мониторинг полевых активов, например: проверки сотовых вышек; осмотр посевов, поголовья сельскохозяйственных животных; видео- или фотосъемка для различных нужд, скажем для наблюдения за дорожным движением и картографических целей; киносъемка и логистическое планирование.

Такой сбор информации, скорее всего, и станет источником головной боли ИТ-директора, потому что дроны чаще всего будут собирать данные в форме больших объемов видеозаписей или статичных изображений и всё это нужно будет либо сохранять на самом беспилотнике для последующего переноса, либо в режиме реального времени передавать на сервер хранения, вероятно, через какую-то базовую станцию.

Файлы на борту дрона придется шифровать

Файлы на борту дрона придется в большинстве своем шифровать на случаи перехвата при передаче и попыток хищения с вышедшего из строя беспилотника. А значит, будут сложности с управлением ключами.

К тому же большие объемы видеофайлов и фотоснимков могут создать трудности ИТ-директорам, не имеющим навыков работы с подобными видами данных. «ИТ-директору придется думать о том, как индексировать и исследовать эту информацию, – продолжает Вайнинг. – Возможно, понадобятся навыки, которые до этого применять не приходилось».

ИТ-директорам также придется определиться, как хранить и защищать данные, как позаботиться о том, чтобы доступ к ним имел только уполномоченный персонал, и какие нужны политики управления жизненным циклом, чтобы информация, которая больше не нужна, автоматически уничтожалась либо помещалась в архив для долгосрочного хранения.

Будут и юридические сложности. «ИТ-директор может столкнуться с целым ворохом новых проблем, ведь если вы летаете над городом, то, наверное, придется отчитываться, каким образом используется собираемая информация, где она будет храниться и всё такое, – отмечает аналитик. – Будут и трудности с приватностью – надо как-то позаботиться о том, чтобы дрон не фотографировал людей в неподобающем виде».

Слишком много препятствий

Слишком большое количество препятствий, которые надо преодолеть, будет мешать использовать дроны для доставки на дом – помимо того, что нужно получить разрешение властей во всех странах, где планируется применять беспилотники, есть вопросы: по поводу гарантий безопасной посадки в общественном месте летательного аппарата с быстро вращающимися винтами; по защите приземлившихся дронов от кражи; относительно согласия людей с тем, что над их собственностью будут пролетать беспилотники. Нельзя забывать и об уровне шума, который будет создаваться аппаратами. И это еще далеко не все вопросы.

Однако все эти трудности медленно, но верно устраняются, утверждает Марк Раскино, вице-президент Gartner. По его словам, дронам не обязательно приземляться, чтобы доставлять товар, – его можно спускать с безопасной высоты: именно так происходит в российском демонстрационном ролике о дроне, доставляющем пиццу. Помимо прочего, это позволит предотвратить кражу дорогостоящего беспилотника.

Доставка заказчикам, проживающим в многоэтажных домах в густонаселенных районах, всегда будет сложной, поэтому Вайнинг считает, что в среднесрочной перспективе сфера применения дронов, вероятно, ограничится перемещением товаров от центральных складов на локальные пункты дистрибуции или к грузовикам, а также переносом малых, но очень ценных предметов по самому предприятию – скажем, транспортировкой алмазов с отдаленных шахт в центральный пункт.

«Скорее всего, вначале развитие получит не доставка на дом, а оптовая доставка: например, дрон размером с дирижабль мог бы перемещать грузы между Лондоном и Нью-Йорком», – заключает Вайнинг.

– Paul Rubens. Business drones will cause data management headaches for CIOs. CIO. Dec 2, 2015

Купить номер с этой статьей в PDF