наверх
facebook twitter

Главная, «Директор информационной службы», № 01, 2012 9579 прочтений

ИТ-стратегия: кому и зачем она нужна. Российские особенности

ИТ-стратегия необходима, об этом знают многие ИТ-руководители. Но далеко не все смогли ее разработать.

Александр Михайлов

РЕКЛАМА
Александр Михайлов, независимый консультант по управлению ИТ

ИТ-стратегия необходима, об этом знают многие ИТ-руководители. Но далеко не все смогли ее разработать. Часто причина кроется в отсутствии доступной методологии. Практический опыт десятков подобных проектов поможет тем, кто решил встать на этот путь.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИТ-СТРАТЕГИЙ

Опыт преподавания в российских бизнес-школах показывает, что значительная доля руководителей ИТ-служб не имеет согласованного с другими подразделениями плана ИТ-проектов. До ИТ-стратегии дело почти никогда не доходит. И уж очень немногим руководителям ИТ-служб удается поддерживать ИТ-стратегию в актуальном состоянии, дорабатывая ее хотя бы раз в год (автор пока не встречал таких компаний).

 

КОМУ И ЗАЧЕМ НУЖНЫ ИТ-СТРАТЕГИИ

Потребности в ИТ-стратегиях зависят от размеров предприятия.

У крупных предприятий, особенно из сотни крупнейших в России, есть стратегии бизнеса. Многие из них уже заказывали разработку ИТ-стратегий. Но в результате политических интриг, а также при смене CIO (что случается нередко) предыдущая ИТ-стратегия может стать неактуальной, а тратить ресурсы на разработку новой уже никому не хочется.

Интерес к ИТ-стратегиям у средних предприятий есть, но ста тысяч долларов на разработку ИТ-стратегии международными компаниями у них нет. Некоторые ИТ-руководители средних компаний, проходя обучение в бизнес-школах, там же и разрабатывают несложные ИТ-стратегии для своей компании.

У руководителей малых предприятий интереса к стратегиям скорее нет, сильной потребности в них тоже может не быть, а стоимость работы внешних консультантов для них слишком велика.

Далее мы будем рассматривать разработку ИТ-стратегии для средних предприятий.

Рис. 1. Отставание ИТ-поддержки бизнеса в России от развитых стран

ВЫГОДЫ ОТ НАЛИЧИЯ ИТ-СТРАТЕГИИ

Выгоды для предприятия, а также для куратора ИТ-департамента (часто это финансовый или генеральный директор) прежде всего могут заключаться в повышении прозрачности работы ИТ-департамента.

Для ИТ-департамента выгоды могут состоять в росте удовлетворенности руководства компании его работой, а также в увеличении затрат на ИТ-поддержку бизнеса. Например, автор данной статьи наблюдал, как на презентации ИТ-стратегии бизнес-руководство согласилось увеличить ИТ-бюджет в два раза. При этом планировалось более чем двукратное увеличение выгод бизнеса от работы ИТ-департамента.

Выгоды для директора ИТ-службы могут заключаться в оправдании ИТ-бюджета на следующий год или же одобрении новых больших ИТ-проектов. Для нового ИТ-руководителя важным может быть аудит ИТ-поддержки бизнеса, который обычно проводят в рамках проектов по разработке ИТ-стратегий.

Для разработчиков ИТ-стратегии (заместители ИТ-руководителей и другие сотрудники ИТ-службы) выгоды могут заключаться в продвижении по служебной лестнице (кандидат на должность директора ИТ-службы может благодаря разработанной стратегии занять эту позицию), а также в увеличении зарплаты.

Рис. 2. Оценки уровней зрелости различных составляющих управления ИТ

СПЕЦИФИКА РФ

Если лет десять назад про ИТ-стратегии мало кто слышал, то сейчас только ленивые ИТ-руководители могут ничего не знать о необходимости стратегического планирования в своей области.

Однако даже сейчас немногие имеют позитивный опыт разработки ИТ-стратегий для своей компании. Мало предприятий (кроме самых крупных) имеют ИТ-стратегии, а поддерживать их в актуальном состоянии почти никому не удается.

На организованном журналом «Открытые системы. СУБД» и агентством корпоративных коммуникаций OSP-Con весной 2011 года российском форуме «Стратегическое управление ИТ» была дана картина отставания России от развитых стран мира в этой области (см. рис. 1). Здесь и далее оценки автора статьи основаны на его опыте работы в компании IBM и уточнены при обсуждениях со слушателями программ MBA по IT в бизнес-школах (МИРБИС и «Академия АйТи»).

За последние десять-пятнадцать лет отставание ИТ-поддержки бизнеса в российских компаниях от США и развитых стран ЕС сократилось. Существенное отставание (примерно на шесть лет) сохраняется только в области управления ИТ. По аппаратным и программным средствам разрыв меньший (отставание на два – четыре года).

Для улучшения управления ИТ требуется существенно меньше ресурсов, чем для модернизации инфраструктуры и приложений. В то же время риски, связанные с изменением управления ИТ, могут быть велики. В качестве примера можно привести реорганизацию оргструктуры ИТ-службы. Сделать это не так уж сложно, но будут ли в результате лучше работать сотрудники — большой вопрос. В частности, треть из них может уйти в другие организации, а треть молча саботировать изменения.

Рассмотрим уровни зрелости составляющих управления ИТ (см. рис. 2). Видно, что они оставляют желать лучшего. Данные оценки были сделаны ИТ-руководителями, проходившими обучение в московских бизнес-школах. По России же в целом показатели могут быть еще хуже. Однако, с другой стороны, имеется высокий потенциал улучшения управления ИТ.

Таблица 1. Сравнение подходов к разработке ИТ-стратегии

ТИПОВЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ИТ-СТРАТЕГИЙ

Сравнение известных автору российских подходов к формированию ИТ-стратегии представлено в табл. 1.

 

Отсутствие стратегии

К сожалению, этот подход использует большинство российских организаций. Из его приятных сторон стоит отметить простоту. Но есть и минусы:

• сложно обосновать инвестиции в ИТ, что приводит к финансированию по остаточному принципу;

• возникает неудовлетворенность пользователей и руководства предприятия текущим информационным обеспечением.

 

Планирование технических средств

Говорить о том, насколько эффективна ИТ-поддержка бизнеса, в данном случае тоже не приходится. Но, конечно, наличие планирования технических и программных средств лучше его отсутствия. Как минимум этот подход позволяет сократить затраты на закупки благодаря четкому планированию этих закупок на один-два года вперед вместо импульсивных закупок техники, которую, возможно, потом не удастся даже использовать. Данный подход приемлем для стабильного рынка и производства, где в течение ряда лет ничего не меняется, как это было, например, лет двадцать назад. Примером ИТ-стратегии, сформулированной в рамках данного подхода, является ежегодное увеличение производительности технических средств на 20–25%. Хотя стратегией это назвать сложно из-за неполноты данного подхода.

 

«Авангардисты»

Этот подход гораздо дороже предыдущих. Благодаря усилиям маркетологов, продвигающих высокотехнологичные новинки (сейчас это облачные вычисления), у получателей этой рекламы появляется желание немедленно новинки приобрести и начать использовать. Призывы купить самые последние достижения международной компьютерной мысли были и будут всегда, тем более что продавцы обещают: эти достижения сразу решат все имеющиеся проблемы.

Время, деньги и другие ресурсы, отпускаемые на внедренное новой, но не отлаженной технологии, как правило, весьма велики. На завершение внедрения ни сил, ни средств может не хватить. А там уже новые и еще более инновационные технологии появятся.

Таблица 2. Варианты разработки ИТ-стратегии

Ключевые факторы успеха

Ключевые факторы успеха (КФУ) — это ключевые моменты в деятельности предприятия, и на них следует обращать самое пристальное внимание. КФУ зависят от рынка, на котором работает предприятие, а также от стратегии самого предприятия. Согласно данному подходу, необходимо развивать ИТ-поддержку бизнес-процессов, напрямую влияющих на ключевые факторы успеха предприятия. Они определяют цели развития ИТ-поддержки бизнеса и конкретное прикладное программное обеспечение.

 

ИТ-стратегия определяется стратегией бизнеса

Этот подход встречается достаточно широко в международных и крупнейших российских компаниях. Вначале надо на уровне предприятия определить видение, миссию, основные цели, стратегию, а потом сделать то же самое для ИТ-службы. При этом предполагается, что ИТ на предприятии вторичны и поддерживают основной бизнес (что, как правило, полностью соответствует действительности).

 

«Выравнивание» ИТ-стратегии и стратегии бизнеса

Современный подход к ИТ (как минимум со стороны их разработчиков) предполагает, что они могут дать стратегические преимущества для бизнеса. Соответствующий подход к разработке ИТ-стратегий предполагает не жесткую привязку стратегии развития ИТ к стратегии организации, а «выравнивание» этих стратегий (business and IT alignment).

 

Планирование ИТ-услуг

Этот подход массово появился вместе с методологией ITIL. Предполагается, что ИТ-служба оказывает другим подразделениям ИТ-услуги, а эти подразделения их оплачивают. В рамках данного подхода обычно планируют перечень ИТ-сервисов, разрабатывают соглашение об уровне обслуживания (SLA), модернизируют или создают службу поддержки пользователей Help Desk. Вопросы формирования стратегических целей ИТ-департамента часто просто не рассматриваются.

 

Использование ГОСТов

Для большинства работ в СССР существовали ГОСТы. Для автоматизированных систем было разработано семейство ГОСТ 34. Автор участвовал в разработке больших информационных систем для государственных организаций и может отметить, что в ГОСТах рекомендован достаточно хороший подход к разработке сложных информационных систем.

 

Информация как товар (стратегия для ИТ-компаний)

Этот подход к разработке ИТ-стратегий актуален для фирм, у которых информация или ИТ-услуги являются конечным продуктом. При этом ИТ-стратегия может являться и стратегией бизнеса.

 

«Экзотика»

В этот подход автором включено все прочее. Здесь ИТ-стратегия предназначена для поддержки экзотических подходов к организации ИТ-поддержки бизнеса, типа «теории экстремального программирования».

 

КТО БУДЕТ РАЗРАБАТЫВАТЬ И ПОДДЕРЖИВАТЬ ИТ-СТРАТЕГИЮ

На основании опыта от участия в разработке десятка ИТ-стратегий для крупных предприятий и нескольких десятков для средних компаний могу привести примерную оценку результатов работы и затрат на оплату внешних консультантов: один человеко-день работы — это одна страница ИТ-стратегии и одна тысяча долларов. Для международных компаний расценки немного больше, для небольших российских — меньше.

Наиболее типовые варианты разработки ИТ-стратегий приведены в табл. 2.

Рассмотрим варианты разработки ИТ-стратегии. Примерно одинаковое соотношение цена/качество может быть как минимум у трех вариантов, существенно различающихся по затратам (см. табл. 2). Международные консалтинговые компании (IBM, Accenture и другие), активно работающие в России, скорее всего, разработают качественную ИТ-стратегию именно для вашей компании. Однако стоить проект, вероятно, будет не менее 100 тыс. долл., а на разработку понадобится три-четыре месяца (от ста человеко-дней).

Кроме высокой стоимости, проблемой такого варианта является сложность с актуализацией ИТ-стратегии: разработчики хотят за это много денег, а силами сотрудников ИТ-службы сделать это сложно, так как соответствующей квалификации у них нет.

У российских ИТ-компаний, скорее всего, получится среднее качество и средние (или высокие) затраты.

У сотрудников вашей компании, скорее всего, получится невысокое качество (опыта нет), а сроки разработки могут уйти в бесконечность (поскольку есть и другие проекты).

Но есть еще несколько не столь распространенных, но весьма интересных вариантов разработки ИТ-стратегий, при которых соотношение цена/качество может быть лучше.

«Свой человек из IBM»: если вам повезло взять к себе на работу талантливого консультанта из международной компании, то есть высокие шансы, что он разработает хорошую ИТ-стратегию. При этом оплачивать придется только его работу. Однако не факт, что у этого сотрудника получится разработать стратегию в одиночку. Кроме того, он может включиться в политические игры и другие проекты.

Непростым является вопрос: как отличить человека, который сможет самостоятельно разработать вам стратегию? Правильный выбор гораздо проще сделать, поработав совместно в одном из проектов.

Свои сотрудники + обучение: сейчас образование в области стратегического планирования ИТ-поддержки бизнеса можно получить в ведущих бизнес-школах в рамках программ MBA по ИТ.

 

* * *

 

Есть разные подходы к разработке ИТ-стратегий. Целесообразно выбрать не самый теоретически лучший, а подходящий именно для вашей организации. Нужно, чтобы вам хватило ресурсов как на разработку, так и на поддержку ИТ-стратегии.

На разработку ИТ-стратегии не обязательно требуется более ста человеко-дней и столько же тысяч долларов. Ее можно разрабатывать самостоятельно или с привлечением внешних экспертов.

 

Александр Михайлов, независимый консультант по управлению ИТ; editor@info-strategy.ru. Автор предлагает ряд курсов по разработке ИТ стратегий и улучшению управления ИТ. Информация о курсах представлена на сайте www.info-strategy.ru.

Купить номер с этой статьей в pdf

Комментарии


26/05/2016 №04

Купить выпуск

Анонс содержания
«Директор информационной службы»

Подписка:

«Директор информационной службы»

на месяцев

c

Средство массовой информации - www.osp.ru. Свидетельство о регистрации СМИ сетевого издания Эл.№ ФС77-62008 от 05 июня 2015 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)