Идея познакомить сторонников СПО друг с другом и с потенциальными клиентами появилась у руководителей «ПингВин Софтвер", когда они начали формировать региональную партнерскую сеть. Компания "ПингВин Софтвер» специализируется на технической поддержке разнообразных свободных программных продуктов, а потому заинтересована в развитии бизнеса фактически всех разработчиков СПО. Генеральный директор «ПингВин Софтвер» Дмитрий Комиссаров уверяет, что в России начали появляться качественные нишевые решения на основе СПО, но региональные компании испытывают трудности с масштабным продвижением своей продукции.

Участники фестиваля пришли к выводу, что российские программисты не торопятся вливаться в сообщество разработчиков СПО

Комиссаров рассказал посетителями фестиваля о восьми крупных проектах внедрения СПО, уже завершившихся или идущих в российских государственных структурах: в Минкомсвязи, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, Почте России, Счетной палате, МВД, Пенсионном фонде, а также в неназванном финансовом учреждении. Из проектов в коммерческих структурах Комиссаров упомянул разработку и поддержку СПО для электронных киосков, которые будут установлены в 2 тыс. магазинов "Мобильных ТелеСистем".

Комиссаров уверен, что в следующем году на СПО будут переходить организации с десятками тысяч рабочих мест. Стоит отметить, что «ПингВин Софтвер» продолжает отстаивать точку зрения, что время для полного отказа от проприетарного ПО еще не пришло. По словам Комиссарова, приемлемая доля СПО от всего используемого программного обеспечения в крупных ведомствах составляет около 80%.

Комиссаров говорил по большей части о проектах в госструктурах, однако объем российского рынка СПО, по его словам, делится поровну между государственными и частными заказчиками. Объем рынка оценил, ссылаясь на портал OpenNet.ru, генеральный директор «ГНУ/Линуксцентр» Павел Фролов — в 2009 году он составил 2,2 млрд руб., а в 2012 вырастет до 5 млрд руб. Фролов сообщил, что в ходе ежегодного конкурса "Лучший свободный проект России", проводимого журналом Linux Format, в России и СНГ, выявлено около 200 проектов по разрабтке СПО. При этом Фролов посетовал, что все проекты выполняются "по западным лекалам". "Своих архитекторов еще надо взрастить", — подытожил он.

Вопрос нехватки отечественных кадров вообще занял на фестивале центральное место. Участники «ПингвинФеста» жаловались на то, что не хватает не только архитекторов, но и разработчиков, а те, которые существуют, сторонятся друг друга. Так, председатель Российской ассоциации свободного программного обеспечения академик Виктор Иванников отметил, что у российских разработчиков отсутствует сознание того, что необходимо работать в сообществе, а потому даже талантливые идеи не находят должной поддержки. А генеральный директор компании «АйТи» Тагир Яппаров с сожалением заметил, что отечественные программисты не используют накопленные мировым сообществом разработчиков знания, предпочитая полностью полагаться на силы своих небольших команд. "АйТи", напротив, собирается активнее включаться в работу сообщества и через несколько лет, вероятно, станет донором инновационных технологий, пообещал Яппаров.

Иванников взглянул на проблему иначе, предупредив, что к слову «свободное» нужно относиться критически. Он считает, что российским разработкам СПО обеспечено светлое будущее только при условии возникновения серьезных компаний вроде Red Hat, а не "команд свободолюбивых бойцов".

«В чем свобода?» — спрашивал у собравшихся генеральный директор компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов. На его взгляд, «свободное» ПО — всего лишь неверный перевод английского free, также означающего «бесплатное". По мнению Ашманова, России нет смысла вмешиваться в "битву» двух моделей распространения ПО, разворачивающуюся в США. Во многих случаях существенно не то, открыто ПО или нет, а то, отечественное оно или зарубежное, считает Ашманов.

В «ПингВин Софтвер» рассчитывают, что смогут решить проблему развития и структурирования российского рынка, по крайней мере в области СПО. По словам Комиссарова, цель компании — способствовать созданию в России центров разработок, которые будут вносить вклад в «тяжелые» проекты СПО.