Многие воспринимают мобильность только как оснащение мобильными устройствами, беспроводной связью и прочими благами цивилизации. На мой взгляд, мобильность — это прежде всего способ ведения профильной деятельности, основанный на возможности сотрудников выполнять свои обязанности, не будучи привязанными к одному рабочему месту. Как это может выглядеть?

Локальная мобильность. Есть ряд категорий сотрудников, которым необходимо перемещаться в пределах компактно расположенного предприятия или отдельных его площадок. В их числе — работники крупных складов, цехов, гаражей, горнодобывающих комплексов, а также системные администраторы, специалисты службы Service Desk и пр. Время от времени они должны обмениваться данными с информационной системой предприятия. Да, конечно, они могут делать пометки в блокнотах или на бумажных бланках, затем, пробегая мимо стационарного компьютера, передавать данные в систему. Но возможен и такой вариант: сотрудник перемещается по предприятию с мобильным компьютером и посредством беспроводной локальной сети обменивается данными тогда, когда в этом возникает необходимость. Так экономится время, потраченное на поиск устройства, с помощью которого можно обменяться информацией с системой. Кроме того, и в системе, и на мобильном устройстве будут самые свежие данные.

Распределенная мобильность. Отдельным специалистам, а также менеджерам территориально распределенных предприятий приходится перемещаться между офисами и филиалами компании. Желательно, чтобы в филиалах условия работы были схожи с теми, которые мобильный сотрудник имеет в головном офисе, чтобы не пришлось слишком часто приспосабливаться к новой обстановке.

Работа на выезде или в командировке. Один в поле воин — так можно описать специфику того, с чем приходится сталкиваться мобильным продавцам, консультантам, коммивояжерам, мерчендайзерам, страховым агентам, специалистам сервисных подразделений и другим подобным сотрудникам. Им нужно иметь с собой все необходимое: данные о клиентах, к которым они едут, о продуктах и услугах компании, ценах, условиях поставки, а также бланки договоров, сопутствующих документов и пр. Рабочие инструменты (принтеры для печати документов, фотоаппараты, чтобы запечатлеть обстановку на месте, и пр.) также должны быть под рукой. Желательно иметь возможность каким-либо образом (например, по телефону или через Internet) связаться с головным офисом, чтобы оперативно обменяться информацией с «центром». Это особенно важно высокопоставленным менеджерам, чтобы дистанционно контролировать ситуацию на предприятии.

Работа на дому. У нее свои сложности. Прежде всего, это всевозможные соблазны, связанные с отсутствием рядом начальника и наличием множества вещей, более привлекательных, чем задание, которое необходимо завершить в срок. Сложность подобной работы с точки зрения руководства — синхронизация сотрудников.

Общая проблема самых разных мобильных предприятий — как проконтролировать сотрудников, работающих вдали от начальства, как проследить, насколько эффективно они выполняют поставленные перед ними задачи.

И конечно, проблема проблем — обеспечение информационной безопасности. Потенциальных угроз очень много: выход из строя, потеря или кража устройств — носителей информации, перехват беспроводного или сетевого трафика, атаки вирусов и «червей» и пр. Увы, традиционные средства защиты данных нередко оказываются бессильны против разгильдяйства сотрудников и хитрости воров.