Пять лет назад казалось, что обмен документами в бизнес-среде вот-вот станет безбумажным: преимущества электронного документооборота бесспорны, опыт его использования положителен, а госструктуры уже подают пример коммерческим компаниям. На деле развитие межкорпоративного электронного обмена документами оказалось не столь стремительным, как ожидалось. Чтобы такой обмен стал массовым, необходимо создать условия – обеспечить нормативную базу, стандарты, понятность и доступность сервисов, информационную поддержку и связность (через роуминг) сетей операторов ЭДО. Как Федеральная налоговая служба вместе с другими ведомствами работает над формированием этих условий, журналу «Директор информационной службы» рассказал Федор Новиков, заместитель начальника отдела внешнего взаимодействия Управления информационных технологий ФНС России.

Ожидания и препятствия

Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронной форме утвержден Министерством финансов России еще в 2011 году. Контрагенты получили четкие правила организации обмена документами друг с другом в электронной форме. Согласно приказу Минфина, взаимодействие осуществляется через оператора электронного документооборота, который фиксирует факт направления документов, дату и время, а также хранит у себя подтверждение свершившегося факта документооборота.

Стимулирование перехода

Организации очень настороженно относятся к изменению порядка ведения учета, так как опасаются, помимо прочего, дальнейших сложностей с предоставлением документов в контролирующие органы, указал Новиков. Поэтому большую роль для бизнеса играют издаваемые Федеральной налоговой службой приказы, утверждающие новые форматы электронных документов, которые можно применять в хозяйственной деятельности и которые без проблем будут приняты налоговыми органами.

Федор Новиков, заместитель начальника отдела внешнего взаимодействия Управления информационных технологий ФНС России:
«Коммерческие организации вправе требовать от операторов оказания услуги роуминга надлежащего качества и в полном объеме»

Сложности с организацией электронного документооборота неоднократно обсуждались на встречах представителей бизнеса и органов государственной власти. В результате на основании предложений бизнес-сообщества и при поддержке Ассоциации стратегических инициатив были сформированы перечни изменений, вошедших в дорожную карту «Совершенствование налогового администрирования».

В ходе реализации этой дорожной карты утвержден план мероприятий ФНС России, призванных стимулировать переход на электронный документооборот. И в соответствии с этим планом разработаны новые формы электронных первичных учетных документов:

• формат документа о передаче товаров при торговых операциях;

• формат документа о передаче результатов работ (документа об оказании услуг);

• формат счета-фактуры и формат документа о передаче (сдаче) товаров (работ, услуг, имущественных прав), включающего счет-фактуру.

Дефицит роуминга

Помимо увеличения числа формализованных документов, важным фактором любого нового сервиса (а обмен электронными документами подразумевает сервисную составляющую) является его доступность.

При наличии выстроенной технологии направления счетов-фактур, организациям выгоднее применять уже реализованное решение для передачи остальных документов и тем самым минимизировать свои расходы. Когда обмен осуществляется между клиентами одного оператора ЭДО, проблем обычно не возникает, но если контрагенты подключены к разным операторам, то для отладки взаимодействия между операторами необходим ряд технологических и юридических процедур. Это обусловлено различиями в технологиях формирования контейнеров, содержащих документы, у операторов, а также отсутствием нормативных требований к обеспечению взаимодействия между операторами, пояснил Новиков.

Отсутствие возможности свободно обмениваться документами со всеми контрагентами и необходимость учитывать особенности технологии оператора ЭДО, с которым работает партнер, отбивают у бизнеса желание связываться с электронным документооборотом

С момента появления порядка обмена счетами-фактурами роуминговые соглашения (по аналогии с соглашениями операторов сотовой связи) были заключены только несколькими крупными операторами ЭДО под давлением их крупнейших клиентов. Отсутствие возможности свободно обмениваться документами со всеми контрагентами и необходимость учитывать особенности технологии оператора ЭДО, с которым работает партнер, отбивают у бизнеса желание связываться с электронным документооборотом.

Поэтому один из пунктов упомянутого распоряжения ФНС по стимулированию перехода на электронный документооборот направлен на решение проблемы отсутствия роуминга. ФНС подготовила изменения в порядке обмена электронными счетами-фактурами, эти изменения вошли в новую редакцию приказа Минфина «Об утверждении порядка выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи» от 10 ноября 2015 года. Теперь оператор электронного документооборота обязан обеспечить взаимодействие продавца и покупателя при выставлении и получении счетов-фактур в электронной форме (при необходимости – через оператора ЭДО, заключившего договор с другой стороной сделки). «Коммерческие организации вправе требовать от операторов оказания услуги роуминга надлежащего качества и в полном объеме», – сообщил Новиков.

Сеть доверия

Чтобы повысить доверие к деятельности операторов при обмене электронными счетами-фактурами, создать гарантии для участников ЭДО и контролирующих органов, а также обеспечить выполнение установленных требований при выставлении и получении счетов-фактур в электронной форме, ФНС еще в 2012 году организовала сеть доверенных операторов электронного документооборота. Для включения в такую сеть оператору ЭДО необходимо представить в ФНС определенный перечень документов. После вступления в силу приказа Минфина ФНС внесла изменения в свой приказ. C 1 июля 2016 года для включения в сеть доверия ФНС оператору электронного документооборота будет необходимо также подтвердить возможность оказания услуг роуминга.

«За электронными документами – будущее, и оно очень быстро становится настоящим», – подчеркнул Новиков.

Купить номер с этой статьей в PDF