С начала текущего года Сбербанк и Объединенное кредитное бюро, которое занимается сбором, обработкой и хранением особых персональных данных — кредитных историй, запустили пилотный проект предоставления кредитной истории по запросу заемщика. Теперь, убедившись в востребованности этой услуги, они предлагают ее всем клиентам Сбербанка.

Согласно российскому законодательству, каждый гражданин раз в год имеет право бесплатно взять свою кредитную историю, но для этого ему приходится обращаться в сами кредитные бюро, тратить время на дорогу, на сбор необходимых документов и т. д. С введением нового сервиса клиенты Сбербанка могут узнать свою кредитную историю онлайн в любой момент, не выходя из дома, пояснил генеральный директор ОКБ Даниэль Зеленский. Услуга будет платной — 580 руб. за один запрос, впоследствии планируется ввести также годовую абонентскую подписку на сервис.

Чтобы воспользоваться услугой онлайн, нужно быть клиентом Сбербанка, но информация будет предоставляться по всем взятым кредитам, включая те, где заимодавцем выступает другой банк, уточнил руководитель управления развития цифровых продуктов департамента «Банк XXI» Сбербанка России Тимур Смирнов. При этом нужно быть также пользователем сервиса «Сбербанк Онлайн», где уже появилась соответствующая вкладка. Тем клиентам Сбербанка, кто не имеет кредитов (сейчас их примерно 7–9%), эта вкладка не будет видна. При переходе на вкладку пользователь может ознакомиться с демоверсией отчета и по желанию заказать кредитную историю уже с собственными данными, подтвердив свою готовность оплатить услугу с помощью SMS. Деньги при этом будут списаны с его банковского счета.

Пока услуга будет доступна только в веб-версии Сбербанка, но затем может появиться и в мобильном приложении, уточнил Смирнов. Также в банке планируют ввести услугу мобильных уведомлений: пользователь будет получать SMS каждый раз, когда в кредитной истории происходят изменения.

Кредитная история будет содержать информацию об общем кредитном рейтинге пользователя, обо всех кредитах, которые он взял в банках, сотрудничающих с ОКБ (а таких большинство, уточнил Зеленский), данные о кредитных картах, ежемесячных выплатах и просроченных платежах. В будущем, добавил Смирнов, возможно, добавится информация о долгах за ЖКХ, неоплаченных штрафах и пр.

Новая услуга не только упростит получение кредитной истории онлайн, но и повысит финансовую грамотность пользователей, надеются в Сбербанке и ОКБ

Таким образом, пользователь может получить полное представление о том, как выглядит его кредитная история или, иными словами, его финансовый портрет. Это является одним из главных оснований для решения вопроса о выдаче средств.

Старший вице-президент, руководитель блока «Риски» Сбербанка Александр Ведяхин надеется, что люди, изучая свою кредитную историю, смогут ответственнее подходить к планированию собственного бюджета, не забывать о взятых кредитах и очередных выплатах и не брать больше зай­мов, чем они в состоянии погасить.

Еще одним плюсом новой услуги станет то, что пользователи смогут оперативно увидеть ошибки в ней и обратиться с просьбой о коррекции в Сбербанк, если кредит взят там, или в ОКБ, если кредит взят в иных банках. Кроме того, пользователь будет видеть, когда его кредитную историю запрашивали третьи лица (банки, страховые компании, потенциальные работодатели), и сможет выяснить, кем, когда и зачем это было сделано.

Как рассчитывают в Сбербанке и ОКБ, новый сервис не только будет востребован клиентами банка и привлечет в него новых, но также повысит их финансовую дисциплину. Сейчас около 60 млн экономически активных россиян имеют кредиты, их суммарное количество превысило 76 млн а общий долг заемщиков перед банками составляет более 9 ­трлн руб., сообщил Зеленский. При этом, добавил он, около 13 млн кредитов не обслуживаются вовремя, 7,7 млн россиян не выплачивали проценты более 90 дней, а суммарный объем «плохих долгов» составляет 1,2 трлн руб.

В ОКБ и Сбербанке подчеркивают, что данные, запрашиваемые пользователем из базы данных кредитного бюро, будут передаваться по защищенным каналам и не будут доступны третьим лицам, включая сам банк. В Сбербанке особо подчеркнули: несмотря на то, что банк является одним из акционеров ОКБ, он запрашивает данные о кредитных историях на общих основаниях, как и другие клиенты бюро.

Подробности, за счет чего, передавая, а возможно, и храня данные о кредитной истории на серверах личного кабинета пользователя (видимо, так и есть, поскольку запрошенная кредитная история доступна пользователю непосредственно через личный кабинет), банк тем не менее не имеет технической возможности доступа к этим данным, не сообщаются.

Купить номер с этой статьей в PDF