ВИДЕО 

По словам Эдуарда Лецкого, от предприятий невозможно добиться сформулированных требований к выпускникам Участники Второй всероссийской конференции "Технологии IBM в образовании и бизнесе" – представители вузов, потенциальных работодателей и самой корпорации – собрались 3 апреля в здании Московского государственного технического университета им. Баумана. Пленарная часть была отведена выступлениям представителей IBM. Специалист по продаже программного обеспечения System z IBM в Восточной Европе и Азии Владимир Коссаковский прочел краткую лекцию по программному обеспечению IBM для мэйнфреймов. Его рассказ вызвал ряд вопросов у академической части зала - прежде всего, вопросов о стоимости предлагаемых решений. После некоторых колебаний представители IBM сообщили, что стоимость "сугубо индивидуальна" и что для вузов все программное обеспечение бесплатно, кроме операционной системы и "тяжелых" продуктов, но и они являются предметом переговоров.

Представители МГТУ и Московского государственного университета путей сообщения в своих выступлениях рассказали о том, как у них строится преподавание технологий IBM и какие формы сотрудничества предлагаются предприятиям. В МГТУ, по словам доцента кафедры "Компьютерные системы и сети" Елены Галямовой, студенты изучают операционную систему zOS, архитектуру мэйнфреймов и выполняют лабораторные работы на мэйнфрейме z9. В скором времени планируется начать массовую подготовку системных программистов.

В МИИТе также установлен z9. Заведующий кафедрой АСУ Эдуард Лецкий перемежал описание практикуемых учебных программ рассказами о тяжелом положении вузов в период перестройки образовательной системы, перехода на новую систему оплаты труда и демографического спада. Нехватка молодых научных кадров даже вынудила МИИТ и некоторые другие вузы, открывшие центры профессиональных компетенций IBM, выплачивать их учащимся деньги, чтобы те оставались в аспирантуре.

Ряд критических замечаний Лецкий направил в адрес предприятий – потенциальных работодателей. Он заявил, что компании не могут сформулировать требования к выпускникам и определить, какие специалисты им будут нужны завтра. А потому МИИТу приходится самому брать на себя инициативу в общении с работодателями.

Главным "потребителем" готовящихся в МИИТе специалистов являются "Российские железные дороги". По оценкам МИИТа, с учетом текучести кадров и регулярного обновления технологий РЖД ежегодно требуется примерно 150 специалистов по технологиям IBM. Сама же РЖД в нынешнем году заказала только 50.

Проректор по инновациям и новым образовательным технологиям Московского государственного лингвистического университета Мариф Курбанов, выступил уже не от лица кузницы кадров, а как клиент IBM. В прошлом году компания "Диджитал Эмпайр" создала в МГЛУ центр обработки данных на базе z9.И теперь у университета "большие планы" на использование мэйнфрейма, например, для сетевого взаимодействия с другими вузами.

Работодатели с прозвучавшей в их адрес критикой решительно не согласились. Начальник отдела общего программного обеспечения "Рособоронэкспорта" Александр Костырко заверил присутствующих, что "Рособоронэкспорту" точно известно, какие нужны специалисты, вот только вузы не могут их предоставить. "Рособоронэкспорт", по словам Костырко, использует многоплатформенную ИТ-инфраструктуру, в том числе три мэйнфрейма и другое аппаратное обеспечение IBM, ее операционные системы, СУБД, системы наблюдения и управления инфраструктурой, средства групповой работы, средства разработки и инструменты восстановления данных.

Специалистов извне на ведущие должности "Рособоронэкспорт" не берет. Вместо этого в самой службе поддержки выращиваются собственные эксперты. Свои требования к выпускникам Костырко сформулировал следующим образом: знание достоинств и недостатков всех существующих вычислительных архитектур вместо "зацикленности" на конкретных продуктах, понимание общих концепций построения операционных систем, представление об ITIL и ITSM и знание особенностей построения крупных неоднородных вычислительных сред, основанных на корпоративных стандартах.

Особенно сильно Костырко возмущает техническое невежество студентов, а также то, что те не умеют писать: для такой компании, как "Рособоронэкспорт", важна техническая документация, а сегодняшние выпускники испытывают трудности даже с написанием служебной записки.