На форуме «Белые ночи САПР» компания «Аскон» представила сквозную 3D-технологию — комплекс интегрированных решений в совокупности с методологией их внедрения для реализации сквозных процессов жизненного цикла изделий. О своей попытке создать полноценную PLM-платформу компания рассказывала на прошлогоднем форуме, но тогда лишь вскользь упоминалось о том, что заказчиком этого подхода был Российский федеральный ядерный центр в Сарове. На конференции этого года карты были раскрыты полностью. Результаты проекта по реализации сквозной 3D-технологии как основы создания изделий ядерного оружейного комплекса представил Олег Кривошеев, заместитель директора ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» по информационным технологиям и бизнес-процессам.

Как построить российский PLM

В рамках программы по созданию типовой информационной системы ядерного оружейного комплекса (ТИС ЯОК), начатой три года назад, в Российском федеральном ядерном центре была проведена работа по построению бизнес-архитектуры в соответствии с международной методологией TOGAF, и после этого сформулированы требования к технологическим компонентам. Сквозная 3D-технология — комплекс интегрированных систем для проектирования, подготовки производства и управления инженерными данными — рассматривалась как составная часть единой информационной системы, охватывающей весь жизненный цикл изделий ЯОК. Вошедшие в состав комплекса решения компании «Аскон» («Компас-3D», «Вертикаль», «Лоцман:PLM») интегрированы с остальными компонентами ТИС ЯОК, включая системы управления ресурсами предприятия и управления производством.

Для предприятия подобной специфики в создании ИТ-инфраструктуры на первый план выходят вопросы информационной безопасности. Уже три года назад в разработке системы была сделана ставка на импортозамещение: ТИС ЯОК строится преимущественно на технологиях российской разработки, прошедших сертификацию ФСТЭК для возможности работать с определенными категориями служебной информации и гостайной.

К настоящему времени сквозная 3D-технология охватывает более 2 тыс. рабочих мест холдинга «РФЯЦ-ВНИИЭФ», к концу года масштабы внедрения превысят 4,5 тыс. рабочих мест. Следующим этапом может стать тиражирование решения на другие предприятия оборонно-промышленного комплекса страны. «Сегодня мы имеем систему PLM на базе российской технологии, интегрированную с системой управления предприятием и производством, — отметил Кривошеев. — Решение полностью удовлетворяет требованиям импортонезависимости. В современных политических условиях альтернативы выполнению этих требований на предприятиях ОПК нет».