Но далеко не на всех стендах предлагалось то, что можно при желании унести домой или пощупать. Значительную часть экспозиции представляли компании, торгующие услугами, - провайдеры Internet. Это объясняется тем, что в рамках нынешней Windows Expo работала еще одна выставка - Internet Expo'97.

Российских представительств иностранных компаний было совсем немного - "друзья-враги" Microsoft и IBM, а также Intel, Acer и MAS Electronikhandels. Представители некоторых зарубежных фирм (Oracle, Borland, Symantec) выступили с докладами на семинарах выставки. Ряд компаний если и принимали участие, то на стендах своих российских партнеров.

Экспонировались в основном программные продукты. Меня поразило их разнообразие: было представлено понемногу буквально все. Около десятка компаний привезли на выставку системы автоматизации предприятий. Правовую систему представило юридическое информационное агенство Intralex. Собственные разработки - программы для связи с Internet, электронные витрины для узлов Web, средства разработки серверов Internet-приложений - демонстрировали компании "Демос", "Формоза Софт" и Epsilon Technologies. Компания ABBYY (до недавнего времени носившая название BIT Software), воспользовавшись отсутствием своего главного конкурента - Cognitive Technologies, усиленно рекламировала свои системы распознавания текстов, а также электронные словари. Множество посетителей привлекли мультимедийные продукты, представленные на стенде фирмы "Кирилл и Мефодий" и в разделе мультимедийных программ компании 1С.

Правда, совсем новых продуктов на выставке было не так много - по-видимому, большинство программистов предпочитает завершать проекты в месяцы, далекие от летних отпусков. Наиболее важной новостью стал анонс версии СУБД DB2 Universal Database 5.0 корпорации IBM. Один из докладов семинарской программы был целиком посвящен этому продукту. Те же, кто не смог попасть на презентацию новой версии DB2, могли познакомиться с ней прямо на стенде.

Компаний-провайдеров Internet мне удалось насчитать двенадцать. Из традиционных первичных провайдеров с инфраструктурой, развернутой по всей территории страны, присутствовал лишь "Демос". Большинство составляли не очень известные широкой публике компании, ориентирующиеся прежде всего на индивидуальных клиентов. Что любопытно, у некоторых из них число модемных входов, по словам их представителей, не превосходит (или ненамного превышает) количество клиентов. Это указывает на значительные резервы роста бизнеса данных компаний. Неожиданностью для меня стал тот факт, что помимо "Демоса", еще четыре провайдера - участника выставки ("ППТ-Телепорт", GoldNet, "Гласнет" и Online Resource Center) имеют собственные каналы связи с европейскими или американскими сетями. Помимо услуг по предоставлению доступа в Internet, многие провайдеры предлагали своим клиентам создание Web-узлов. Впрочем, нашлась среди участников выставки компания, целиком специализирующаяся на разработке дизайна для Web - студия Web Design.

В целом выставка оставила неплохое впечатление. Правда, лично мне хотелось бы посетить более специализированную выставку. Думается, в нашей стране достаточно разработчиков программ для платформы Windows, чтобы превратить Windows Expo в выставку достижений отечественных Windows-программистов.


"Тяжелая артиллерия" и тонкие клиенты

На сей раз корпорация IBM сделала основной упор на продвижении своих программных средств. На второй день выставки корпорация провела брифинг, где было рассказано о наиболее интересных продуктах, представленных на стенде.

Для организации группового взаимодействия в сетях корпорация предлагает широко известную систему Lotus Notes. В духе общего веяния перехода к технологиям Internet/intranet корпорация разработала специальный продукт Lotus Domino 4.5, предназначенный для создания корпоративных серверов Internet-приложений, прежде всего узлов Web.

Менее известна отечественным пользователям система Tivoli, служащая для управления распределенными корпоративными сетями. В арсенале продуктов корпорации эта система появилась после того, как компания Tivoli вошла в состав IBM в качестве одного из подразделений. Система предназначена для обеспечения доступа пользователей к приложениям и вычислительным ресурсам гетерогенных сетей, состоящих из машин самого разного класса - от мэйнфреймов до рабочих станций на базе ПК. Презентации этого продукта были организованы совместно с компанией "Ланит".

Разработчики программных продуктов могли познакомиться с VisualAge for Java - инструментальным средством для визуального программирования Java-приложений, обеспечивающим в числе прочего

динамическую компиляцию кода. С помощью этого инструментария разработчик может, например, внести изменения в исходный код уже работающего приложения и сохранить его. В результате произойдет компиляция кода, и внесенные изменения станут видны в работе Java-программы, причем специальной остановки и перезапуска приложения для этого не потребуется. Система также способна автоматически вносить в исходный текст комментарии и обработчики исключительных ситуаций, и к тому же она поддерживает работу с русскоязычными текстами.

Большой интерес посетителей стенда вызвали демонстрации WorkPlace On-Demand - версии операционной системы OS/2 для бездисковых клиентских рабочих станций. Она служит для организации рабочих мест в рамках концепции сетевого компьютера. Интерес пользователей к этой системе не случаен. Согласно сложившимся представлениям, сетевой компьютер строится на платформе, отличной от ПК на базе Intel. Лишь NetPC, продвигаемый альянсом Intel - Microsoft, выходит за рамки этих стереотипов, ассоциируясь в сознании многих пользователей с "вечным" ПК. Решение, предлагаемое IBM, позволяет использовать все те же ПК, но с иной операционной системой. Это дает пользователям шанс избавиться от всесилия корпорации Microsoft на рынке операционных систем и офисных приложений для настольных компьютеров.


Танцы на обломках дисков

В один из дней выставки Windows Expo'97 российское представительство корпорации Microsoft организовало для журналистов специальную экскурсию по своему стенду. Главным экскурсоводом стал менеджер по маркетингу Microsoft ЗАО Гамид Костоев.

PictureКорпорация, пожалуй, впервые за время работы в России решила материально поощрить легальных клиентов своих продуктов. В одной из секций стенда была оборудована так называемая антипиратская зона. Любой желающий мог сюда прийти и после предъявления документа, подтверждающего легальность использования хотя бы одного продукта Microsoft, получить майку с антипиратскими лозунгами BSA. Как говорится, не густо, но хоть какая-то компенсация за пользование программными продуктами, от которых далеко не все клиенты в восторге. К концу выставки около 200 человек пополнили таким образом свой гардероб.

Для крупных клиентов был подготовлен более интересный приз - портативный компьютер Cassiopeia компании Casio, работающий под управлением операционной системы Windows CE. Чтобы его получить, требовалось предъявить документ, подтверждающий покупку продуктов или лицензий Microsoft на 10 тыс. долл. К началу экскурсии лишь восемь фирм и организаций смогли (или захотели) воспользоваться этой возможностью. Корпоративных смельчаков, которые прямо на выставке выразили бы желание перейти от торговли пиратскими дисками к продажам легальных продуктов Microsoft, судя по всему, не нашлось.

На полу антипиратского уголка валялись обломки растоптанных (вероятно, в пылу гнева) пиратских дисков CD-ROM. Как утверждают представители корпорации, все диски были принесены самими пользователями. Посетители выставки реагировали на это по-разному: кто-то рассматривал сломанные дискеты с ярко горящими глазами ("Так им, пиратам, и надо!"), а кто-то отворачивался, тихо приговаривая: "Это вандализм!"

Соседние секции стенда были посвящены маркетинговым программам - Office Extensions, ориентированной на разработчиков утилит и макросов для пакета офисных приложений Microsoft Office (кстати, к моменту проведения экскурсии сотрудники стенда приняли восемь новых разработок), и "Школе чемпионов", развернутой для поощрения сертифицированных специалистов по продуктам корпорации.

В отдельном длинном коридоре стенда разместились партнеры корпорации. Системы для автоматизации предприятий представили RPI, "Галактика", "Весть", Digital Design, "Оптима", "ЦентрИнвест Софт". Компании Digital, "Вист", "Формоза", CompuLink Research, "Классика", "Эврика" демонстрировали компьютеры и компьютерное оборудование. Различное программное обеспечение предлагали AST Group, TopS и "АйТи". Две последние рекламировали также услуги системной интеграции. Свои авторизованные учебные центры представляли компании "Микроинформ", LVS/Price Waterhouse и "Ланит". Сервисные услуги предлагали Digital и "Кречет".