наверх
facebook twitter

Главная, «Директор информационной службы», № 11, 2009 1304 прочтения

Противостоять новой волне

Не исключено, что финансовому сектору предстоит пройти через...

Михаил Зырянов

РЕКЛАМА

Не исключено, что финансовому сектору предстоит пройти через новую волну кризиса, причиной которой могут стать, прежде всего, нерешенные внутренние проблемы сектора. Какие проблемы, связанные с ИТ-поддержкой бизнеса и ее дальнейшим развитием, предстоит ре

Артак Оганесян, директор по развитию бизнеса компании EPAM Systems:

Как ни банально звучит, но на первый план в кризис выходят вопросы повышения эффективности и оптимизации процессов. Поскольку в банках ИТ — это большая часть инфраструктуры, обеспечивающей процессы банка, то львиная доля ответственности за проекты оптимизации ложится именно на руководителей подразделений ИТ.

Сейчас правильная стратегия развития ИТ-служб заключается в применении проактивного подхода, основанного на умении выявлять «узкие места» для сокращения затрат или улучшения обслуживания бизнеса. Из оптимизационных мер можно отметить сокращение штата ИТ-подразделения и концентрацию на решении критичных с точки зрения бизнеса задач. В портфеле стратегических проектов стоит оставить только те, под которые уже выделены бюджеты или без реализации которых бизнес абсолютно точно не сможет нормально функционировать в ближайшем будущем. Кроме того, необходимо сосредоточиться на повышении эффективности работы с бизнес-заказчиками, оптимизации процедур внесения изменений в планы и определении приоритетов задач, а также вести мониторинг ключевых показателей деятельности ИТ-службы. Каждая инициатива в сфере ИТ должна сопровождаться технико-экономическим обоснованием, в котором будет четко показана отдача от требуемых вложений.

Наконец, стоит подумать о передаче части функций на аутсорсинг. ИТ-служба сможет сосредоточиться на работе с бизнес-заказчиками, глубже вникать в его проблемы и больше внимания уделять качественной постановке задач для разработчиков и других привлекаемых ИТ-специалистов.

Михаил Шухардин, руководитель отдела продаж компании Directum:

В сложившихся условиях можно отметить три стратегических направления для финансового сектора. Во-первых, следует сосредоточиться на решении конкретных бизнес-задач, имеющих явно выраженные цели и заинтересованных бизнес-заказчиков (например, управление договорной работой, создание финансового архива и т.д.). Не стоит пытаться автоматизировать все и сразу — такая стратегия в новых условиях не будет панацеей. В области ЭДО важно сосредоточиться на автоматизации административных бизнес-процессов для обеспечения их прозрачности и повышения исполнительской дисциплины. Для банков с филиальной структурой важна возможность не только обмениваться юридически значимой электронной документацией, но и поддерживать сквозные бизнес-процессы между удаленными подразделениями.

Во-вторых, необходимо оценить затраты на сопровождение имеющейся инфраструктуры и сопоставить их с инвестициями в новые продукты, решающие аналогичные задачи. Новые, разработанные с использованием последних технологий продукты могут даже с учетом стоимости их внедрения обходиться дешевле.

В-третьих, можно воспользоваться аутсорсинговыми моделями (типа SaaS) или продолжить работать с традиционным коммерческим ПО, но на других условиях (например, не покупая такое ПО сразу, а беря его в аренду). Аренда ПО обеспечит экономию бюджета текущего года, даст практическую возможность оценить качественный и количественный эффект от внедрения ПО, попробовать и выбрать необходимый для работы функционал.

Роман Аминов, директор департамента банковского ПО компании «ITS — Системная Интеграция»:

В среднесрочной перспективе главной целью ИТ-стратегии банков должен стать максимальный упор на развитие клиентских сервисов. Банальная «резка» бюджета может привести к плачевным последствиям, ведь для любого банка удовлетворенность клиентов — главный фактор, позволяющий в кризисное время если не увеличивать, то хотя бы удерживать свой уровень доходов. Стоит отметить отрадный факт — в настоящее время мы наблюдаем активный интерес к разработке и внедрению систем CRM-класса в тех банках, которые еще год-два назад не задумывались об этом.

Еще одна задача, требующая оперативного решения, — это соблюдение банками требований, направленных на обеспечение информационной безопасности, в частности ФЗ «О защите персональных данных» (N152-ФЗ). Наш анализ показывает, что большая часть банков абсолютно не готова это делать. Необходимо в кратчайшие сроки создать и сертифицировать полноценную систему информационной безопасности — это первоочередная задача всех банковских ИТ-служб.

Александр Маховский, коммерческий директор компании «Кворум»:

Финансовые институты прекрасно понимают, что для получения прибыли в условиях нестабильной экономической обстановки требуется сокращение затрат и оптимизация издержек, в том числе за счет ИТ-подразделений. Поэтому на повестке дня наиболее остро встает вопрос об эффективности ИТ. Любые глобальные изменения в ИТ-инфраструктуре сегодня могут явиться только результатом тщательного детального анализа потребностей бизнеса. Существенная разница с докризисными временами в том, что средства выделяются и будут выделяться в ближайшем будущем на то, что максимально повысит качество и эффективность уже созданной ИТ-инфраструктуры. Если, конечно же, подобный подход не будет противоречить потребностям бизнеса и сдерживать темпы его развития.

Сейчас требуются проекты, направленные на эффективное устранение наиболее уязвимых мест ИТ-поддержки. Внедряемые решения должны максимально безболезненно вписываться в имеющуюся ИТ-инфраструктуру, не требуя масштабных доработок, а лишь дополняя и оптимизируя ее.

Роман Ткачев, заместитель генерального директора компании «БиАй Телеком»:

В среднесрочной перспективе ИТ-подразделениям банка необходимо готовить свою инфраструктуру к быстрым изменениям, происходящим на рынке, так как потребности в продуктах меняются с течением времени. Например, в 2009 году банки стали меньше выдавать кредитов, а предложение депозитных продуктов увеличили.

Одна из наиболее острых задач, стоящих в настоящее время перед ИТ-службой, — обработка исходящих от бизнеса запросов более быстрыми темпами. Перейти к методу работы, отвечающему современным условиям, поможет система управления бизнес-процессами (BPM). Строить ИТ-архитектуру необходимо с использованием инструментов BPM и в соответствии с концепцией SOA. Этот переход не только позволит вывести взаимодействие ИТ-службы и бизнеса на качественно новый уровень, но и даст возможность оперативно реагировать на изменения рынка в любое, не только кризисное, время.

Анатолий Волков, исполнительный менеджер компании «РДТех»:

Для большинства финансовых организаций сегодня на первый план выходят задачи, связанные со своевременным и оперативным реагированием на ключевые изменения в финансовой сфере. Участие ИТ-служб при этом сконцентрировано на расширении аналитических возможностей существующих систем организации для последующего предоставления информации аналитикам и менеджменту.

Исходя из этого, среднесрочная и долгосрочная стратегии ИТ-подразделения крупной компании, работающей в финансовом секторе, могут быть следующими: внедрение хранилища финансовых данных и поэтапное расширение спектра решаемых прикладных задач на его основе через наращивание функциональных модулей (различные виды отчетности, анализ рисков и др.). Таким образом, ИТ становятся отправной точкой для выявления существующих тенденций, прогнозирования ситуации и поддержки принятия управленческих решений. Результатом такого подхода будет минимизация возможных рисков, в наибольшей степени свидетельствующая об удачном взаимодействии бизнес- и ИТ-подразделений компании.

Александр Любинский, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании «Россервис»:

Финансовым организациям надо еще раз проанализировать необходимость и сроки покупки нового ИТ-оборудования и программного обеспечения. Нужно рассматривать возможность бартерных сделок, рассрочек, аренды, использовать услуги ИТ-аутсорсинга. Некоторые сервисные компании готовы обслуживать ИКТ-инфраструктуру, предоставляя оборудование и ПО в аренду.

Одна из главных проблем, с которой в кризис столкнулись не только руководители ИТ-подразделений, — это разнарядки на сокращение персонала и уменьшение заработной платы. И здесь опять можно обратиться к аутсорсеру: готов ли он на период кризиса перевести в свой штат часть сотрудников заказчика и направить их на те же самые объекты. Правда, в этом случае аутсорсинговая компания будет заинтересована использовать данных специалистов еще и на площадках других заказчиков в зависимости от спроса на их услуги.

Ольга Васильева, партнер группы компаний «БДО Юникон»:

В нынешней ситуации стратегия ИТ-служб финансового сектора вполне укладывается в рамки известного афоризма Ежи Леца: «Чаще всего выход там, где был вход». То есть пока не закончится кризис или, по крайней мере, не будет признака долгосрочного положительного тренда на финансовом рынке, ни о каких новых масштабных ИТ-проектах не может быть и речи.

Финансовые компании в настоящий момент «с холодком» относятся к инициативам запуска новых проектов в области ИТ, поскольку поддержка тех или иных проектов собственниками компаний зависит от того, насколько стабильно состояние компании в целом. Соответственно, в условиях кризиса новые ИТ-проекты служат своеобразным индикатором стабильного положения компании.

Уверена, что повод для оптимизма есть. Только часть компаний приостанавливает ИТ-проекты, остальные стремятся довести их до конца. Прежде всего это касается проектов, где стоимость их остановки с последующей «реанимацией» оценивается в суммы, сравнимые со стоимостью нового внедрения. Поиск инновационных решений, в том числе и в области ИТ, продолжается, но их стали рассматривать в первую очередь с точки зрения конкурентного преимущества для основного бизнеса.

Александр Селютин, президент компании S&T Россия:

Основой ИТ-стратегии должно стать понимание того, что информационные технологии — это не столько провода и компьютеры, но в первую очередь информация и способы работы с ней. Данные должны быть собраны, сохранены и превращены в информацию, из которой будут выделены знания, необходимые для принятия бизнес-решений. Это особенно важно для финансового сектора, проходящего в условиях кризиса зону «жесткой турбулентности», когда оперативное и адекватное реагирование на быстро меняющуюся ситуацию становится жизненно необходимым.

ИТ-поддержка должна стать именно поддержкой со стороны современных информационных технологий, не ограниченной сервисом и эксплуатацией. ИТ-службы должны интегрировать технологии, системы, методы, коммуникационные каналы в интересах основного бизнеса, обеспечивая его стабильность и развитие.

Крайне необходимо, чтобы руководители понимали все возможности современных ИТ, их ценность для бизнеса, а ИТ-директора ясно видели реальные задачи и потребности бизнеса. Здесь кризис ничего не изменил, а только обострил ситуацию.

Андрей Наполов, директор по работе с клиентами компании «Эвола»:

В первую очередь необходимо оптимизировать процессы в компании. Процессно-ориентированный подход к деятельности позволяет сократить издержки, снизить риски, увеличить эффективность управления бизнес-процессами. Такое возможно в том числе за счет последовательного управления процессами, например, в рамках решений BPM.

Снизить затраты позволяет передача непрофильных услуг на аутсорсинг и сосредоточение только на ключевых, необходимых для бизнеса проектах, а также минимизация затрат на «имиджевые» проекты.

Актуальной и необходимой для эффективной реализации стратегии становится методика управления по целям, когда каждому сотруднику ставятся цели на период (месяц, квартал, год), от достижения которых зависит в том числе его бонус. Очень важно обратить внимание на методологию этого процесса: цели сотрудников должны точно соответствовать целям компании.

Купить номер с этой статьей в pdf

Комментарии


26/05/2016 №04

Купить выпуск

Анонс содержания
«Директор информационной службы»

Подписка:

«Директор информационной службы»

на месяцев

c

Средство массовой информации - www.osp.ru. Свидетельство о регистрации СМИ сетевого издания Эл.№ ФС77-62008 от 05 июня 2015 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)