Реклама

Когда в 2009 году Трэвис Каланик и Гаррет Кэмп запускали в Сан-Франциско сервис заказа такси Uber, они вряд ли осознавали, что тем самым создадут первостепенную угрозу директорам глобальных производственных компаний. А именно так, согласно недавнему исследованию IBM, расценивают последствия «уберизации» экономики руководители крупнейших предприятий планеты. По данным аналитиков, появления нового «трудно прогнозируемого» конкурента сейчас опасаются 54% из 5200 опрошенных руководителей высшего эшелона из 21 индустрии в 70 странах.

Неологизм uberisation, как утверждается в некоторых источниках, впервые появился на страницах французского издания Liberation в статье, освещавшей массовые беспорядки и протесты таксистов, вызванные обрушением традиционного рынка услуг частных перевозок пользователями сервиса UberPop. Дело тогда дошло до поджогов таксистами машин «внезапных конкурентов», а от лица президента Франции Франсуа Олланда прозвучали угрозы арестовать автомобили «бомбил» (что, кстати, не было выполнено).

Аналогичные протесты и попытки властей запретить Uber были отмечены в большинстве мировых столиц и мегаполисов, включая Москву, Лондон, Нью-Йорк. Новый сервис, распространившийся уже на 67 стран, стали называть «убийцей посредников». В чем-то это справедливо, ведь Uber, не имея под собой никакой производственной базы, кроме специально написанного программного кода, напрямую, через веб-приложение, связывает между собой поставщика услуги и ее потребителя. При этом само приложение забирает у традиционных таксопарков и других сервисных организаций главные источники формирования добавленной стоимости, такие как менеджмент услуг, электронные платежи через мобильные устройства, геолокация и др. Сервис учитывает запросы пользователей – все работает быстро, удобно, недорого. Оптимальное решение. Но не для тех, кто уже инвестировал в лицензированный бизнес такси сотни тысяч евро.

И пока легальные перевозчики подсчитывают убытки, локомотив уберизации набирает ход – последователи Uber атакуют традиционные бизнес-модели в других отраслях экономики. Эксперты отмечают, что трансформация бизнеса на основе цифровых инноваций вот-вот перевернет конкурентную среду на рынках рекрутинга специалистов и подбора арендованного жилья, в сфере фотоуслуг и перевода текстов с иностранных языков...

Тем не менее будущее модели Uber вызывает определенные опасения. Во всех перечисленных отраслях ее апологеты шагают по стопам первопроходцев электронной коммерции – главным образом там, где объем посредничества между продавцом и покупателем невелик, а бизнес-процессы примитивны и могут быть автоматизированы легко. В простоте реализации модели Uber, образно говоря, «скрыта смерть Кощеева». То, что может быть сделано очень просто, быстро тиражируют многочисленные конкуренты. Не случайно у Uber мгновенно появились серьезные соперники. В нашей стране это служба «Яндекс.Такси». Как сообщает Bloomberg, она уже серьезно опережает Uber и по доходам, и по числу привлеченных автомобилей.

Обращают на себя внимание и некоторые странности развития стартапов такого рода. В частности, капитализация самой Uber была искусственно накачана мощными участниками постиндустриальной экономики – Google и TPG. Они вложили в начинающую службу заказа такси порядка 258 млн долл., и вскоре капитализация Uber, не обладающего материальными активами, подскочила до 3 млрд долл. Странно и то, что власти во многих странах закрывают глаза на нелегальную, по сути, деятельность частных извозчиков, а ведь до сих пор эта сфера услуг очень жестко регламентировалась.

 

И наконец, пока нет ясности, в какой степени модель Uber применима там, где бизнес-процессы сложны и многочисленны, а производственные цепочки глубоко интегрированы с предприятиями из смежных отраслей.

«За такой короткий срок старое разрушить можно, а создать новое – очень трудно», – говорил скептически настроенный герой из новогодней комедии Эльдара Рязанова. Правда, в те времена вызвать такси было совсем не таким простым делом, как сегодня: один клик – и через несколько минут можно ехать к невесте наряжать елку. Уберизация. Кстати, с наступающим вас!

 - Алексей Есауленко

Купить номер с этой статьей в PDF