Мусорная корзина, в которую сваливаются приложения и данные, котел, в котором «варятся» ресурсы корпорации, а может быть, это отлаженный, как швейцарские часы, механизм либо муравейник, в который трудолюбивые сотрудники несут крупицы данных и необходимые, на их взгляд, приложения? Скорее всего, и то, и другое, и третье...

В отечественной истории имеется много примеров достижения поразительного эффекта от интеграции ресурсов в одной точке, взять хотя бы выполнение ядерной программы, успешно реализованной именно благодаря концентрации в одних руках соответствующих разведданных, трудовых ресурсов и общего руководства проектом. Учитывая такую важность интеграции, неудивительно, что она стала сегодня ключевым элементом многих фундаментальных технологий, без которых немыслим современный ИТ-ландшафт предприятия: хранилища данных, бизнес-аналитика, сервисная архитектура, управление мастер-данными и дата-центричные архитектуры. Как отмечают авторы этого номера журнала, посвященного вопросам интеграции корпоративных информационных ресурсов, способность компании обеспечить преобразование к единому представлению данных, полученных из различных гетерогенных источников, сразу становится конкурентным преимуществом. Это как мастерство шеф-повара, способного из общедоступных ингредиентов приготовить блюда, отличающие конкретный ресторан, а значит, влияющие на его прибыль.

Закономерно, что аналитики, несмотря на общий спад в ИТ-индустрии, весьма оптимистично смотрят на рынок средств интеграции данных, предрекая ему стабильный ежегодный рост в 20% вплоть до 2012 года, когда он достигнет 3 млрд долл в нынешних ценах. Среди причин такого интереса обычно называют желание оптимизировать использование уже имеющихся ресурсов при минимальных дополнительных инвестициях. Но есть и другое объяснение. Традиционно круг пользователей средств интеграции данных ограничивался администраторами баз данных и разработчиками, но теперь основными заказчиками этих продуктов становится операционный персонал компаний, включающий, в частности, лиц, готовящих решения, и бизнес-аналитиков.

Однако все это пока причины, вызывающие экстенсивный рост интереса к технологиям интеграции, совокупность корпоративных ресурсов в результате действия которой выглядит пока еще как мусорная корзина. Наблюдая за поисковыми технологиями Интернета, можно увидеть сегодня сдвиг интереса от контента к интенту (intent – смысл, цель). Действительно, по мнению Леонида Черняка, как бы ни были совершенны нынешние подходы к консолидации данных, по-существу, они примитивны и опираются на традиционное синтаксическое мировоззрение создателей первых компьютеров, не менявшееся полвека и отделяющее данные от их смысла. Семантический подход к интеграции позволит осознанно работать с данными, что существенно упростит как их поиск, так и перераспределение между приложениями при интеграции информационных ресурсов корпорации.

Но и этого еще недостаточно, чтобы интеграция ассоциировалась с отлаженным механизмом швейцарских часов. Как отмечает Наталья Дубова, сегодня компании крайне заинтересованы в методиках и средствах автоматизации управления бизнес-процессами. Как следствие, потребность в объединении разрозненных операций в различных функциональных подразделениях в сквозной бизнес-процесс оказалась более чем удачной базой для интеграции корпоративных приложений. Однако пока еще поводов для оптимизма немного – компании по-прежнему накапливают отдельные решения по интеграции, что, по мнению ряда аналитиков, является основной причиной провала интеграционных проектов.

Но не только технологии влияют на выполнение интеграционных проектов – в ряде случаев причины провала, как отмечает Сергей Колесников, лежат в области человеческих отношений. Мало того, технологии зачастую не только не способствуют успешному решению гуманитарных проблем интеграции информационных ресурсов предприятия, но и усугубляют их. Это особенно заметно при глубокой интеграции, предполагающей существенное изменение бизнес-процессов и правил доступа к информации. Действительно, у любой информации есть заказчик, источник, владелец и пользователи – это всегда конкретные люди, взаимоотношения между которыми складываются, как правило, вполне личным образом. Интеграция вторгается в эти отношения, нарушая установившуюся субординацию и связи, а в результате вместо сбалансированного по вкусу супа из корпоративных ресурсов пользователь получит баланду, если отдельные подразделения или сотрудники, в стремлении сохранить свою значимость, будут пытаться приватизировать «соль» в этом супе – область, которой они владели раньше.

В этой ситуации можно, конечно, попытаться урегулировать внутренние конфликты, пригласив внешних консультантов по интеграции, ведь людям всегда было свойственно больше ценить то, что найдено в экзотическом, значимом месте, или прислушиваться к мнению далеких классиков, сказавших что-то серьезное в прошлом. Но сторонние высокооплачиваемые специалисты могут быть враждебно восприняты персоналом компании, как мешающие строить корпоративный «муравейник», в который сотрудники с таким трудом и так долго несут знания, а это рискует стать серьезным фактором, демотивирующим персонал.

"Открытые системы/СУБД"