Электронная торговля в России развивается своим путем
ДМИТРИЙ ЧЕРЕШКИН: «В отличие от Европы, где объем сегмента B2B в несколько раз превышает B2C, в России картина прямо противоположная»

«Электронная торговля в нашей стране развивается медленнее, чем прогнозировали аналитики, и нынешний год не исключение», — констатирует исполнительный директор Национальной ассоциации участников электронной торговли Антон Никольский. Согласно представленному НАУЭТ отчету, общий объем российского рынка электронной торговли за 11 месяцев 2004 года составил 3,23 млрд. долл., что более чем в десять раз меньше прогноза The Boston Consulting Group.

Вклад B2B оказался самым незначительным и составил 442 млн. долл., отстав даже от традиционно менее «денежного» B2C, объем которого за указанный период составил 662 млн. долл. Самые же высокие показатели, как по объему, так и по темпам роста, у B2G (business-to-government) — 2,13 млрд?. долл. в 2004 году против 141 млн. долл. в прошлом году. Сегменты B2B и B2C показали значительно меньшие темпы роста — соответственно 140% и 138%.

Столь значительный разрыв между сегментом госзакупок и остальными формами электронной торговли, по словам председателя правления НАУЭТ Дмитрия Черешкина, объясняется тем, что при оценке рынка к группе B2G была отнесена торговая площадка Росатома, являющаяся системой электронных закупок федерального уровня. И именно ее вклад стал в этом году решающим, превысив как в денежном, так и в количественном выражении суммарный объем закупок региональных торговых площадок. За 11 месяцев этого года через систему Росатома было совершено более 4,2 тыс. закупок на общую сумму порядка 1,9 млрд. долл. Это почти в десять раз больше, чем у семи региональных систем госзакупок (Белгородская, Владимирская, Кемеровская и Новосибирская области, Санкт-Петербург, Краснодарский край и Татарстан), вместе взятых.

B2B по-русски

В западных странах, по словам Черешкина, размер сегмента B2B на протяжении последних лет превышает B2C примерно в три-четыре раза, однако в России такому положению вещей мешает ряд объективных причин. Отставание как от B2C, так и от прогнозов аналитиков российский B2B-сегмент электронной торговли демонстрирует уже не первый год. По данным Brunswick Warburg, его объем в 2001-м, 2002-м и 2003-м годах должен был составлять 906, 2000 и 4250 млн. долл. соответственно, тогда как в реальности не превысил 99, 189 и 316,2 млн. Даже более скромные прогнозы аналитиков «Тройки Диалог», оценивших прошлогодний B2B-сегмент в 2,1-2,2 млрд. долл., оказались завышенными в несколько раз.

Основными сдерживающими развитие B2B факторами в нашей стране являются проблема идентификации пользователя и придания документу юридической силы (вследствие отсутствия развитой инфраструктуры удостоверяющих центров и невозможности широкого использования электронно-цифровой подписи), отсутствие доступа в Internet у многих поставщиков и заказчиков и проблемы с удобством использования систем электронной торговли (отсутствие необходимых классификаторов товаров, реестров поставщиков и заказчиков и т. д.).

Сказывается и проблема выбора эффективной бизнес-модели при создании торговых систем, недостаточная информированность участников рынка и проблемы с их обучением. Поэтому активнее всего электронными торговыми площадками пользуются самые прибыльные отрасли, связанные с естественными монополиями, — топливно-энергетический комплекс и металлургическая промышленность.

Если говорить о применении Internet в торгово-закупочной деятельности, то, согласно проведенному НАУЭТ опросу руководителей коммерческих служб и ИТ-подразделений крупных российских предприятий, 61% участников электронных торгов используют Internet для реализации товаров и услуг, а 44% — для закупочной деятельности. При этом 46% последних выбирают Internet-торговлю при закупке основных материалов и комплектующих, а 86% — для пополнения запаса вспомогательных материалов. Электронную цифровую подпись применяют только 2,4% опрошенных компаний.

Розница набирает обороты

Что же касается B2C, то по обороту этот сегмент вот уже четвертый год подряд опережает B2B. Однако, в целом удельный вес продаж непродовольственных товаров через Internet в общем обороте розничной торговли непродовольственными товарами в России по-прежнему невелик и составляет всего 0,78% (при расчетах использовались данные Госкомстата). Аналогичная ситуация и с объемом рынка Internet-рекламы — в этом году он должен превысить 24 млн. долл. (по данным Ассоциации коммуникационных агентств), что составляет 0,6% общего объема рекламы в России. Зато рынок туристических услуг в нынешнем году показал хорошие темпы развития; около 16% бронирования туристических услуг были осуществлены через Internet. В денежном выражении это составляет 4,16 млрд. долл. (для сравнения, в США этот показатель равен 54 млрд. долл., или 23% всех сделок). Растет и сегмент игровой Internet-индустрии: в этом году оборот Internet-казино в России превысил 5 млн. долл. (мировой рынок равен примерно 4,8 млрд. долл.)

Основные проблемы в российском секторе B2C, как полагают в НАУЭТ, таковы: низкий уровень использования пластиковых карт для платежей через Internet; значительные затраты на информирование потенциальных покупателей; защита прав потребителей при покупке через Internet-магазин.

Общий объем электронных платежей в России, по данным НАУЭТ, в прошлом году составил 316 млн. долл., в этом — 1,22 млрд. долл., а в будущем должен превысить 5,1 млрд.