не оценили риски и не подсчитали затраты на развертывание ПО и его поддержку своими силами.

Три года назад многие дилеры компании Kawasaki Motors USA выражали недовольство ее действиями. Производитель обычных и водных мотоциклов, а также вездеходов, оборот которого достиг 1,5 млрд долл., оказался не в состоянии поставлять свою продукцию дилерам тогда, когда они этого хотели. К примеру, водные мотоциклы, обещанные в начале весны, поступили к продавцам, когда повсюду еще лежал снег. «В результате мы вынуждены были предлагать скидки и уступки, чтобы стимулировать продажи техники, сезон которой еще не наступил, — вспоминал Роджер Петерсон, вице-президент Kawasaki по информационным системам. — Пришлось пожертвовать частью своей маржи».

Дилеры Kawasaki не смогли получить нужную им продукцию в нужное время из-за того, что у этой компании, как у и многих других мелких и средних предприятий, отсутствовала технология, позволяющая четко взаимодействовать и обмениваться планами с родительской организацией — Kawasaki Heavy Industries. Именно на заводах головного предприятия выпускается техника, которую американское подразделение корпорации поставляет дилерам. Стоимость разработки и поддержки традиционных приложений управления цепочками поставок для Kawasaki, которая тратит на бизнес-приложения и ИТ-инфраструктуру более 10 млн долл. в год, оказывается слишком высокой. По предварительным оценкам, разработка такого программного обеспечения своими силами заняла бы несколько лет и обошлась в несколько миллионов долларов. Учитывая это, в 2004 году Петерсон пришел к мысли арендовать приложения управления цепочками поставок, которые работали бы на компьютерах поставщика услуг, а доступ к ним осуществлялся через Internet посредством web-браузера.

 

Первоначальный риск

Хостинг программного обеспечения, предоставляемого по запросу, поднял небывалую волну на рынке систем CRM, но в сфере управления цепочками поставок об аналогичных услугах почти ничего не было слышно. Бет Энслоу, старший вице-президент Aberdeen Group по корпоративным исследованиям, изучавшая весной текущего года положение дел с хостингом приложений управления цепочками поставок, отметила, что боязнь потери или хищения данных, а также неустойчивой работы системы удерживают компании от того, чтобы доверить критически важные компоненты SCM независимым поставщикам услуг.

Конечно, Петерсон анализировал параметры устойчивости и безопасности функционирования рассматриваемых им хостинговых систем. «Мне пришлось бороться со стойким нежеланием размещать приложения управления цепочками поставок на серверах независимой компании и осуществлять доступ к ним через Internet, — подчеркнул он. — Ведь фактически речь шла о наших фамильных драгоценностях. Но был и другой, не менее важный, момент. У трех наших главных конкурентов — Honda, Harley-Davidson и Yamaha — величина которых в два с половиной (Honda и Harley) и в полтора (Yamaha) раза превышает размеры Kawasaki, имеется гораздо более сложная программная инфраструктура управления цепочками поставок. Мы не входим в когорту крупных китов и относим себя к небольшим игрокам. Нам приходится конкурировать с компаниями, у которых гораздо больше ресурсов, людей и денег, но при этом мы вынуждены решать те же самые вопросы». В итоге Роджер Петерсон сделал ставку на хостинговую систему планирования цепочек поставок, разработанную компанией Mitrix, которая была развернута в Kawasaki в июне.

 

Жизнеспособность решения

Сегодня ИТ-руководители относятся к хостингу ПО управления цепочками поставок — независимо от того, идет ли речь о приложениях планирования взаимодействия, прогнозирования или управления перевозками — гораздо лучше, чем несколько лет тому назад. Соответствующая бизнес-модель развивается, а технологии совершенствуются. По мнению аналитиков, опасения, связанные с безопасностью, в основном рассеялись, потому что поставщики заметно укрепили свои межсетевые экраны, системы обнаружения вторжения и технологии шифрования. «Требования безопасности относятся сегодня к числу основных, — отметил Билл Макни, основатель и генеральный директор компании Saugatuck Technology. — Два-три года назад эти вопросы вызывали серьезное беспокойство, но сейчас фактически все компании, предоставляющие услуги программного обеспечения, сумели преодолеть возникшие трудности». Все чаще и крупные, и мелкие компании при решении задач автоматизации основных бизнес-процессов обращаются к хостингу программного обеспечения.

В свое время многие компании перешли на хостинг систем CRM, по достоинству оценив присущие этой концепции ускорение и простоту внедрения, оперативность получения желаемых выгод, а также возможность постоянного доступа к самой последней версии приложения, поскольку ответственность за обновление программного обеспечения несет поставщик. Сегодня те же самые преимущества заставляют их обратить внимание на хостинг ПО управления цепочками поставок, которое позволяет наладить прогнозирование, планирование взаимодействия, обеспечить видение запасов и организовать управление перевозками.

Но и сейчас выбор в пользу хостинга дается нелегко, особенно если речь идет о таких критически важных процессах, как управление цепочками поставок. Хотя ситуация с безопасностью улучшается, ИТ-руководителям по-прежнему нужно следить за правильностью разработки поставщиками процедур обеспечения безопасности и осуществлять контроль за их строгим соблюдением. Не менее важно уделять внимание при хостинге ПО, как, впрочем, и при самостоятельном проектировании, устойчивости работы приложений и их интеграции. От этого зависит успех внедрения. Сегодня вопросы, касающиеся обеспечения безопасности, устойчивости функционирования и простоты интеграции при построении системы управления цепочками поставок, к которой подключается множество контрагентов, по-прежнему стоят очень остро.

А теперь рассмотрим пример оценки двумя клиентами наиболее существенных для них факторов.

 

Фактор 1: Безопасность

В эпоху, когда взлом компьютерных систем становится любимым занятием подростков, компании вполне обоснованно боятся хранить данные на серверах поставщиков услуг, поскольку у них нет возможности установить прямой контроль над этими системами. Положительные отзывы о выбранном поставщике услуг хостинга приложений несколько успокоили Петерсона и ослабили его опасения, связанные с намерением осуществлять обмен информацией о производственных планах с родительской компанией через независимую организацию и Internet. Прошлый опыт аренды приложений заставил поставщика услуг сделать ставку на протокол SSL, инфраструктуру шифрования с открытым ключом и двухфакторную аутентификацию, помог подтвердить адекватность инфраструктуры и политик безопасности. Знание того, что в системе будут циркулировать планы на ограниченный срок (не более 12 месяцев), в какой-то степени страховало от возможной незащищенности корпоративных данных. В случае взлома системы последствия оказались бы менее неприятными, чем при размещении всех планов (составляемых на срок до 36 месяцев).

 

Фактор 2: Устойчивость

Устойчивость работы систем хостинга программного обеспечения продолжает оставаться предметом для обсуждения. По словам Энслоу, пользователи систем хостинга приложений управления цепочками поставок считают, что арендуемые ими средства обеспечивают не меньшую (а может быть, даже и большую) степень устойчивости и безопасности, чем их внутренние системы. А вице-президент компании Saugatuck Technology Марк Кениг отметил, что вряд ли корпоративным клиентам удастся добиться более весомых успехов при поддержке внутренних приложений по сравнению с независимыми поставщиками услуг, которые специализируются на этом и вложили очень серьезные деньги в то, чтобы обеспечить клиентам доступ к нужным им ресурсам 24 часа в сутки и семь дней в неделю на протяжении всех 365 дней в году.

Может, это и так, но перерывы в работе служб Salesforce.com, зафиксированные в конце 2005 и начале 2006 года, заставили клиентов обратить особое внимание на устойчивость. Именно ее ставил во главу угла директор по логистике компании PepsiAmericas Пол Риццо, когда в 2002 году занимался развертыванием системы управления перевозками LeanLogistics. Чтобы развеять его опасения, представители ИТ-службы и группы управления цепочками поставок организовали опытную эксплуатацию системы. Она должна была убедить всех в том, что система обеспечивает ожидаемый уровень функциональности и устойчивости и хорошо интегрируется с другими системами Pepsi. Сотрудники ИТ-службы выяснили у консультантов из LeanLogistics, какое количество транзакций способна обрабатывать система управления перевозками, и определили штрафные санкции за нарушение соглашений об уровне сервиса в случае простоев системы. Инициатива оказалась весьма полезной, потому что компании все-таки пришлось столкнуться с простоями. К счастью, они оказались недолгими (самый длительный продолжался всего несколько часов, что едва ли могло парализовать работу организации) и немногочисленными (не более пяти).

 

Фактор 3: Интеграция

Интеграцию нельзя сравнить с легкой прогулкой, независимо от того, занимаетесь ли вы развертыванием ПО внутри организации или используете хостинговую систему. Однако идея связывания внутренних систем с системой хостинга, с обязательной привязкой к этой системе внешних бизнес-партнеров может испугать некоторых потенциальных пользователей арендуемого ПО управления цепочками поставок. Тем не менее, с Петерсоном этого не произошло. Процесс интеграции его системы ERP с хостинговой системой организации взаимодействия цепочек поставок не вызывал особых тревог по двум причинам. Во-первых, в 1980-х годах он создал репозитарий метаданных, в котором описывались все отношения между структурами данных, приложениями и заданиями на выполнение как интерактивных, так и пакетных программ. Персонал ИТ-службы обращался к репозитарию данных при выявлении приложений, требующих модификации в результате проведения любых мероприятий по интеграции и расширению функциональности ПО. После определения интерфейсных точек соприкосновения новых и уже имеющихся приложений они использовали репозитарий данных для нахождения всех существующих структур данных и процессов, которые могли потребовать внесения изменений при интеграции новой системы. Петерсон знал, что на этот ресурс можно положиться, что он поможет добиться более гладкой интеграции. Во-вторых, пройдя в 1999 году через реализацию сложного интеграционного проекта, который предполагал привязку внутренних систем, работавших на мэйнфреймах, к новой внешней системе электронной коммерции, он понимал, что его персонал готов к тому, чтобы интегрировать с уже имеющимися средствами еще одну систему независимой компании.

Риццо сообщил, что интеграция существующих систем управления запасами с системой управления перевозками LeanLogistics потребовала всего лишь сорок часов работы двух сотрудников ИТ-службы. «За свою карьеру мне довелось внедрять множество систем, — отметил Риццо. — Процедуру внедрения системы LeanLogistics я охарактеризовал бы как одну из самых легких. Мы осуществили переключение, интеграционные механизмы работали безупречно, и оглядываться назад вообще не пришлось». А если бы PepsiAmericas осуществляла проектирование системы управления перевозками своими силами, сотрудникам ИТ-службы пришлось бы заниматься подключением всех пятидесяти перевозчиков самостоятельно.

 

Фактор 4: Адаптация

Если вы хотите настраивать и адаптировать приложение управления цепочками поставок, об обращении к поставщику хостинговых услуг следует забыть. Процедура адаптации разрушает саму концепцию предоставления услуг по запросу, которая подразумевает универсальность решения и достижение поставщиком экономии за счет массовости клиентуры. Благодаря этому он имеет возможность сохранять низкие цены и легко выполнять обновления. «Хостинг поддерживает широкие возможности стандартной настройки, поэтому вы можете самостоятельно определять роли и менять пользовательский интерфейс, — пояснила Энслоу, — но для проведения нестандартной адаптации эти решения не очень подходят».

Хостинг программного обеспечения планирования цепочек поставок вполне устраивал руководство Kawasaki, потому что сокращались сроки разработки, а потребности в настройке оказывались минимальными. Настраивать инфраструктурное решение не было необходимости. «На самом деле большая часть цепочки поставок — это всего лишь канал, — подчеркнул Петерсон. — Он совершенно не зависит от вашего мнения о потребностях рынка и особенностей вашей продукции. Конечно, вы всегда можете возразить, что адаптированное решение обеспечит вам дополнительные конкурентные преимущества, но я полагаю, что гораздо важнее выпустить действительно новый продукт для потребительского рынка, который отличал бы вас от конкурентов, чем совершенствовать свою прикладную инфраструктуру».

 

Фактор 5: Соблюдение нормативных актов и доступ к данным

После принятия закона Сарбейнса-Оксли способность компании подтвердить целостность своих финансовых систем и правильность данных, которые в них содержатся, приобрела первостепенную важность (если, конечно, вам не хочется, чтобы из-за этого кто-то оказался в тюрьме). А так как используемое программное обеспечение вам не принадлежит, руководство рассматривает модель хостинга как весьма рискованное предприятие, поскольку рычагов для установления контроля за процессом и проведением обновлений у него остается совсем немного. Своевременно подготовить документы становится сложнее. По мнению Кенига, директор по соблюдению правил, норм и стандартов (chief compliance officer) должен проявлять особую осмотрительность при эксплуатации хостинговых систем, потому что именно он отвечает за целостность систем, используемых компанией, независимо от того, кто эти систем поставляет.

Таким образом, делая выбор в пользу хостингового ПО, нужно быть уверенным в том, что ваш поставщик готов поручиться за целостность своей системы. Ведь если ваша компания или поставщик подвергнется обвинениям со стороны Комиссии по ценным бумагам и биржам, отмываться от них придется очень долго. Поэтому нужно принять все меры, чтобы такого не случилось. Убедитесь в том, что сможете получить доступ к данным, если это потребуется вам по юридическим причинам, или же если какая-то неприятность случится с поставщиком.

Доступ к данным имел критически важное значение для Риццо, который отважился подписать договор с компанией LeanLogistics несмотря на то, что поставщик программного обеспечения управления перевозками сравнительно недавно появился на рынке. Риццо не очень волновали правила Сарбейнса-Оксли, которые в то время еще не имели статуса закона. Гораздо сильнее его беспокоило, как долго просуществует компания LeanLogistics. Все детали взаимоотношений с пятьюдесятью поставщиками транспортных услуг хранились в системе LeanLogistics, и Риццо вовсе не хотелось начинать все с нуля при подписании новых контрактов в случае выхода LeanLogistics из игры. Поэтому в первую очередь он убедился в том, что сможет получить всю необходимую информацию от LeanLogistics в виде плоского файла, и этот пункт был внесен в текст договора PepsiAmericas с поставщиком услуг.

 

Пока все хорошо

Если не считать нескольких случаев простоя, о взаимоотношениях PepsiAmericas с LeanLogistics можно сказать только хорошее. По словам Риццо, его компания сэкономила и на персонале отдела оплаты счетов, потому что система управления перевозками оплачивает счета автоматически, в электронной форме. Производительность труда диспетчеров выросла, поскольку система освободила их от выполнения рутинных задач типа выяснения того, какая из транспортных компаний готова доставить банки Pepsi на конкретный склад в указанный день. Система хостинга позволила сократить объем подобных «работ, не приносящих добавленной стоимости», на 15%.

О преимуществах, которые бизнес Kawasaki получил от хостинговой системы управления взаимодействием цепочек поставок Mitrix, говорить еще слишком рано (во время написания данной статьи в Kawasaki только приступили к развертыванию программного обеспечения), но Петерсон надеется, что будущей весной он не услышит от дилеров жалоб на поставки водных мотоциклов в то время, когда на улице еще лежит снег.


 

Большому кораблю…

Хостинг программного обеспечения управления цепочками поставок позволяет компаниям средней величины чувствовать себя на равных с китами бизнеса. Но есть здесь и риски.

CIO: С какими трудностями приходится сталкиваться компаниям среднего звена при организации управления цепочками поставок?

Бет Энслоу, старший вице-президент Aberdeen Group: Компании среднего звена вынуждены принимать условия, диктуемые крупными клиентами. А те, в свою очередь, предъявляют весьма специфичные требования к процедурам обработки заказов, их упаковки и доставки, а также к информации об этих заказах и их состоянии. У большинства средних компаний просто нет ИТ-инфраструктуры, позволяющей эффективно выполнять соответствующие процедуры.

В конечном итоге они вынуждены затыкать дыры, привлекая дополнительных людей.

Какие технологии могут помочь компаниям среднего звена поддерживать эффективное взаимодействие со своими партнерами по цепочкам поставок?

Нужна платформа для организации электронного обмена информацией, будь то данные прогнозирования или сведения о заказах и их состоянии. Необходимо четко представлять себе, что происходит с конкретными заказами. Если информация хранится в электронном виде, вы не только снижаете трудозатраты на ее хранение, но и создаете условия для углубленного взаимодействия с партнерами и клиентами, поскольку готовы предоставить им более широкий спектр информации. Обмен данными в электронном виде помогает уменьшить число ошибок и сократить время выполнения заказа. В результате товары потребителю доставляются быстрее и более удобным для него способом. Сегодня мы видим, что компании среднего звена проявляют большой интерес к приложениям управления цепочками поставок по запросу, так как эти приложения позволяют им решать необходимые задачи дешевле и с меньшими потерями.

Что вы подразумеваете под меньшими потерями?

У средних компаний просто нет ресурсов для анализа ПО, его внедрения и построения системы в заданные сроки традиционными способами. При использовании ПО, предоставляемого по запросу, большая часть работы ложится на плечи поставщика, а не персонал ИТ-службы. Обращение к ПО, предоставляемому по запросу — самый быстрый способ внедрения необходимых решений. Компании быстрее окупают вложения, им не приходится оставлять за плечами три-четыре итерации, так и не получив доступа к самой современной функциональности. Вся забота об этом ложится на поставщика.


MERIDITH LEVINSON. Meet Your New Host. CIO MAGAZINE. SEPTEMBER 1, 2006