Реклама

Видео – один из самых важных и ярких компонентов цифровой трансформации. Видеотехнологии применяются в производственных комплексах и решениях для розничной торговли, в системах жилищно-коммунального хозяйства и банковской сфере. В надвигающемся Интернете вещей без видео тоже никуда. Поэтому, несмотря на стагнацию рынка классических систем видео-конференц-связи, значимость видеотехнологий в современном бизнесе будет стремительно нарастать. Таков главный вывод исследования российского рынка корпоративных видеосистем, проведенного аналитическим агентством OSP Data. Результаты опроса, отражающего основные тенденции рынка ВКС, были представлены на форуме «Бизнес-Видео – 2016», который ежегодно проводят «Журнал сетевых решений/LAN» и Агентство корпоративных коммуникаций OSP-Con.

«Мы стоим на пороге существенного расширения использования видео, – полагает Александр Барсков, главный эксперт аналитической группы OSP Data. – Видеотехнологии во всех своих проявлениях – видеонаблюдение и видеоаналитика, видеосвязь и видеотрансляции, машинное зрение на производстве и цифровые вывески – интегрируются, что существенно повышает эффективность бизнеса и открывает двери новым бизнес-процессам, о которых мы пока даже не догадываемся».

Тим Стоун, вице-президент по маркетингу в регионе EMEA компании Polycom: «К концу 2016 года видеосвязь станет основным инструментом коллективной работы, оставив позади голосовую связь и электронную почту»

Выступления участников форума подтвердили основные итоги опроса. «К концу 2016 года видеосвязь станет основным инструментом коллективной работы, оставив позади голосовую связь и электронную почту», – сообщил Тим Стоун, вице-президент по маркетингу в регионе EMEA компании Polycom. Ключевыми драйверами внедрения систем ВКС, по его словам, станут рабочие места будущего, организуемые там, где удобно пользователю, и оптимизация рабочих процессов. Для 90% молодежи гибкость – ключевой фактор при поиске работы уже сегодня.

По данным компании J’son & Partners, до 45% «удаленных» сотрудников работают в малом и среднем бизнесе. И решения ВКС стали доступными для малого и среднего бизнеса, теперь их можно разворачивать в небольших переговорных на два-четыре человека, указал Стоун. Он отметил переход на единый пользовательский интерфейс на всех терминалах – от смартфонов до больших медиацентров, а также разработку систем распознавания лиц и автоматического подавления фоновых шумов.

Бизнес поменял природу, он стал сетевым, в него активно вовлекаются не только сотрудники и партнеры, но и заказчики. Видеотехнологии позволяют компаниям быть гибкими и адаптивными без крупных инвестиций, реализуя скорый (agile) подход к ведению бизнеса. «Для нашей страны скорые технологии более чем актуальны», – уверен Максим Репин, менеджер по продвижению новых технологий в отделе решений для совместной работы компании Cisco. Ключевые элементы такого подхода – эффективное сотрудничество в самом широком смысле этого слова, работа в небольших рабочих группах и микропроектах, быстрая коррекция тактики и стратегии компании в соответствии с реакцией рынка. «Мы тестируем наши инновации на себе и перевели разработчиков средств совместной работы на модель agile», – сообщил Репин.

Наиболее активно ВКС сегодня применяется в госсекторе, образовании и науке, ИТ-сфере, финансовых и медицинских организациях, отметил Никита Догадченко, руководитель направления унифицированных коммуникаций в компании CTI. В числе важных государственных задач, которые помогает решать видеосвязь, – повышение эффективности управления чрезвычайными и кризисными ситуациями, усиление национальной безопасности и обороны. Однако, по словам Догадченко, технологическое отставание российского рынка ВКС от зрелых западных рынков примерно на пять лет по-прежнему сохраняется.

Два главных двигателя российского рынка ВКС – удаленная работа и образование, здесь деньги останутся при любом раскладе, уверен Улугбек Каланов, ведущий менеджер по продвижению систем ВКС в компании «АйПиМатика». На рынок телемедицины, по его словам, надежд меньше всего, поскольку он зависит от бюджетного финансирования.

Еще одно перспективное направление бизнес-видео – решения для информационно-рекламных вывесок. Пока они используются преимущественно в одной вертикали – ретейле, но уже занимают заметную долю рынка систем бизнес-видео. «Думаю, мы на пороге бума Digital Signage», – заявил Барсков.

Планы стали скромнее

Текущий год выдался тяжелым и сложным: 37% компаний, опрошенных OSP Data, заморозили проекты развития систем ВКС. Остальные ориентируются на экономичные варианты, позволяющие минимизировать капитальные затраты, – программные решения (38%) и облачные сервисы (13%), а также активно ищут альтернативных поставщиков среди отечественных и азиатских производителей. «Около 17% участников опроса надеются на отечественных разработчиков, однако сами эти разработчики аппаратных решений еще не cозрели для представления своих продуктов на отраслевом форуме рядом с лидерами», – полагает Барсков. По его словам, в 2016 году гораздо больше компаний делают ставку на бюджетные виды ВКС (вроде веб-конференций) и такие комплексные решения, как унифицированные коммуникации с поддержкой видеосвязи.

Ценовой барьер

Главным препятствием, сдерживающим более масштабное внедрение решений ВКС, остается их высокая стоимость. Доля респондентов, высказавших такое мнение, увеличилась по сравнению с прошлым годом с 64 до 68%. Основная причина заключается в девальвации рубля и сокращении ИТ-бюджетов, так как сами продукты ВКС становятся дешевле. К примеру, в Cisco при росте продаж видеоустройств на 60% рост бизнеса составил лишь 15%, отметил Репин.

Рынок классических систем ВКС стагнирует, при этом весь рынок ВКС неуклонно трансформируется. Число поставщиков ВКС увеличивается, в том числе за счет азиатских производителей, а ужесточающаяся конкуренция способствует снижению цен. Кроме того, стремительно набирают популярность программные инфраструктурные решения, включая серверы многоточечных видеоконференций (Multipoint Control Unit, MCU), которые существенно дешевле традиционных аппаратных платформ. Мало-помалу приобретают сторонников и альтернативные способы ВКС, прежде всего облачная модель.

Неизменно высокой остается доля участников опроса, отмечающих неготовность пользователей к внедрению ВКС, – 36%. А вот доля респондентов, которые полагают, что ВКС не приносит бизнесу реальной пользы, сократилась за год с 18 до 14%.

Все свое

Наиболее популярной в России остается модель «все свое». Подавляющее большинство опрошенных считают оптимальным развертывание всех элементов системы ВКС внутри компании и привлечение только собственных специалистов для сохранения полного контроля над ней. За последние четыре года процент выступающих за модель «все свое» существенно не изменился, хотя и наблюдается небольшое уменьшение – с 69% в 2013 году до 66% в 2016-м. Вместе с тем заметно больше стало компаний, где для организации разовых сеансов ВКС предпочитают арендовать оборудование, включая терминалы ВКС. Если в 2013 году такой подход практиковал лишь 1% опрошенных, то в текущем году таковых стало 7,5%. Растет и количество организаций, заинтересованных в услугах студий ВКС.

Уже 32% респондентов используют программные серверы многоточечных видеоконференций, которые установлены в самих компаниях. Доля компаний, использующих традиционные аппаратные MCU, конечно, значительно выше – 55%. Тем не менее уровень проникновения программных MCU просто поразителен, подчеркнул Барсков, особенно если учесть, что еще несколько лет назад такого класса технических решений не было вовсе.

Источник: OSP Data

Облакам мешает паранойя

Популярная на Западе модель «видео как услуга» в России пока не пользуется большим спросом, хотя заказчики интересуются гибридными решениями. Примерно 14% участников опроса используют серверы MCU, установленные у провайдера, то есть по сути обратились к облачной модели IaaS – «инфраструктура как сервис».

Получать сервис ВКС из облака считают оптимальным лишь около 6% опрошенных, это вдвое меньше, чем в прошлом году. Видимо, опасения, связанные с безопасностью облачных сервисов, а также дефицит предложений на рынке перевешивают экономические преимущества облачной модели (перенос затрат с капитальных на операционные, оплата только реально использованных ресурсов и простота масштабирования).

«Опасения, связанные с безопасностью, похожи на отговорки, – считает независимый экперт Александр Баринов. – Это лукавство, чтобы иметь “все свое”».

«У нас врожденная паранойя в вопросах безопасности, люди даже не хотят узнавать, какими средствами мы обеспечиваем безопасность в облаке», – говорит Догадченко. Каланов отметил еще один тонкий момент, обусловливающий восприятие модели аренды: «отката» с облака не возьмешь.

В то же время все больше заказчиков (почти 27%) высказываются в пользу гибридного варианта. В этом случае часть критически важных ресурсов остается в самой компании, а облачные сервисы задействуются, например, для менее важных задач или демпфирования периодических всплесков нагрузки. Растущая популярность гибридных схем рождает новые трудности: такими решениями довольно сложно управлять.

Источник: OSP Data

Второе после цены

Хотя интерфейсы для работы с системами ВКС становятся проще, сами системы усложняются из-за потребности в интеграции. Несколько лет назад ВКС чаще всего использовалась изолированно, теперь же она интегрируется со все более широким набором других систем – телефонией, бизнес-приложениями и ERP.

«Еще одна четкая тенденция: ВКС становится частью более сложных систем. Интерес к ВКС “в чистом виде” падает, – отметил Барсков. – Все больше заказчиков рассматривают ее не отдельно, а, например, как часть системы унифицированных коммуникаций». Это повышает эффективность использования ВКС, но добавляет технических сложностей по стыковке различных подсистем и согласованному управлению многокомпонентными комплексами. Примерно 41% компаний сообщили, что испытывают трудности в ходе интеграции ВКС с другими корпоративными системами. Впрочем, за последнее время ситуация несколько улучшилась: в 2015 году на трудности интеграции жаловались более половины респондентов. Такое улучшение во многом обусловлено тем, что системные интеграторы и сами заказчики накопили необходимый опыт, благодаря чему появилась возможность тиражировать примеры успешной интеграции с различными системами, в первую очередь с офисными АТС и системами Microsoft Lync.

Дополнительные препятствия при сопряжении и обеспечении взаимодействия различных продуктов связаны с использованием фирменных (нестандартных) протоколов, которые приводят к несовместимости оборудования ВКС разных вендоров. На это сетует примерно каждый третий респондент.

Интероперабельность – второе, что интересует заказчика после стоимости системы, отметил Стоун.

Старые тормоза: недовольных стало меньше

Технические проблемы серьезно тормозят внедрение ВКС, на это указал каждый пятый участник опроса ( на 5% больше, чем в прошлом году). В то же время напряженность, связанная со старыми трудностями, уменьшается.

На первом месте среди технических проблем, наряду со сложностями интеграции, стоят низкая скорость и/или плохое качество каналов связи. С этим сталкиваются примерно 40% компаний, на 4% меньше, чем в 2013 году. А значит, острота проблемы с каналами связи постепенно снижается, в том числе и благодаря адаптации систем ВКС к работе на плохих каналах.

Доля компаний, жалующихся на сложности при масштабировании серверной части системы ВКС (увеличении числа портов MCU), сократилась с 19 до 16%, что объясняется ростом популярности программных решений. Чтобы нарастить программный сервер MCU, в большинстве случаев достаточно оплатить необходимые лицензии и активировать дополнительные ресурсы. Это значительно удобнее и быстрее, чем в случае с традиционными аппаратными продуктами, когда необходимо заказать соответствующие платы расширения или устройство целиком, дождаться их поступления и инсталлировать – на это уходят недели, а иногда и месяцы. В программно-определяемых решениях расширение осуществляется за считанные минуты.

Почти вдвое снизилось число недовольных недостаточной функциональностью продуктов ВКС: в текущем году таковых набралось лишь около 14%. Сетуют на недостаточную функциональность, скорее всего, пользователи бесплатных сервисов наподобие Skype, отмечают в OSP Data, либо те, кто просто не хочет или не может освоить необходимые функции. Работа с «продвинутыми» функциями не всегда была интуитивно понятной, но с выпуском новых поколений продуктов, интерфейсы которых позаимствовали лучшее из мира смартфонов и планшетов, ситуация улучшилась.

Дрейф к мобильности

В большинстве компаний (63%) для участия в сеансах ВКС используются программные клиенты на ПК, это наиболее демократичный способ охватить видеосвязью всех сотрудников. На втором месте (59% респондентов) –групповые аппаратные терминалы, обычно устанавливаемые в конференц-залах или комнатах для совещаний. Примерно треть заказчиков используют персональные аппаратные терминалы, которыми чаще всего оснащаются кабинеты руководителей и рабочие места ключевых сотрудников.

Число компаний, чьи сотрудники применяют в сеансах ВКС мобильные гаджеты, увеличивается. Наиболее популярны в качестве мобильных терминалов ВКС устройства под управлением iOS и Android. Примерно половина опрошенных назвали приоритетной возможность подключения к сеансам ВКС пользователей с мобильных терминалов.

Каждый десятый респондент указал на то, что сотрудники его компании используют для участия в ВКС обычный браузер и технологию WebRTC. Доля применяющих технологию Flash в два раза меньше – около 5%. Популярность WebRTC постепенно растет, а число поклонников Flash как инструмента для видеосвязи сохраняется на довольно низком уровне.

Ворвавшаяся на рынок ВКС компания Мicrosoft сразу стала одним из ведущих игроков, вплотную приблизившись к лидерам – Cisco и Polycom. Ее решение «Skype для бизнеса» используют для видеосвязи 37% опрошенных. Активная популяризация этого решения «взорвала» европейский рынок, признал Стоун. Тем не менее прежние лидеры установили высокие стандарты качества, функциональности и эргономики, поэтому заметного снижения их рыночной доли, скорее всего, не произойдет, полагают эксперты OSP Data.

Купить номер с этой статьей в PDF