В 2016 году все московские больницы планируется подключить к Единой медицинской информационно-аналитической системе. Об этом сообщил Евгений Никонов, начальник Управления делами и координации деятельности департамента здравоохранения Москвы, на круглом столе «Интернет на службе врача», организованном ИРИ. Завершены пилотные проекты по интеграции ЕМИАС с медицинскими информационными системами стационаров в Городской клинической больнице им. С. П. Боткина и в ГКБ № 1 им. Н. И. Пирогова. В облачной бухгалтерии и кадровой системе работают 72 клиники, а к концу года ЕМИАС охватит все 92 стационара, находящихся в ведении Депздрава.

Хронометраж показывает, что бумажная работа по сей день занимает 52% рабочего времени врача и 41% времени медсестры. «Это нецелевое расходование средств, врачи должны выполнять свои профессиональные задачи», — заметил Никонов.

«Когда человек выписывается из больницы, очень важно, чтобы информация о нем в тот же день оказалась в компьютере его участкового врача, — подчеркнул Никонов. — А это подразумевает взаимодействие между юридическими лицами, которое сложно реализовать в условиях действия закона ‘О защите персональных данных’. Для Москвы в этой ситуации есть только одно решение — централизованная ЕМИАС».

В ЕМИАС собраны данные около 8 млн пациентов. Почти 80% записей на прием в поликлинику осуществляется с помощью интернет-технологий. Помимо системы управления потоками пациентов и облачной бухгалтерии в ЕМИАС функционируют и другие сервисы: аналитическая подсистема, электронные рецепты и листки нетрудоспособности, единый лабораторный сервис. По словам Никонова, эти нововведения уже сэкономили городу стоимость содержания примерно 14 поликлиник. «Расчеты показывают, что ЕМИАС экономит рабочее время врача, сокращает ошибки ручного ввода и расходы на бумагу», — отметил он. Общая сумма экономии оценивается в 2,96 млрд руб. в год.

Евгений Никонов: «Расчеты показывают, что ЕМИАС экономит рабочее время врача, сокращает ошибки ручного ввода и расходы на бумагу»

Информатизация здравоохранения в Москве нацелена, в первую очередь, на освобождение врача от несвойственных ему функций и получение объективной первичной информации минуя регистры и формы статистической отчетности. Но пока до этого еще далеко. Если cервисом электронных рецептов охвачены примерно 70% намеченных объектов, сервисом электронных больничных листов — 60%, то электронная медицинская карта есть лишь в 10%. Разработка системы интегрированной медицинской информации ведется с 2013 года, но интерфейс медкарты все еще далек от совершенства и Департамент информационных технологий Москвы не спешит ее тиражировать. Кроме того, у врачей много нареканий к стабильности и скорости работы ЕМИАС.

«Система переживает период бурного роста и развития функциональных возможностей, есть технические трудности, зависания, но они не критичны. Суммарный период недоступности ЕМИАС с начала года составляет несколько часов», — сообщил руководитель проектов ЕМИАС Максим Шаманский. Он заверил, что это временные сложности и выразил багодарность врачам за терпение.

Представитель Депздрава не оставил без внимания факт, что в Интернете ищут медицинскую информацию миллионы людей. «Здравоохранение Москвы должно быть пациентоориентированным, мы понимаем, что это самый недоработанный блок информатизации», — признался Никонов. На обновленный сайт Депздрава уже добавили сервисы записи к врачу, поиска пропавших людей, а также информационные материалы для пациентов по здоровому образу жизни.

Но основные усилия ведомства в сфере информатизации по-прежнему сконцентрированы на сервисах для медиков. Депздрав продолжает развивать интранет-портал для врачей с возможностями видеосвязи и совместных консультаций, с доступом к регистру лекарственных средств, Международному классификатору болезней, а также другой нормативно-справочной и методической информации. «Мы хотим создать собственную социальную сеть врачей Москвы, сейчас доступ к ней есть с рабочих мест ЕМИАС, но в дальнейшем планируем сделать ее открытой», — сообщил Никонов. Помимо полного охвата стационаров перечень основных задач информатизации столичного здравоохранения включает развитие электронной медкарты, внедрение новых сервисов ЕМИАС, организацию учета услуг амбулаторий в системе персонифицированного учета, а также формирование достоверной аналитики. Предполагается, что через три-четыре года ЕМИАС будет внедрена в каждом стационаре как полноценная информационная система.