Реклама

ИТ-рынок

Оборот юридически значимых электронных документов вырос более чем вдвое

По данным «СКБ Контур», за первые три месяца 2016 года через систему «Диадок» было передано 19 млн электронных юридически значимых документов. Это порядка 57 тыс. пачек бумаги по 500 листов, на которые компании потратили бы 14 млн руб.

Всего через системы «EDI.Контур» и «Диадок» в первом квартале 2016 года передано 55 млн электронных сообщений. 36 млн из них – это EDI-сообщения, представляющие собой документооборот между торговыми сетями и поставщиками, и 19 млн – юридически значимые документы. Их трафик по сравнению с аналогичным периодом 2015 года вырос более чем вдвое.

Большую часть трафика юридически значимых документов составляют электронные счета-фактуры – 7,3 млн (38%), товарные накладные ТОРГ-12 – 4,9 млн (26%) и формализованные акты – 1 млн (5%). В целом доля электронных документов в формате, определенном ФНС, составила 70%. Статистика отражает две основные тенденции. Во-первых, возрастает интерес бизнеса к тому, чтобы автоматизировать и перевести в электронный вид те документы, которые необходимы при взаимодействии с клиентами, поставщиками и налоговыми органами. Во-вторых, компании стремятся максимально быстро доставлять клиентам закрывающие документы, чтобы ускорить оплату.

Если говорить о том, насколько активно компании переходят на электронный документооборот, то в сравнении с первым кварталом прошлого года стало в 1,8 раза больше клиентов, которые отправляют более 1 тыс. юридически значимых документов в квартал. Они формируют 94% общего трафика. Это фармдистрибьюторы, автодистрибьюторы, операторы связи, энергосбытовые компании, поставщики FMCG, крупные промышленные предприятия.

Число клиентов, получающих свыше 1 тыс. документов в квартал, увеличилось еще больше – в 2,6 раза в сравнении с первым кварталом 2015 года. Причем структура получателей разнообразна. Это свидетельство того, что на ЭДО все активнее переходят представители каждой отрасли. Входящие документы компании получают бесплатно. Нужен только квалифицированный сертификат электронной подписи, его цена – от 900 до 3000 руб. Поэтому многие клиенты начинают внедрять ЭДО именно с входящих документов.

Операторы ЭДО продолжают развивать роуминг, чтобы компании обменивались электронными документами без ограничений. Сегодня пользователи «СКБ Контур» могут вести документооборот с клиентами семи операторов. Еще с четырьмя подписаны соглашения о роуминге, а с тремя ведется тестовый обмен документами.

Облачные игроки теснят лидеров рынка инфраструктурного ПО

В 2015 году объем мирового рынка программных средств инфраструктуры приложений и связующего слоя (Application Infrastructure and Middleware, AIM) составил 23,9 млрд долл. Это лишь на 0,1% больше, чем в 2014 году, но в пересчете на фиксированный валютный курс рост составил 7,8%, отмечают аналитики Gartner и при этом особо выделяют быстрый рост сегмента средств PaaS (платформа как сервис). Объем продаж интеграционных сервисов PaaS (iPaaS) вырос на 55%, а сервисов приложений PaaS (aPaaS) – на 40%.

Лидеры рынка AIM сохранили свои позиции в рейтинге, но у обладателя первого места – корпорации IBM – продажи упали почти на 13%, а доля рынка снизилась до 25%. Доходы Oracle упали на 4%, а доля рынка составила 13%. Из тройки лидеров только Microsoft удалось нарастить продажи (на 5,3%), и теперь она контролирует 4,7% рынка.

Компания Salesforce продолжает сохранять исключительно высокие темпы роста. Она нарастила продажи на 36% – до 1,01 млрд долл., занимает четвертое место на рынке, и ее доля составляет 4,2%. Успехи Salesforce и менее крупных компаний свидетельствуют о том, что производители, работающие только с облачными технологиями, начинают теснить разработчиков традиционных систем. 

Управление ИТ

Что мотивирует ИТ-специалистов

Исследование, проведенное кадровым агентством «Юнити» в начале 2016 года, показало, что больше половины ИТ-компаний в прошлом году не вносили изменений в свои системы мотивации. Рекрутеры усматривают определенный риск в таком поведении работодателей. Кадровый рынок отрасли – один из самых оживленных: компании, которые не совершенствуют систему мотивации, могут из-за повышенной активности кандидатов столкнуться с проблемой удержания и привлечения персонала. На основе проведенного опроса эксперты составили рейтинг нематериальных факторов, привлекающих ИТ-специалистов.

Источник: Fujitsu, 2016

Интересные проекты

Ключевыми ценностями для ИТ-специалиста являются самореализация и возможность творчески подходить к решению задач. «Для многих решение сложных задач становится долгосрочными инвестициями в себя, происходит повышение рыночной капитализации благодаря накоплению опыта, навыков и знаний», – считает Александр Шахов, руководитель департамента «IT/Telecom и Media» кадрового агентства «Юнити». Нередко уникальный проект мотивирует специалистов больше, чем размер дохода, но сильно снижать планку не стоит – заработная плата должна быть в рыночных пределах.

Нетривиальные задачи – это, возможно, единственный шанс для молодых компаний заинтересовать качественного специалиста. Многие работодатели активно работают с выпускниками (или задумываются об этом), привлекают специалистов из других регионов, при этом готовы перевозить их за свой счет или же специально открывают офисы в регионах, если позволяют ресурсы либо в том случае, когда речь идет о долгосрочных проектах. Но сильных специалистов все равно не хватает, и при такой высокой конкуренции за кадры есть только два выхода: или предлагать заработную плату больше, чем у других, или заинтересовывать более масштабными и нетривиальными задачами.

Удержать персонал очень помогает индивидуальный подход при постановке задач. Компании выявляют скрытые интересы, стараются адаптировать проекты под конкретную личность. Видя лояльность со стороны компании, ИТ-профессионалы тоже готовы идти на уступки: в критически важных ситуациях они возьмутся за менее интересный для них проект и будут работать с полной отдачей.

Еще один способ, который предлагают руководители HR-служб, – горизонтальные перемещения. Их стоит трактовать как стимулирование интереса персонала к выполнению разноплановых задач. Допустимо и делегирование части полномочий руководителя сотруднику с выделением ему группы подчиненных и возложением ответственности за выполнение проекта. Это позволит специалисту проявить себя, почувствовать самостоятельность в выборе решений, воплотить собственные идеи.

Коллектив как генератор опыта

Из потребности ИТ-специалистов в самосовершенствовании вытекает еще один мотивирующий фактор: они ценят работу в коллективе профессионалов. Общение с коллегами для них – еще один способ получить нужный опыт. Однако сотрудники, несмотря на то что для них важно быть частью команды единомышленников, часто склонны к самостоятельной работе. Поэтому заставить ИТ-персонал участвовать в стандартных и единых для всех регулярных «летучках» или мозговых штурмах вряд ли получится. Специалист должен чувствовать свободу в корпоративном общении, обсуждать задачи совместно с коллегами не на обязательных планерках, а в удобное ему время.

ИТ-специалисту важно максимально быстро влиться в команду и понять механизмы действия компании. Интересным решением может стать геймификация, реализованная в корпоративной социальной сети.

Источник: «Юнити», 2016

Удобное местонахождение офиса

Реальный факт: специалисты могут позволить себе выбирать место работы поближе к дому. Данный тренд, конечно, более характерен для больших городов, где сотрудники не хотят тратить много времени на дорогу, к тому же понимают, что часть задач можно вообще решать удаленно.

Самый очевидный способ заманить ИТ-специалиста в «удаленный» офис – предложить более высокую, чем у других, зарплату. Но можно попробовать разработать индивидуальный график, чтобы сотрудник мог регулировать свою занятость и экономить время на дорогу, тем более что почти половина опрошенных специалистов назвали гибкие часы работы в числе привлекательных факторов.

Для сохранения кадров треть работодателей готовы идти на значительные уступки, даже предоставлять дополнительные отгулы и выходные. Не загнанный в строгие рамки трудовой дисциплины сотрудник, вполне вероятно, будет приходить на работу с опозданием, но станет засиживаться до поздней ночи и при этом чувствовать себя абсолютно комфортно.

Руководство

Для ИТ-специалистов огромное значение имеют профессиональные качества лидера. ИТ-сообщество часто довольно обособленно, в нем царят свои правила, свой стиль общения, ярко выражена специфика интересов, и компетентный руководитель сможет стать действенным мотивационным фактором для людей.

У большинства специалистов есть свое мнение о том, как следует организовывать процессы, и, чтобы привлечь профессионала, нужно дать ему понять, что в компании приветствуются диалоги сотрудников с руководством, инициативность. Важно продемонстрировать настроенность на коллективную работу, показать, что каждый может участвовать в принятии решений.

У подчиненных должна быть и возможность высказать свои пожелания или претензии. Выявить проблемы помогают анонимные опросы или своеобразные «пресс-конференции», когда заранее устанавливают ящик для вопросов, а в определенный день проводят собрание и отвечают на все письма. Результаты подобных мероприятий дают компании возможность обсуждать возникшие сложности и корректировать стиль руководства – для того чтобы начальник оставался мотивационным фактором в глазах подчиненных.

Комфортный офис

Часто ИТ-специалисты погружаются в свои задачи с головой и им проще проработать 14-20 часов без перерыва, нежели растягивать проект на несколько дней. В такой ситуации важно, чтобы в офисе была возможность поесть и отдохнуть, поэтому нередко ИТ-компании организуют комнаты отдыха или просто ставят в кабинетах диваны.

Удобное рабочее пространство, созданное для действующих сотрудников и учитывающее их требования и пожелания, будет привлекательным и для новых людей. Угадать желания каждого поможет опыт компании Google, которая разработала критерии «идеального офиса», дав возможность составить его план самим сотрудникам.

Активный рынок требует гибкости со стороны работодателей. «Пока что необходимость адаптации и учета личности специалистов осознали лишь некоторые организации. Как показало наше исследование, только 44% компаний в прошлом году внесли коррективы в систему мотивации, причем не все они были положительными», – отмечает Шахов. Но если говорить об улучшениях, то обычно любые изменения и начинаются с флагманов отрасли, постепенно их опыт перенимают остальные.

Техника безопасности

Число кибергруппировок будет расти

Компания Solar Security выпустила сводный отчет по инцидентам информационной безопасности за четвертый квартал 2015 года. Специалисты Solar JSOC выделяют несколько ключевых тенденций: рост числа кибергруппировок, увеличение ночных инцидентов и DDoS-атак. Всего за последний квартал прошлого года в Solar JSOC зафиксировано более 51 тыс. событий с подозрением на инцидент, тогда как годом ранее их было только 29 тыс. Прирост за год составил 76% и обусловлен подключением к сервисам новых клиентов. Стоит отметить, что доля критичных инцидентов в четвертом квартале 2015 года достигла 12%, этот показатель существенно выше, чем за третий квартал (8%).

Среди ключевых тенденций эксперты выделяют рост числа кибергруппировок, работающих по уже известным мошенническим схемам, на это указывает характер внешних инцидентов. Кроме того, на протяжении всего 2015 года увеличивалась доля ночных инцидентов: за год – с 27 до 31%. Больше стал и процент инцидентов, связанных с утечками конфиденциальных данных и умышленным нарушением пользователями политик информационной безопасности. Наконец, стоит отметить продолжающийся рост числа DDoS-атак. Аналитики объясняют это прежде всего обострившейся конкурентной борьбой.

Важно отметить, что 61% событий из общего числа были зафиксированы при помощи основных сервисов инфраструктуры: межсетевых экранов и сетевого оборудования, VPN, почтовых серверов, базовых средств защиты. Остальные 39% инцидентов выявлены при помощи сложных интеллектуальных средств защиты или анализа событий бизнес-систем. При этом данные инциденты дают намного больше важной информации, позволяют глубже и полнее видеть картину защищенности компании и своевременно предотвращать критичные события.

Бизнес и технологии

Рост бизнеса выявит проблемы ИТ

Источник: Fujitsu, 2016

Существующая ИТ-инфраструктура и навыки специалистов окажутся недостаточными в будущем, когда использование технологий возрастет. 69% ИТ-директоров уверены: рост бизнеса выявит слабость традиционных ИТ-процессов и инфраструктур.

По данным опроса, проведенного по заказу Fujitsu, три четверти ИТ-директоров полагают, что в течение пяти лет запуск новых продуктов, сервисов и приложений должен идти вдвое быстрее, чем сегодня. Кроме того, 41% опрошенных назвали извлечение ценной информации из Больших Данных основным вызовом в сфере ИТ. Вторая по значимости проблема 2016 года, по мнению СIO, заключается в потребности адаптировать инфраструктуру под запросы бизнеса и быстро ее масштабировать. Однако ожидается, что к 2019 году означенная проблема сменится новой задачей – и новыми возможностями – благодаря переходу на поддержку бизнеса в реальном времени.

Многие ИТ-директора не уверены в том, что их компании смогут преодолеть вышеперечисленные проблемы и воспользоваться открывающимися возможностями. Они беспокоятся о том, что по мере роста бизнеса выявятся слабости традиционных ИТ-процессов и инфраструктуры. В результате получится, что ИТ будут сдерживать инновации, вместо того чтобы подпитывать их, а организации столкнутся с нехваткой необходимой инфраструктуры или инструментов.

Точность данных способствует увеличению продаж

90% организаций признают, что до сих пор используют далеко не все возможности управления данными. Они могли бы увеличить продажи почти на треть, если бы данные были более точными.

Согласно исследованиям Experian, компании все больше осознают экономический потенциал информации: по мнению 79% опрошенных, к концу десятилетия данные о клиенте будут определять большую часть решений о продажах. Однако при этом почти все опрошенные считают, что им недостает конструктивного подхода к эффективному управлению данными.

В среднем почти 25% данных по клиентам содержат неточности. Наиболее распространенные ошибки – это неполные или отсутствующие данные, устаревшие сведения, дублирование данных, противоречивая информация. Компании полагают, что могли бы увеличить продажи в среднем на 29%, если бы располагали точными клиентскими данными.

97% организаций стремятся видеть клиента в целом, поэтому на передний план выходит эффективное использование данных, позволяющих рассматривать каждого клиента как отдельную личность, со своими индивидуальными особенностями, и разрабатывать коммерческие предложения с учетом особых потребностей каждого такого клиента. В качестве преимуществ, связанных с таким целостным пониманием клиента, были названы рост лояльности, увеличение объема продаж и возможность стратегического принятия решений. Поэтому коммерческие компании признают важность точных знаний о клиентах и их влияние на финансовые результаты организации.

Тактика в ущерб стратегии

Согласно результатам опроса членов советов директоров, проведенного PwC, 2015 год характеризовался существенными изменениями в работе российских компаний. 35% опрошенных указывают, что их компании столкнулись с серьезными трудностями и краткосрочные приоритеты в деятельности компаний сейчас преобладают над долгосрочными.

Три четверти советов директоров ориентируются при обсуждении стратегии на период от одного до трех лет. Лишь 6% советов настолько уверены в перспективах развития бизнеса, что берутся прогнозировать стратегию на 5-10 лет и более.

Хотя, по мнению почти двух третей директоров, менеджменту их компаний удается хорошо сочетать решение тактических и стратегических задач, более четверти уверены: менеджмент реализует тактические меры в ущерб стратегическим интересам компаний. Остается лишь надеяться, что тактические интересы российских компаний не подорвут реализацию их стратегических задач.

Почти половина (48%) советов директоров активно обсуждали вопрос развития технологий. 30% директоров считают очень важным включение в состав их советов специалистов в области технологий. Тактика в ущерб стратегии

Согласно результатам опроса членов советов директоров, проведенного PwC, 2015 год характеризовался существенными изменениями в работе российских компаний. 35% опрошенных указывают, что их компании столкнулись с серьезными трудностями и краткосрочные приоритеты в деятельности компаний сейчас преобладают над долгосрочными.

Три четверти советов директоров ориентируются при обсуждении стратегии на период от одного до трех лет. Лишь 6% советов настолько уверены в перспективах развития бизнеса, что берутся прогнозировать стратегию на 5-10 лет и более.

Хотя, по мнению почти двух третей директоров, менеджменту их компаний удается хорошо сочетать решение тактических и стратегических задач, более четверти уверены: менеджмент реализует тактические меры в ущерб стратегическим интересам компаний. Остается лишь надеяться, что тактические интересы российских компаний не подорвут реализацию их стратегических задач.

Почти половина (48%) советов директоров активно обсуждали вопрос развития технологий. 30% директоров считают очень важным включение в состав их советов специалистов в области технологий.

Купить номер с этой статьей в PDF