Российские крупные, средние и даже отчасти малые предприятия и организации в массе своей неплохо оснащены в плане ИТ. Большинство бизнес-процессов на них находятся «под присмотром» информационных систем, многие из которых снабжены средствами аналитики, выдающими отчеты для проверяющих и контролирующих организаций, а также для руководства самих компаний.

Однако только на основании этих отчетов довольно трудно составить общую картину состояния дел, без которой невозможно адекватно оценивать положение компании и тем более составлять прогнозы на будущее.

«Тому есть несколько причин, — считает Анатолий Семин, директор департамента бизнес-приложений российского интегратора RedSys. — Основная состоит в том, что каждая система «отчитывается» только за себя, оперируя параметрами собственной деятельности. В результате руководство получает сведения о положении с финансами, закупками, производством, продажами и т. д., но эти знания не связаны между собой, крайне трудно проследить связь между событиями. Кроме того, производственные системы «заточены» на быструю переработку текущей информации, они не могут, да и не способны «отвлекаться» на выдачу данных за длительные периоды, по нестандартно сформулированным критериям и т. д.».

К тому же интеграция между ИТ-системами, как правило, неполная. Все системы (а их может быть два-три десятка) оперируют данными в собственных форматах, пользуясь своими справочниками. Обмен между ними происходит в соответствии с заранее прописанными регламентами. И оперативно сопоставить произвольную информацию из нескольких систем, для того чтобы получить ответ на внезапно возникший вопрос (например, убыточен или доходен какой-либо продукт), невозможно.

Для этого приходится привлекать штат аналитиков, которые в «полуручном» режиме сводят воедино данные из нескольких источников. Как правило, этот процесс занимает достаточно длительное время. Квартальный отчет, условно говоря, создается две недели, полугодовой — месяц, годовой — полтора. К моменту выхода отчета ситуация может радикально измениться — сведения о том, что было «вчера», безусловно, интересны, но для оперативного руководства бизнесом, а тем более для стратегического планирования его развития подспорьем не являются.

Это положение, по мнению Семина, не изменится, пока принципиально не трансформируются сами корпоративные системы. А пока единственный способ быстро получить любую необходимую информацию о состоянии дел в компании — внедрить аналитическую систему класса Business Intelligence. «Аналитика — это датчики, прикрученные к бизнес-процессам», — говорит он. Именно она показывает, что происходит на самом деле с бизнесом.

Процесс внедрения BI непрост со всех точек зрения и затратен. Однако, отмечает Семин, совокупная стоимость содержания штата аналитиков (зарплаты, налоги, помещения и т. д.) тоже может быть существенна. И ее стоит использовать в качестве ориентира при оценке того, окупится ли BI-система. Другой критерий — качественный: когда руководство чувствует, что нехватка своевременной информации для принятия стратегических решений становится критичной.

Иногда такое понимание приходит слишком поздно. В качестве примера того, как отсутствие оперативной информации влияет на бизнес, Семин приводит компанию, торгующую нефтепродуктами через сеть собственных автозаправочных станций. Для создания «ядра» лояльных покупателей ее руководство решило ввести скидочные карты на бензин.

Для АЗС и центрального офиса разработали соответствующие ИТ-системы, покупателям раздали карты. Примерно через год руководство компании захотело узнать, что дало внедрение программы — выигрыш или убыток. Начались сбор данных по бензоколонкам, сведение их в единый формат, обработка результатов… Через полгода, не дождавшись ответа, руководство программу лояльности прикрыло.

Еще спустя несколько месяцев аналитики завершили свой труд и выяснилось, что программа успела принести около миллиона долларов дополнительной прибыли. Сумму, может быть, не настолько значительную, чтобы ее было видно «невооруженным» глазом, но для данной компании вполне существенную. Однако поезд уже ушел — программу закрыли.

Работа систем Business Intelligence начинается с подготовки данных, говорит Олег Чечелев, начальник отдела управления данными компании RedSys. BI-решения подключаются ко всем производственным системам, забирают из них данные, преобразуют и очищают их, а потом подготовленную для анализа информацию загружают в хранилища. Конкретная схема ее использования зависит от ритма жизни предприятия. В банках, например, существует операционный день, по окончании которого данные по вышеописанной схеме обрабатываются и загружаются в хранилище. А руководство, придя утром на работу, «в несколько кликов» получает сведения о том, насколько успешно банк работал вчера, и при необходимости оперативно вносит коррективы.

При этом можно оценить результаты как в целом, так и в разбивке по отдельным процессам. А с помощью прогнозной аналитики — определить, как будет развиваться бизнес в ближайшем будущем или в среднесрочной перспективе.

Во многих случаях желательно начинать проект с предварительных работ по унификации и интеграции нормативно-справочной информации на предприятии, по внедрению системы управления мастер-данными (MDM, Master Data Management) —ведь, как уже говорилось, зачастую одни и те же объекты в различных системах называются по-разному. Особенно это важно для многопрофильных, территориально разнесенных организаций, в которых разнобой в названиях сложился исторически, по мере роста бизнеса, присоединения других компаний, выхода в новые сегменты и т. д.

Внедрение MDM-системы — лучшее начало интеграционного проекта в области бизнес-аналитики, считает Чечелев. Однако не все заказчики к этому готовы и в плане затрат, и в плане организационно-методическом. В таком случае компания RedSys готова обеспечить синхронизацию мастер-данных на уровне хранилища данных. При этом системы, являющиеся первоисточниками информации, будут оперировать данными в своем внутреннем представлении.

Квинтэссенцией бизнес-аналитики можно назвать мобильный BI, считает Семин. Для руководителя возможность получить на своем мобильном устройстве показатели, характеризующие состояние компании, «в любое время в любом месте», попробовать «поиграть» теми или иными параметрами, чтобы посмотреть, как при этом изменятся результаты работы, дорогого стоит.

Оценивая необходимость внедрения BI, стоит подумать и о будущем, уверен Семин. По мере роста компании анализировать ее деятельность «вручную» рано или поздно станет невозможно. И если сегодня решить, что аналитика не нужна, то завтра может оказаться, что она была абсолютно необходима еще вчера.