Элинор Милз

Чем большую популярность приобретает продажа и покупка товаров по Internet, тем скорейшего решения требует вопрос о налогообложении подобного класса транзакций. В то время как одни компании наверняка уже с выгодой для себя используют несовершенство законодательства о налогообложении электронной торговли, другие обеспокоены возможностью многократного взимания налогов. А правительства ломают голову, пытаясь усовершенствовать принцип налогообложения этих "цифровых долларов".

Продажа товаров по Internet требует ответа на два вопроса: где совершается транзакция, так как от этого зависят налоги с продаж, и где находится продавец, поскольку отсюда проистекают налоги с оборота, налог на добавленную стоимость, а также таможенные пошлины.

"Прямо под вашими окнами может быть открыт магазин сети розничной продажи компьютеров, в котором с вас должны взимать налог с продаж. Между тем компания, имеющая Web-сервер и распространяющая те же товары по электронным каналам, не обязана брать этот налог, - сказал Марк Нибирголл, адвокат из Software Publishers Association. - Выигрыш из-за разницы в цене составляет 3-4 %, при этом покупателю не надо даже вставать со стула".

Правительства не собираются закрывать глаза на доход от Internet-торговли. Государственное казначейство США готовит отчет, в котором будут освещены проблемы налогообложения в новой индустрии - электронной коммерции. Этим занимаются также правительства Австралии и Канады.

Кроме того, как сообщил работник консалтинговой фирмы KPMG Peat Marwick LLP Нилеш Ша, Организация экономического сотрудничества и развития (Organization of Economic Cooperation and Development) поставила перед собой задачу изучения проблем торговли в Internet.

Он сказал, что в сейчас несколькими европейскими странами рассматривается предложение, согласно которому в роли агентов правительства могут выступать покупатели, недоплачивающие часть стоимости покупки, равную налогу на продажу.

World Wide Web позволит компаниям всего лишь несколькими щелчками мыши делать миллиарды долларов во всех уголках мира. Естественно, государство не может упустить доход от налогов на подобный бизнес.

"На самом деле я не удивлюсь, если проблема интернационального налогообложения электронной торговли в будущем станет предметом борьбы между правительствами", - считает Ша.

В эту борьбу вовлекаются и те компании, которые занимаются разработкой программного обеспечения и собираются покупать и распространять товары по Internet.

"Через SPA и BSA (Business Software Alliance) мы апеллируем к Internal Revenue Service (Службе государственного дохода), с тем чтобы она разобралась в этом и откорректировала свои правила", - сказал представитель Microsoft Грег Шо.

Между тем некоторым компаниям сегодняшний хаос на руку. Чтобы избежать налогов или хотя бы их уменьшить, они манипулируют положением о постоянном представительстве, размещая свои серверы в штатах и странах, где налоги эти невелики или вовсе отсутствуют.

"Подобное явление можно наблюдать, например, в США, на уровне штатов, - заметил Нибирголл. - Это серьезная проблема, так как органы, в чьей юрисдикции находится взимание налогов, теряют эту доходную статью бюджета". Глобальная структура Internet только усугубляет налоговую дилемму.

"Даже на уровне штата достаточно трудно урегулировать вопрос о том, кто вправе взимать налоги, а в международном масшабе его усложняет отсутствие центрального управляющего органа, способного вынести единую резолюцию", - сказал Ша.

Продавцов беспокоит, что права на получение налогов на предпринимательство в Internet "одновременно могут предъявить несколько органов. В этом случае сумма взимаемого налога умножится, - сказал Нибирголл. - Подобного рода неопределенности и сдерживают рост Internet-торговли.