В 2005 году, когда Марк Хёрд занял пост генерального директора HP, его назначение для многих стало сюрпризом Ветеран компании NCR, он вырос в ней до постов генерального директора и президента.

Пока велся поиск кандидатов на вакантное место, специалисты по подбору кадров представляли себе в роли самого лучшего преемника «звездного генерального директора какой-нибудь компании с годовым оборотом не менее 40 млрд долл.». Совокупный объем продаж NCR не превышал 6 млрд долл., поэтому для многих назначение Хёрда стало сюрпризом.

И вот он оказался за бортом, подав в отставку, после того как был обвинен в сексуальных домогательствах на рабочем месте. Очередная кампания по поиску преемника в самом разгаре. Аналитики сдули пыль со списка кандидатов, составленного в 2005 году, и сулят хорошие перспективы уже знакомым именам.

В числе претендентов сегодня вновь фигурируют бывший генеральный директор компании Compaq Майкл Капеллас и генеральный директор EMC Джозеф Туччи. Время от времени мелькают и имена руководителей корпораций IBM, Microsoft и Oracle. Среди тех, кто был включен в круг кандидатов в 2005-м и присутствует в списке сегодня, следует отметить Энн Ливермор — исполнительного вице-президента по работе с корпоративными клиентами и Вайомеша Джоши — исполнительного вице-президента, курирующего направление технологий печати и обработки изображений. Впервые в числе претендентов появился Тод Брэдли, бывший генеральный директор и президент компании Palm, занимающий сейчас должность исполнительного вице-президента группы персональных систем HP.

Проще, наверное, было бы не угадывать конкретное имя, а попытаться определить, какого стиля управления совет директоров HP ждет от нового генерального директора.

Чак Хаус, ветеран Hewlett-Packard, возглавляющий ныне исследовательскую группу Media X при Стэнфордском университете, в своем блоге подверг стиль управления Хёрда суровой критике. В электронном письме он выразил надежду, что совет директоров HP быстро сумеет найти Хёрду достойную замену. (Media X входит в состав исследовательского подразделения Стэнфордского университета H-STAR Institute — Human-Sciences and Technologies Advanced Research Institute и поддерживает контакты с представителями отрасли и академическими институтами в вопросах изучения воздействия информации и технологий на наше
общество.)

Хаус полагает, что новый генеральный директор окажется «восприимчивым к инновациям» и будет выделять необходимые средства на научные исследования и разработки. Он должен стать настоящим лидером, "осуществляющим общее руководство, проявляющим заботу о сотрудниках и уважающим их личное достоинство".

Компании HP следует изменить систему премирования сотрудников, отказаться от огромных бонусов для немногочисленной группы топ-менеджеров и вернуться к процедуре распределения прибыли, которая предусматривала бы предоставление небольших, но все же достаточно весомых опционов широкому кругу работников. Внедрить такой порядок можно довольно легко и недорого.

В свое время Хаус выступил в роли соавтора книги The HP Phenomenon: Innovation and Business Transformation ("Феномен HP: инновации и трансформация бизнеса"). И сегодня он считает, что управление компанией должно находиться в руках "слушателя, поддерживающего коллективный разум", а не "отца, который всегда все знает лучше других".

По мнению независимого аналитика Роба Эндерле, внутренние кандидаты HP будут иметь преимущество перед внешними.

"Сегодня у компании есть внутренние кандидаты, способные справиться с этой работой, — подчеркнул он. — Что касается внешних кандидатов, обладающих требуемым уровнем размаха, их не так много. Заслуживает внимания появившаяся в совете директоров мощная фигура Марка Андриссена, основателя Netscape и ряда других компаний, инициатора многочисленных инвестиционных проектов.
Возможно, под его влиянием совет директоров предпочтет увидеть на месте генерального директора молодого и динамичного руководителя, а не кого-то из традиционных внутренних и внешних кандидатов. Думаю, что предпочтение будет отдано либо внутреннему претенденту, либо какой-то неожиданной кандидатуре. Все зависит от того, как быстро потребуется заполнить вакантное место и каким влиянием обладает сегодня Андриссен".

Важное значение для нового генерального директора будут иметь вопросы этики. Хёрд не был напрямую вовлечен в скандал 2006 года, когда компания HP скупала записи телефонных разговоров под предлогом  поиска источника утечки информации. Этот инцидент породил в HP новые правила бизнес-этики — правила, которые в конечном итоге привели к увольнению Хёрда.

"Надеюсь, в дальнейшем компания станет строго придерживаться общепринятых этических норм и внутренних правил, — заметила старший преподаватель права Бруклинской юридической школы Мириам Бер. — Кто бы ни занял место генерального директора, этот человек в любом случае должен объявить о необходимости строго соблюдать этические правила и внутренние нормы, с тем чтобы все произошедшее было поскорее забыто".

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями