Интернет вещей вскоре станет частью повседневных бизнес-процессов – в этом мало кто сомневается. Но, несмотря на шумиху вокруг этой концепции, пока немногие компании могут похвастаться удачным внедрением технологий Интернета вещей.

Экосистема Интернета вещей только создается, в том числе и в России, где этот рынок, по оценкам аналитиков, уже превышает 300 млрд руб., что на четверть больше, чем в прошлом году. Можно ожидать, что по мере интеграции в бизнес-процессы организаций из инновационной технологии он превратится в стандарт. Важно понимать, что технологии IoT позволяют автоматизировать не только огромное количество рутинных операций, но и упрощают решение сложных управленческих задач, таких как определение предпочтений клиентов в разных отраслях, прогнозирование поломок, оптимизация логистики и многое другое.

В ходе недавнего исследования, проведенного SAS, были опрошены 75 организаций, считающих себя успешными «первопроходцами» интеграции Интернета вещей в свои бизнес-процессы. Почти 20% из них главным преимуществом концепции Интернета вещей назвали связь с клиентами, далее идут автоматическая диагностика оборудования и отслеживание активов. В списке самых ожидаемых результатов на первое место респонденты поставили операционную эффективность и улучшение клиентского опыта. Что касается вызовов, с которыми сталкиваются и которые преодолевают компании при внедрении Интернета вещей, то в тройку наиболее значимых вошли необходимость анализа данных в реальном времени, проблемы безопасности и управление культурными изменениями.

Именно Интернету вещей и проблемам обработки данных в реальном времени было уделено значительное внимание в рамках форума Smart Company, проведенного Агентством OSP-Con и издательством «Открытые системы».

 

Как подчеркнул Ринат Гимранов, начальник управления ИТ «Сургутнефтегаза», рост популярности термина «цифровая трансформация» показывает, что компании только сейчас добрались до реальной автоматизации бизнеса. Именно внедрение технологий Интернета вещей дает возможность полноценно перейти к модели Real-Time Enterprise.

Главную проблему представляют огромные массивы информации, которую требуется обрабатывать в режиме реального времени. Дело усугубляется тем, что с внедрением технологий Интернета вещей объем бесполезных данных – «шлака» – растет с нарастающей быстротой, снижая уровень полезной информации. Это грозит со временем превратить корпоративные хранилища данных в кладбища данных.

Виктор Мальцев, ведущий архитектор IBM, выделяет три одинаково важных для успеха инфраструктуры Интернета вещей компонента: данные, прогноз и действие. Точные и своевременные данные обеспечивают адекватность создаваемых моделей. Важнейшей задачей прогнозирования становится выявление негативных факторов до того, как они успеют нанести большой ущерб. В качестве примера можно назвать прогнозирование обязательных ремонтов оборудования и определение моментов, когда нужно остановить механизмы, чтобы предотвратить их поломку. Это дает как существенное увеличение межремонтного периода, так и исключение внеплановых остановок технологического процесса. «Действие» подразумевает широкое использование результатов прогноза в повседневной производственной деятельности предприятия – результаты анализа должны реально использоваться.

«Цифровые активы все больше включаются в цепочку создания ценности. В ее основе лежит цифровая модель изделий – “цифровые двойники” становятся основным нематериальным активом предприятий», – говорит Павел Биленко, генеральный директор инженерного центра «Текнер». В ряде случаев цифровые активы составляют более 70% корпоративной ценности. При этом речь идет о данных, которые уместно считать большими – зачастую масштабы действительно велики и представляют собой проблему. И отслеживание состояния оборудования, и тестирование продукции порождают громадные объемы данных, причем эти данные требуется отслеживать в реальном времени.

«Преимущество цифрового предприятия в том, что оно становится прозрачным, его деятельность легко прогнозируется», – отмечает Александр Герасимов, директор направления анализа рынков облачных и ИТ-услуг J'son & Partner Consulting. Интернет вещей по сути дает возможность цифровизировать материальную часть бизнеса, и его применение позволяет использовать ресурсы почти на 100%. Такой фактор, по словам Герасимова, редко учитывается при принятии решений о реализации подобных проектов, а между тем эффективность, с которой компания способна использовать ресурсы, влияет на ее акционерную стоимость. Цифровые компании кардинально эффективнее, а потому оцениваются дороже.

 

Купить номер с этой статьей в PDF