Рудольф Аункофер уверен, что розничный бизнес в 2010 году будет процветать. Хотя и не весь равномерноОбычно при оценке перспектив ИТ-рынка высказываются надежды на рост розницы ( «Популярный рынок» , Computerworld Россия, № 40, 2009) или на государство ( «Полугодие надежды на государство» , Computerworld Россия, № 35, 2009), которое прямо или косвенно может активизировать проектный рынок. Если судить по программе конференции Distree IT Channel Week, собравшей 22-25 июня 650 сотрудников из 85 компаний-производителей и 180 российских дистрибьюторов, ритейлеров и реселлеров, то первая версия развития событий представляется более вероятной.

В этом году, как и в прошлом, компания Distree совместила два своих мероприятия — «розничное» Digital Consumer Channel и «интеграторское» Digital Business Channel — в одно. Впрочем, первая составляющая существенно превалировала и по численности участников и в выступлениях докладчиков. К примеру, представитель Dell обещал, что компания приложит значительные усилия для активизации продвижения потребительских товаров на российском рынке. Компания nVidia демонстрировала, как ее процессоры позволяют играть в трехмерные игры (похоже, возможность побегать и пострелять в трех измерениях поспособствует обновлению компьютерного парка не меньше, чем в свое время Doom). В Sony также заявили о своей приверженности к 3D: компания производит и трехмерные фильмы, и устройства для их просмотра. Популярная на корпоративном рынке тема хранения была представлена обилием внешних жестких дисков, а о своем желании стать заметным игроком на этом рынке заявило российское представительство Iomega.

Одно из центральных событий мероприятия — выступление Рудольфа Аункофера, директора по ИТ-исследованиям компании GfK, также было по большей части посвящено перспективам розницы.

Бизнес «под настроение»

По приведенным Аункофером данным аналитиков Евросоюза, общее «намерение что-либо купить» (Buying Intention) среднестатистического европейца достигло пика в конце 2006 года, «покупательские настроения» (Consumer Sentiment) и «самоощущение экономики» (Economic Sentiment) достигли максимума к середине 2007-го. Первый показатель после достижения максимума немедленно начал падать (при том, что остальные два росли), к середине 2007 года остановил падение и даже немного подрос, затем стал снижаться синхронно с двумя другими. Упали все три индекса относительно некоего евростатовского «нуля» приблизительно одинаково — на 32-35%, поднялись также довольно синхронно — до -11...-15%.

Розничные сегменты в трех исследуемых регионах — Западной Европе, Центральной и Восточной Европе и СНГ — вели себя совсем по-разному. По данным GfK, с 2006 года рост западноевропейского рынка  относительно аналогичного квартала  предыдущего года не превышал 12%. Но и упал он максимум на 7% (в четвертом квартале 2008-го). Восточноевропейский рынок «гулял» от 129% (первый квартал 2007-го) до -42% (третий квартал 2009-го), а рынок СНГ — от 138% (четвертый квартал 2007-го) до -33% (первый квартал 2009-го). Восстановление рынков также началось не одновременно: западноевропейский пошел в рост с конца 2008 года, восточноевропейский — с начала 2009-го, рынок СНГ — лишь с середины прошлого года. Зато последний к началу 2010 года вырос на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.

В корпоративном сегменте картина несколько иная. Западноевропейский и центральновосточноевропейский рынки, пройдя минимумы во втором и третьем кварталах 2009 года соответственно (-17 и -42% к показателям предыдущего года), к началу 2010 года вышли на уровень 2009-го (1 и -5%). Российский же рынок в первом квартале 2010 года отстал от аналогичного периода 2009-го на 29% (при том, что последний и сам оказался на 33% хуже первого квартала 2008-го). Одной из причин Аункофер назвал то, что в России крайне мал удельный вес малого и среднего бизнеса. В России он составляет лишь 34%, в то время как в Восточной Европе — 40-50%, а в Западной — до 83% (во Франции).

В целом в Восточной Европе и СНГ в сегменте B2B 48% ИТ-рынка приходится на аппаратное обеспечение, 33% — на сервис и 19% — на ПО. При этом малый и средний бизнес тратит в основном на компьютеры (настольные и мобильные), продукты для обеспечения ИТ-безопасности, а крупный — на серверы, ERP-системы и средства виртуализации. И те и другие нуждаются в услугах по наладке и ремонту.

Будущее: восемь дюймов, Windows 7 и облака

Перспективы европейского розничного бизнеса, по оценке GfK, в целом неплохи. Однако, если в прошлом десятилетии розничный рынок рос "сам по себе", то в этом процветать будут продавцы инновационных продуктов, вдобавок имеющие большой ассортимент товаров. В Западной Европе, например, в первом квартале обороты крупных торговых сетей росли приблизительно на 15% быстрее, чем у специализированных магазинов (10% роста по сравнению с тем же кварталом прошлого года у первых, 5% отставания — у вторых), в СНГ — на 20% (35 и 15% роста соответственно). Лишь в Центральной и Восточной Европе оба вида бизнеса практически повторили прошлогодние результаты.

Главным трендом в GfK считают рост функциональности мобильных устройств — каждое должно быть способно послужить и компьютером, и телефоном, и фонариком. Другая тенденция — появление и рост популярности «переходных» устройств с экранами 8-9 дюймов, таких как Apple iPad (у него, впрочем, диагональ 9,7 дюйма), которые закроют пустовавшую нишу между 10-дюймовыми ультрамобильными компьютерами и совсем уж миниатюрными, на 6-7 дюймов. Предназначение новинок — дать пользователю возможность жить и работать в некоей облачной среде из различных средств взаимодействия.

Что касается продуктовых предпочтений, то, по данным GfK, в 2010 году в Европе на мобильные компьютеры будет потрачено на 13% больше, чем в 2009-м, на ЖК-мониторы и телевизоры — на 11%, на лазерные картриджи — на 6%, на струйные картриджи и МФУ — на 1%. Продажи всех остальных категорий продуктов уменьшатся, порой существенно, например средств автонавигации — на 30%.

Некоторыми ориентирами для российских ритейлеров может послужить то, что в регионе EMEA доля ПК уже почти год колеблется в пределах 17-19% всех продаваемых компьютеров, доля ноутбуков — 49-51%, нетбуков — 18-20%. В России и странах СНГ настольные устройства почти вдвое популярнее (33%, а в 2009 году — 47%), стало быть, продавцам портативной техники есть куда расти. Отличаются от общеевропейских и российские каналы продаж — всего 7% компьютеров продается через Сеть, тогда как в EMEA в среднем — 13%, в Европе — 16%, причем наиболее часто в интернет-магазинах покупают как раз нетбуки и ультрамобильные устройства.

На корпоративном рынке одним из возможных «двигателей прогресса» Аункофер считает Windows 7, переход на которую заставит многие компании заменить и аппаратную часть, тем более что Microsoft настойчиво напоминает о грядущем прекращении поддержки Windows XP. Возможно, в этом году пройдет модернизация оборудования, отложенная из-за кризиса. Среди других точек роста — решения для обеспечения безопасности данных, оптимизации бизнес-процессов, а также системы хранения. Будет, по его прогнозам, популярен и технологический «даунсайзинг» — приспособление тяжелых корпоративных решений к нуждам компаний меньшего размера с соответствующим их удешевлением и упрощением в эксплуатации без потери функциональности. Ну и, разумеется, не останется в тени и все связанное с облаками.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями