Управление данными в России сегодня на подъеме. Этому способствуют, с одной стороны, широкая цифровизация экономики и бизнеса, а, с другой, внезапное появление свободных ниш, освободившихся после ухода из России глобальных игроков ИТ-рынка, и последовавшее за этим ускорение программ импортозамещения. В преддверии конференции «Качество данных 2024» ведущие эксперты российских ИТ-компаний делятся своими оценками и прогнозами относительно настоящего и будущего отечественной индустрии управления данными.

От глобальных тенденций не уйти, но и отечественной специфики не избежать

Традиционно российский рынок ИТ следовал по тому же пути, что и глобальный, но в 2022 году ситуация резко изменилась, и теперь отечественным заказчикам приходится рассчитывать в основном на ресурсы и возможности локальных игроков. Означает ли это, что наш рынок управления данными пойдет своим собственным путем?

Алексей Арустамов, директор Loginom Company, считает, что рынок, как и прежде будет следовать в русле мировых тенденций: «“Мода” на те или иные технологии возникает не просто так, на то имеются серьезные причины. И в мире, и в России есть потребность в работе с большими данными, оптимизации процессов, цифровизации и пр. Единственная особенность российского рынка связана с исходом глобальных компаний и волной импортозамещения. Но этот фактор влияет только на выбор вендоров или продуктов, а не на проблемы и методы их решения».

Алексей Никитин: «Безусловно, лидирующие российские решения будут похожи на зарубежные, но не в силу моды, а в силу целесообразности»

С ним соглашается Алексей Никитин, генеральный директор Visiology: «Безусловно, лидирующие российские решения будут похожи на зарубежные, но не в силу моды, а в силу целесообразности. Во-первых, схожесть позволяет использовать наработанные в течение многих лет практики, а во-вторых, упрощает переезд с иностранных систем».

Лариса Малькова, управляющий директор практики «Данные и прикладной ИИ» компании Axenix, продолжает: «Отличие российского пути от мирового в том, что мы долго находились в технологическом поле зарубежных программных продуктов, занимавших лидирующие позиции в мире и на российском рынке. И теперь российским разработчикам предстоит заместить эти решения в кратчайшие сроки, чему, с одной стороны, способствует текущий спрос и конкурентная рыночная среда, а, с другой, мешают дефицит квалифицированных специалистов и очень сжатые сроки, за которые необходимо создать зрелые продукты».

Мнение коллег о том, что в ближайшие годы российский рынок технологий для управления данными будет тяготеть к общемировым тенденциям, разделяет и Денис Рогозянов, консультант департамента бизнес-консалтинга ГК Softline. С его точки зрения, это связано с большим объемом существующих и эффективных методологических подходов, архитектурных и технических паттернов, а также прикладных инструментов в данном сегменте.

Константин Кондратьев, директор «ТриниДата», полагает, что в обозримом будущем следует ожидать преобладания некоего гибридного подхода, поскольку российская отрасль управления данными, с одной стороны, основана на примерах и тенденциях общемировой практики, но, с другой, учитывает специфику потребностей отечественных заказчиков и уровни развития их ИТ-ландшафтов.

Алексей Цырюльников: «Можно утверждать, что у нас свой путь, не полностью повторяющий достижения глобального рынка»

«Российский рынок, бесспорно, оглядывается на основные тенденции в области управления данными, тем не менее, можно утверждать, что у нас свой путь, не полностью повторяющий достижения глобального рынка», — такой точки зрения придерживается Алексей Цырюльников, заместитель генерального директора «Юниверс Дата».

Согласно наблюдениям Ирины Хворостян, руководителя технологической практики Kept, российская отрасль управления данными активно адаптируется к сложившейся ситуации, формируемой как мировыми стандартами, так и санкционным давлением, при этом учитывает особенности российской экономики и регулирования данных, в частности, законодательные требования к хранению данных на территории России. Кроме того, со стороны регуляторов наблюдается усиление контроля оборота данных, сбора и дальнейшей обработки данных через госсистемы.

Олег Гиацинтов: «Развитие нашего рынка будут в первую очередь определять запросы отечественных заказчиков, при этом сами они всегда смотрят на то, как работают их коллеги за рубежом»

«В любом случае развитие каждого рынка идет в обоих направлениях, — развивает дискуссию Олег Гиацинтов, технический директор DIS Group. — Мы видим, например, что запросы, которые приходят от заказчиков в отношении функций для управления данными, часто отличаются и от того, что заложено в западные решения, и от того, что вообще требуется компаниям за рубежом. Поэтому развитие нашего рынка будут в первую очередь определять запросы отечественных заказчиков, при этом необходимо понимать, что сами они всегда смотрят на то, как работают их коллеги за рубежом».

Мария Аверина, управляющий партнер Navicon, видит несколько возможных сценариев развития отрасли управления данными. Одним из наиболее вероятных, по ее мнению, заключается в том, что российский сегмент рынка пойдет по общемировому пути, но при этом будет опираться на сложившуюся ситуационную специфику. И тогда российские вендоры будут, скорее всего, частично повторять путь западного рынка, но развиваться продолжат самостоятельно. Определяющим фактором второго возможного сценария станет усиление контроля и управления рынком со стороны государства, вполне справедливо желающего отслеживать эффективность своих инвестиций в ИТ. «Конкуренция никуда не исчезнет, однако создание критически важных решений, таких как операционные системы, СУБД, ERP, АСУ ТП и некоторые другие, вероятно, будет контролироваться государством в большей степени, чем сегодня, — добавляет Аверина. — Таким образом, мы постепенно движемся к своего рода плановой ИТ-экономике. Однако если грамотно ею управлять, рынок только выиграет».

Дмитрий Изместьев, вице-президент ЛАНИТ по инновационным проектам, исполнительный директор CleverData (входит в группу ЛАНИТ), считает, что рынок данных в нашей стране находится сейчас в достаточно комфортном положении, ведь у нас меньше регулирования, при этом больше возможностей создавать полезные для компаний и граждан решения: «Например, в России пока меньше ограничений по сбору и хранению персональной информации. Как результат, российские компании станут накапливать больше персональных данных, чем западные коллеги, и будут всесторонне использовать их — разумеется, в рамках разрешенного законодательством».

Иван Новоселов: «Мы наблюдаем взрывной интерес к управлению данными со стороны крупных и средних предприятий»

Более того, уже сейчас российский рынок управления данными растет быстрее мирового, уверен Иван Новоселов, генеральный директор компании «ДатаКаталог» (входит в группу Arenadata): «Мы наблюдаем взрывной интерес со стороны крупных и средних предприятий. Компании применяют инструментарий для самостоятельной (Self-Service) работы сотрудников с данными, внедряют элементы машинного обучения, используют накопленные данные для поддержки принятия управленческих решений». Чтобы можно было все это эффективно запустить, нужны достоверные, качественные и документированные данные, добавляет Новоселов. Как следствие, каталоги данных становятся стандартными элементами корпоративных хранилищ данных.

Технологические тенденции во многом совпадают с мировыми, ключевое отличие — в импортозамещении

Опрошенные нами эксперты сходятся во мнении о том, что ключевые тенденции в области управления данными в России те же, что и в мире: облачные решения, использование механизмов искусственного интеллекта, машинного обучения и больших языковых моделей, освоение инструментария Self-Service. Следует также ожидать новых законодательных инициатив в области данных и усиления роли регуляторов в отдельных отраслях. Кроме того, в организациях растет интерес не только к вопросам кибербезопасности, но и к управлению иными рисками, связанными с данными. При этом наиболее сильное влияние на рынок будут, вероятнее всего, оказывать, инициативы крупных заказчиков, в частности, госкорпораций, обладающих не только финансовыми ресурсами, но и масштабными компетенциями в области управления данными. Фактором, сдерживающим развитие, безусловно, будет дефицит кадров.

Ключевым отличием российского рынка станет импортозамещение — об этом заявили все наши эксперты. Его локомотивами с большой вероятностью станут крупные организации и структуры.

По данным опроса, проведенного компанией Navicon, которые приводит Аверина, 80% крупных заказчиков заявили, что не планируют возвращаться к зарубежному ПО и останутся на независимых продуктах, даже если появится возможность купить лицензии на иностранные продукты. Остальные 20% опрошенных сообщили, что они могут рассмотреть какие-то отдельные фрагменты западных решений, но глобально менять ИТ-ландшафт не готовы.

Денис Рогозянов: «Технологии для управления данными являются одними из ключевых элементов базовой архитектуры информационного слоя»

«Технологии для управления данными являются одними из ключевых элементов базовой архитектуры информационного слоя любой крупной компании, — отмечает Рогозянов. — Поэтому технологическая защищенность и независимость в плане политических, структурных и глобальных факторов риска должны быть приоритетными как для государственных организаций, так и для частных компаний. Более того, стратегия технологической независимости страны и весь комплекс мер, осуществляемых государством, явно свидетельствуют о том, что это не просто тенденция, а актуальная реальность».

Переход на новые технологии управления данными потребует перестройки всей инфраструктуры компании-заказчика, поэтому займет не год-два, а скорее всего, лет пять, полагает Арустамов: «В первую очередь необходимо создать российские аналоги лучших из мировых продуктов, а затем внедрить их».

Цырюльников также считает, что тенденция к импортозамещению решений для управления данными сохранится в ближайшие пять, а, возможно, и более лет: «Западным производителям вход на наш рынок среднего и крупного бизнеса будет пока закрыт. Производители из других стран, конечно же, будут пытаться войти на наш рынок, но на это у них уйдут годы из-за отсутствия опыта и понимания российской специфики».

С коллегами соглашается и Гиацинтов: «Тенденция к импортозамещению решений для управления данными будет довольно длительной. Потому что в первую очередь их замена производится в тех компаниях, где такие решения уже были, а их не очень много. С другой стороны, есть компании, которые вынуждены менять решения из-за требований законодательства. Есть и новые заказчики, которые еще не внедряли никаких решений в рамках управления данными или занимались ими фрагментарно. Они начнут внедрять российские решения, вероятно тогда, когда те будут довольно зрелыми или когда начнутся проблемы с технической поддержкой зарубежных продуктов».

«Замена одних решений на другие сопровождается миграцией данных, представляющих высочайшую ценность для компаний, — продолжает Малькова. — Эффективная организация процесса такой миграции становится важной задачей и отдельным видом деятельности индустрии данных».

Нужно также учесть, что на российском рынке имеется огромное количество специалистов, обладающих многолетним опытом работы с иностранными системами. «Если мы хотим, чтобы они легко перешли на российские продукты и сразу начали эффективно работать, а не тратили год на обучение, то эти продукты должны быть во многом похожи на зарубежные аналоги», — считает Никитин.

Константин Кондратьев: «Отечественные решения для работы с данными конкурируют не только и уже не столько с зарубежными аналогами, сколько с электронными таблицами и файловыми хранилищами»

Импортозамещение будет проходить на фоне поиска оптимального подхода к созданию единого универсального решения для работы с данными или созданию специализированных решений, считает Кондратьев. Возможно, в отдельных случаях появится возможность пересмотреть сформировавшиеся подходы и улучшить их. При этом темпы импортозамещения будут определяться тем, настолько, насколько быстро бизнес получит отечественные инструменты для работы с данными и как быстро осознает экономическую целесообразность их использования. «Отечественные решения для работы с данными в этом смысле конкурируют не только и уже не столько с зарубежными аналогами, сколько с электронными таблицами и файловыми хранилищами», — добавляет Кондратьев.

«Более половины российских заказчиков выражают интерес к отечественным решениям для управления данными, поскольку компании приходят к пониманию, что обеспечение безопасности и соблюдение регуляторных требований становятся неотъемлемой частью их бизнес-стратегии, — продолжает Хворостян. — Импортозамещение требует много времени и ресурсов для разработки и внедрения собственных решений, поэтому ниша, появившаяся после ухода зарубежных поставщиков решений и составляющая не менее 10% от совокупного рынка, будет заполняться как отечественными, так и иными зарубежными решениями в управлении данными».

Новоселов также видит заметный спрос на альтернативные западным решения, в том числе отечественные, но и не только, поскольку не во всех сегментах рынка требуется обязательное вхождение продуктов в Реестр отечественного ПО: «Спрос на отечественные продукты наблюдается и со стороны компаний, у которых нет требований по импортозамещению, при этом им нужны надежные поставщики и зрелые решения».

Впрочем, как отмечает Изместьев, на пути к широкому внедрению российских продуктов есть множество препятствий. Основными из них он считает недостаточную функциональность отечественных решений и необходимость встраивания новых решений в ИТ-ландшафты организации: «Компании будут переходить на российские решения при условии, что это ПО в достаточной мере охватит функционал внедренных ранее иностранных решений. Кроме того, нужно учитывать, что интеграция любой системы — это всегда длительный трудозатратный процесс».

Какие сферы управления данными будут пользоваться наибольшим спросом

По мнению наших экспертов, следует ожидать устойчивый спрос на самые разные области управления данными.

Так, Арустамов видит спрос на решения для обеспечения качества данных (в широком понимании этого термина), управления мастер-данными и Data Governance. Гиацинтов отмечает популярность запросов на все, что связано с различной аналитикой, исследованием данных (Data Science) и последующим принятием решений на основе полученных данных. Кондратьев также прогнозирует спрос на решения для сбора данных, позволяющие оперативно оценивать состояние активов или бизнес-процессов, предоставляющих основу для принятия управленческих решений. Рогозянов добавляет к ним формирование хранилищ данных разного рода, аналитику исторических и транзакционных данных, а также модели машинного обучения на основе имеющихся архитектур управления данными и решения для анализа и интерпретации неструктурированных данных.

По оценке Новоселова, пристальное внимание заказчики будут уделять подключению и интеграции данных из разных источников, а также интеграции метаданных в единую систему управления: «Ландшафт данных чрезвычайно сложен, особенно сейчас, когда организации переходят на российский стек программного обеспечения и в то же время продолжают использовать ранее внедренные иностранные продукты».

Мария Аверина: «На первый план в компаниях выходит именно потребность в повышении качества данных, которые они собирают»

«Сегодня бизнес уже научился консолидировать информацию в хранилище и визуализировать ее. Теперь на первый план в компаниях выходит именно потребность в повышении качества данных, которые они собирают», — подчеркивает Аверина.

Ключевой сферой в области бизнес-аналитики, к которой, как и сейчас, будет приковано внимание заказчиков, Никитин считает возможности Self-Service: «Пока это одно из слабых мест многих российских BI-решений, именно оно останавливает многих заказчиков от перехода на отечественные системы».

Следует ожидать и дальнейший рост интереса к инструментам для обогащения данных, полагает Изместьев, хотя он пока и не достиг тех масштабов, на которые рассчитывали аналитики и игроки рынка: «Сегодня многие делают ставку скорее на то, чтобы собирать свои собственные данные максимально полно и начинать по-настоящему использовать их в коммуникациях с клиентами, переходя к реальной персонализации и получению с ее помощью конкретной пользы для бизнеса. Сами решения есть, основные сложности касаются их внедрения и масштабирования».

«Если рассматривать тему широко, то наибольшее внимание сейчас приковано к генеративному искусственному интеллекту (GenAI), — отмечает Малькова. — Многие компании экспериментируют с ним и ищут бизнес-сценарии применения, которые позволят получить наибольшую отдачу. Применительно к управлению данными GenAI может выступать как потребителем качественных данных, так и инструментом для обеспечения их качества. Кроме того, GenAI может генерировать синтетические данные, максимально похожие на реальные, сокращая время на накопление нужной статистики».

По мнению Хворостян, наибольшим спросом решения в области управления данными будут пользоваться в финансовом секторе, ретейле, здравоохранении, промышленности и телекоме: «Компании, работающие в сфере B2C, заинтересованы в эффективном анализе клиентского опыта и разработке уникальных предложений для каждого покупателя. В области здравоохранения управление данными позволит улучшить качество услуг и повысить качество прогнозной аналитики в области заболеваний. Промышленные и телекоммуникационные компании будут активно внедрять решения для оптимизации производства, повышения эффективности и качества процессов, в том числе стратегического планирования».

Александр Борисов: «В настоящее время развитие управления данными в России связано с требованиями регуляторов, монетизацией обладания большими данными и, как следствие, созданием продуктов на основе данных  как внутренних, так и внешних»

Александр Борисов, руководитель направления Data Science компании «Иннодата», называет локомотивами интереса к управлению данными в финансовой отрасли возможность снижения ставки резервирования на потери по ссудам, реализацию новой регуляторной отчетности, а также развитие ряда сервисов на основе больших данных, таких как скоринговые модели, продуктовая аналитика и динамическая сегментация клиентов. В крупном ретейле и особенно электронной коммерции по-прежнему будут востребованны сервисы для оптимизации бизнес-процессов. В маркетплейсах появляются сервисы для анализа спроса и прогнозирования продаж. Растет интерес к управлению данными и в госучреждениях, в частности, при решении задач, связанных с мониторингом объектов и территорий, организацией ситуационных центров и повышением оперативности принятия решений на различных уровнях. В нефтегазовых компаниях и транспортной отрасли также есть множество задач и возможностей, основанных на обработке больших данных, но интерес со стороны заказчиков здесь пока недостаточно высок.

С какими рисками и затруднениями могут столкнуться заказчики

Во многих организациях, имеющих дело с большими объемами и потоками данных, дисциплина управления данными перестала быть экзотикой. Тем не менее, сложностей при внедрении и использовании связанных с ней подходов и решений остается достаточно много.

Как отмечает Кондратьев, основная сложность проектов в этой области связана в первую очередь со сложностью систем, поскольку приходится управлять большим количеством разнородных бизнес-сущностей и разнородных источников данных. «Для создания моделей, связывающих несколько разнородных доменов, по-прежнему недостаточно квалифицированных кадров, да и инструментов, позволяющих реализовать подобные задачи даже на простом уровне, на нашем рынке тоже пока немного», — добавляет он.

Алексей Арустамов: «Интеграция, обеспечение связанности и согласованности систем — это огромный и самый сложный вызов»

Арустамов основной проблемой видит масштабы охвата: «Управление данными пронизывает всю инфраструктуру компании: ERP, CRM, MES и все остальное. Интеграция, обеспечение связанности и согласованности систем — это огромный и самый сложный вызов».

По мнению Цырюльникова, наиболее сложным аспектом любого проекта в области управления данными является понимание настоящих целей и задач: «В организациях далеко не всегда ясно понимают, зачем именно внедряется то или иное решение, кто действительно является его потребителем, какие цели будут достигнуты и какие задачи решены после его внедрения. Зачастую решения в области управления данными рассматриваются как инфраструктурные, а не как имеющие собственную бизнес-ценность. Такая позиция нередко приводит к неправильному целеполаганию».

С ним соглашается Гиацинтов: «Далеко не всегда со стороны бизнеса есть интерес к управлению данными. Но без бизнес-заказчика невозможно достичь успеха в выстраивании управления, поскольку появление новых процессов, обработка запросов на данные и принятие решений на их основе вносят определенные сложности в существующую схему работы практически любой организации, особенно крупной. Перестройка этих процессов — это еще один сложный аспект».

Новоселов поддерживает коллег: «Проекты в области управления данными могут потребовать изменения рабочих процессов, культуры организации и еще большего вовлечения сотрудников. Наиболее успешны внедрения систем там, где заказчиками проектов выступают бизнес-подразделения в сотрудничестве с департаментами ИТ».

Согласно наблюдениям Авериной, наиболее актуальной для заказчиков проблемой остается низкое качество данных: «В информации, которую нельзя анализировать или извлекать из нее какую-либо другую пользу, нет смысла. Поэтому бизнес будет искать способы, которые позволят обеспечить очистку и полноту собранных данных. Имеющиеся на нашем рынке ИТ-инструменты не всегда соответствуют ожиданиям и уровню зрелости российских заказчиков. Впрочем, эта проблема уже решается, и достаточно быстро».

В числе актуальных аспектов продолжат оставаться также качественная проработка, сравнение и выбор технологий и прикладных решений в ходе построения платформ для управления данными, полагает Рогозянов. И опять-таки, многим придется столкнуться с нехваткой специалистов, разбирающихся в управлении данными.

Лариса Малькова: «У заказчиков повысились риски того, что у выбранного на проект исполнителя нет качественного, системного опыта в области управления данными»

«Уход западных вендоров вызвал снижение экспертизы в целом на рынке. У заказчиков повысились риски того, что у выбранного на проект исполнителя нет качественного, системного опыта в области управления данными, — делится опасениями Малькова. — Еще одна проблема связана с тем, что далеко не все импортозамещающие инструменты обладают достаточно высокой зрелостью. Даже лучшие образцы при попытке внедрения не всегда оправдывают ожидания».

На безопасность данных, наличие инфраструктурных ресурсов и регуляторные аспекты обращает внимание Хворостян: «Защита данных от утечек и несанкционированного доступа становится все более важной задачей, которой заказчики должны уделить особое внимание. Также нужно убедиться в достаточности инфраструктурных мощностей, поскольку эффективное управление данными требует наличия надежной, производительной и легко масштабируемой ИТ-инфраструктуры. Наконец, необходимо обеспечить соблюдение требований регуляторов: заказчики должны знать и соблюдать все требования, касающиеся управления данными. Для этого может потребоваться дополнительная экспертиза и контроль».

На чем сконцентрируются российские вендоры

Эксперты единодушны в том, что российские поставщики ИТ-решений будут активно встраивать в свои решения механизмы ИИ. Развитие по другим направлениям во многом зависит от особенностей того или иного вендора.

По наблюдениям Гиацинтова, большинство поставщиков будет концентрироваться на двух ключевых задачах: «Первая — догнать зарубежных коллег, в первую очередь Vendor on Premises, и их программные продукты по функционалу. Вторая — создавать те решения и функции, которые требуются заказчикам». Что касается собственно технологий, то следует ожидать развития облачных решений и стабилизации решений в области аналитики и работы с данными.

Дмитрий Изместьев: «Заказчики привыкли к хорошим решениям, в том числе западным. Поэтому первое, что они требуют, — это сделать похоже на то, к чему привыкли»

«Заказчики привыкли к хорошим решениям, в том числе западным. Поэтому первое, что они требуют, — это сделать похоже на то, к чему привыкли, — соглашается Изместьев. — Правда состоит в том, что создателям многих российских продуктов для этого надо постараться, в том числе с обработкой больших объемов данных, безопасностью, удобством, предоставлением простых и понятных интерфейсов».

Согласно оценкам Рогозянова, российские технологические гиганты ИТ-разработки продолжат предлагать полный стек необходимых решений, стремясь при этом к максимальному охвату. Более специализированные вендоры будут продолжать создание и совершенствование прикладных решений.

Кондратьев полагает, что вендоры сосредоточатся на достижении синергии решений различных классов, например, на формировании связок «платформа управления данными, BI-система, шина обмена данными, система построения отчетов». Такой подход, реализуемый в условиях ограниченных ресурсов, поможет избежать дублирования функциональных блоков в разных решениях путем сочетания развития функциональности конкретного продукта с привлечением партнеров, чьи решения помогут комплексно решить задачи заказчиков.

Что касается технологических направлений, то, по мнению Мальковой, помимо встраивания и использования ИИ (в частности GenAI) на различных этапах жизненного цикла ПО, можно рассчитывать на развитие облачных решений для хранения данных и разработку высокопроизводительных приложений промышленного уровня.

Среди наиболее значимых тенденций Аверина особо выделяет движение в сторону инструментов Self-Service (в частности, в области визуализации данных) и повышение производительности решений (что неизбежно в условиях роста объемов данных). Вендоры СУБД будут развивать сопутствующие механизмы обработки данных (решения для управления данными, в том числе каталоги данных и системы управления НСИ). Кроме того, следует ожидать развития сервисной составляющей бизнеса разработчиков.

Арустамов прогнозирует также увеличение доли возможностей самообслуживания, которые помогут вовлечь сотрудников из бизнес-подразделений в процессы, связанные с данными. Кроме того, дальнейшее распространение и развитие получит использование подходов DevOps, DataOps, CI/CD и им подобных. Ну и, конечно же, встраивание ИИ в решения поможет заказчикам выполнить большой объем работ по подготовке данных, связанный в первую очередь с обеспечением их качества.

По мнению Хворостян, механизмы ИИ также помогут автоматизации процессов анализа данных, обнаружения аномалий и прогнозной аналитики. Следует ожидать и существенных сдвигов в развитии механизмов анализа текстовых данных, интеграции данных и их безопасности.

Глеб Калкутин: «Люди хотят получать ответы здесь и сейчас, сами собирать и анализировать информацию, не зависеть от экспертов или сложных инструментов»

«Люди хотят получать ответы здесь и сейчас, сами собирать и анализировать информацию, не зависеть от экспертов или сложных инструментов, — считает Глеб Калкутин, директор по развитию компании Quillis. — ИИ позволит мгновенно работать с большими объемами данных, создавать нужные отчеты или аналитические модели прямо в процессе работы и получать то, что нужно».

Дефицит кадров, «фантомы» западных решений и прочие трудности поставщиков решений

Дефицит квалифицированных кадров — актуальная, но далеко не единственная сложность, с которой приходится иметь дело российским поставщикам решений для управления данными. Помимо нее, эксперты называют ряд других факторов, затрудняющих развитие вендоров.

В частности, Цырюльников отмечает трудности с финансированием: «В силу специфики бизнеса у российских компаний среднего размера нет «“правильных” активов, которые бы подходили нашему банковскому сектору в качестве залогового обеспечения. Как следствие, очень тяжело получить финансирование на развитие — все приходится делать за свои деньги, а это сильно тормозит рост».

Чтобы начинать или поддерживать новую разработку в условиях дефицита кадров, требуются существенные финансовые и технические вложения, соглашается Рогозянов. Кроме того, в стране не так много заказчиков, готовых к пилотированию решений и в то же время интересных вендорам с точки зрения сложности решаемых задач и ценности применения вендорских разработок на практике. И, наконец, никуда не деться от конкуренции с «призраками» западных решений, использовавшихся до недавнего времени.

«За последние 20 лет клиенты привыкли к определенному уровню качества западных продуктов, к определенной зрелости, — добавляет Аверина. — Им тяжело дается даже кратковременная потеря некоторых функциональных возможностей. Но этот шаг зачастую необходим, ведь чем раньше его сделать, тем быстрее удастся наверстать упущенное».

Арустамов обращает внимание на необходимость повышения зрелости продуктов и развития вокруг них развитых экосистем: «И то и другое требует больших усилий и ресурсов, особенно, когда все это нужно обеспечить в короткие сроки». По его мнению, самое сложное — развитие экосистемы: «Для этого требуется много времени — в несколько раз больше, чем реализация нужного функционала в продукте. Быстро экосистема не возникает, нужно время, чтобы ее сформировать».

С точки зрения Кондратьева, определенные сложности представляет долгосрочное планирование в условиях быстро меняющейся ситуации, дефицита кадров и необходимость оперативно предоставлять заказчикам готовые решения.

Еще одной непростой проблемой Малькова видит создание инфраструктурных решений низкого уровня, способных заменить зарубежные аналоги. «И хотя использование продуктов с открытым кодом может облегчить некоторые инфраструктурные задачи, базовые аспекты обработки данных остаются сложными для реализации. Например, полноценно заменить СУБД Oracle — весьма непростая задача. То же касается и больших языковых моделей».

Ирина Хворостян: «Российская законодательная среда, определяющая правила работы с данными, постоянно меняется, и вендоры должны следить за изменениями и адаптировать свои решения к новым требованиям»

Дополнительную сложность, по мнению Хворостян, представляет соблюдение требований регуляторов: «Российская законодательная среда, определяющая правила работы с данными, постоянно меняется, и вендоры должны следить за изменениями и адаптировать свои решения к новым требованиям». Фактором, серьезно влияющим на бизнес вендоров, будет и доступность вычислительных ресурсов, необходимых для развития их инфраструктурных возможностей.

Не всегда располагает к быстрому развитию вендоров и менталитет российских заказчиков. «Наши люди не готовы быстро внедрять новый продукт, они ожидают, что он обязательно будет адаптирован под потребности их компании. А если продукт “не подстраивается”, то отказываются его внедрять, — поясняет Изместьев. — Перед вендором всегда возникает вопрос, в доработку по требованиям какого клиента инвестировать? И можно ли сделать так, чтобы доработка была универсальной? А может, ее вообще не нужно выполнять, развивая свой продукт согласно намеченному плану?»

Гиацинтов еще более категоричен: «Самая большая сложность состоит в том, что на уровне организаций-заказчиков пока нет понимания, зачем они занимаются управлением данными, как и зачем применяется Data Science и выстраиваются процессы Data Governance. Многим кажется, что можно работать с данными так же, как 10-15 лет назад. Однако при текущих объемах данных и необходимости практически мгновенно реагировать на изменение ситуации будет очень сложно выстроить эффективную работу без использования новых подходов к принятию решений, к управлению самими данными и их перемещению».

Думается, такие оценки вполне справедливы: чтобы добиться успеха в проектах, связанных с данными, и поставщикам, и заказчикам решений предстоит многое переосмыслить и пересмотреть — одним словом, вывести свою культуру работы с данными на новый уровень.