Приводит в замешательство?

Лишено смысла?

Создает трудности в общении?

Все это симптомы эпидемии в области информатизации здравоохранения.

Лекарством может стать Internet

Понаблюдаем за парадоксальной ситуацией в области технологий для здравоохранения и прогуляемся по коридорам любой клиники или медицинского центра вместе с доктором Майклом Ходкинсом, исполнительным вице-президентом компании Kinetra LLC, специализирующейся в области сетевых услуг для организаций здравоохранения. «Я всегда замечаю контрасты. Прохожу мимо кабинета врача и вижу современное диагностическое оборудование, объединенное со сложными компьютерными установками, а в коридоре возле кабинета служащий толкает перед собой полную тележку бумаг, — рассказывает Ходкинс. — Информационный обмен между врачами, лаборантами, аптеками, клиниками и страховыми компаниями по большей части остался бумажным». Между тем в отрасли с оборотом 1,2 трлн. долл. замена таких тележек компьютерными системами приведет к экономии миллиардов долларов, не говоря уже о пользе от ускорения информационных потоков там, где каждая секунда значит буквально все, а ошибки измеряются не только в долларах, но и в человеческих жизнях.

Почему этого не происходит? «Медицина — это наиболее запутанная и сложная отрасль, которая только существует», — считает Джон Глейзер, вице-президент и ИТ-директор компании Partners HealthCare System. По данным исследований бостонской клиники Brigham and Women?s Hospital, сегодня насчитывается более 10 тыс. заболеваний, 3 тыс. лекарственных препаратов, 300 различных радиологических процедур и 1 тыс. лабораторных исследований. Добавьте к этому запутанный процесс компенсаций по страховкам, позволяющий пациентам уходить из клиник, ничего не оплачивая. В таких случаях перед медиками возникает сложный вопрос, кто же должен платить, а перед страховыми компаниями — сколько им надо платить.

Это объясняет, почему Лу Гарготто на протяжении практически всей своей трудовой деятельности занималась внедрением информационных систем для медицины в корпорации Humana, одной из крупнейших в стране компаний в области здравоохранения. Она до сих пор еще не завершила дело, начатое 20 лет назад. В настоящее время около 58% компаний-партнеров, с которыми Humana постоянно сотрудничает, могут обмениваться с ней информацией об услугах медицинской помощи и страхования с помощью информационных систем. Но Гарготто, которая является вице-президентом по разработкам в области информационных систем, полагает, что подключение оставшихся 42% партнеров не даст никакого выигрыша ни во времени, ни в деньгах. «Если взять безобразно отформатированную транзакцию с плохо формализованными кодами, то ее электронная обработка не даст ничего хорошего», — утверждает она. Отсюда и тележки в коридорах, доверху наполненные бумагами.

Проблема информационной интеграции в области здравоохранения настолько плохо решена, а выигрыш от ее разрешения настолько значителен, что она вскоре может стать самостоятельной отраслью с собственными игроками — системными интеграторами, которые подключают различные организации рынка здравоохранения к виртуальным частным сетям, обеспечивая распределенный доступ к информации. Kinetra и Santa Clara, дочерние фирмы корпорации Healtheon, обслуживая сотни различных компьютерных систем страховых компаний, клиник, лабораторий, групп практикующих врачей, преобразуют используемые в их компьютерных системах различные коды и форматы в представления, единые для всей компьютерной сети, к которой подключены ее абоненты — медицинские и страховые учреждения. Создание таких сетей — длительный и трудоемкий процесс как для посредника, так и для их клиентов: на разработку одного интерфейса между заказчиком и оператором сети уходит несколько недель, а порой и месяцев.

Но уже создано и работает то, что способно разрубить гордиев узел проблем, связанных с обменом информацией внутри рынка здравоохранения, и изменить характер конкурентной борьбы между интеграторами: от конкуренции механизмов доставки к конкуренции качества информации. И это, не удивляйтесь, — Internet.

Народ не торопится

Внутри отрасли, которая никак не может договориться о том, что лучше использовать, какой выбрать формат для передачи информации из клиники в страховую компанию, — Internet мог бы стать стандартом, который все приняли бы с распростертыми объятиями. По мнению Ходкинса, его использование уже приводит к перегруппировке сил в стане интеграторов, имеющих богатый арсенал основанных на Internet средств.

И все же на пути к массовому использованию Internet в здравоохранении полно препятствий. Многие учреждения имеют свои собственные компьютерные системы, созданные задолго до эпохи Internet. Менее чем 28% этих систем могут общаться с Internet, считает Винсон Хадсон, основатель и президент Jewson Enterprises, исследовательской компании, специализирующейся в области информационных систем для медицины.

Большинство систем базируется на устаревших технологиях, которые требуют настройки ПО даже для того, чтобы подключиться к нормальной современной сети. Переход на новые медицинские системы, поддерживающие технологии Internet, для врачей выглядит весьма заманчиво, считает он.

Однако, по мнению Терри Шерба, ИТ-директора Калифорнийской ассоциации здравоохранения, стоимость работы с использованием Internet только увеличится, потому что придется закупать новые компьютеры.

Заметим, что нуждаются в Internet не только врачи, но и пациенты (см. врезку «Сила пациента»). При этом растет спрос на услуги защищенного доступа к их личной истории болезни и связанным с этим данным. Это очень сложная задача, и ее решение составляет основу деятельности таких компаний, как Kinetra и Healtheon. Компаниям, которые работают в области здравоохранения, но не имеют специалистов по ИТ или внутренних ресурсов, позволяющих выполнять такую работу, приходится прибегать к помощи посредников.

Сначала Internet, потом услуги

Среди поставщиков услуг связи наиболее мощные игроки — те, у кого имеется ряд крупных клиентов частных сетей, активно использующих защищенные соединения. Чего хотят от Kinetra и Healtheon страховые компании, лаборатории и клиник, так это того, чтобы и сети, и использующее их ПО помогали им в их бизнесе. Компании Kinetra и Healtheon стали ведущими посредниками в отрасли главным образом за счет скупки небольших фирм — операторов частных сетей, которые в конце концов удалось объединить в сеть услуг национального масштаба. Но до сих пор нет ни одного посредника-сетевика, способного предоставить полный диапазон распределенных информационных услуг, которые могут потребоваться обычной клинике. Большинство поставщиков сосредотрочивается на чем-нибудь одном, будь то выплата возмещений по заявкам или передача результатов лабораторных исследований. Как правило, клиника работает с несколькими операторами связи и с помощью компаний Kinetra и Healtheon быстро латает функциональные дыры в своих системах.

«Внедрение наших служб в кабинеты врачей обходится нам недешево, — утверждает Боб Эшверт, вице-президент и директор по технологиям компании Kinetra. — Мы отправляем специалистов для установки ПО, которое стыкуется с различными типами медицинских систем. Но после того как основанное на Internet-технологиях ПО установлено, многие проблемы исчезают сами собой».

Однако Эшверт не готов к полной поддержке Internet. Доступ к основанной на технологиях Internet сети компании Kinetra происходит в основном посредством защищенных коммутируемых соединений (более крупные заказчики используют выделенные каналы), но клиенты никогда не выходят в «большой» Internet и остаются внутри закрытой частной сети Kinetra. «Пользователи связываются с нами через Web-браузер, но они по-прежнему подключаются к нам не через ?большой? Internet, а посредством 30 наших сетевых узлов, разбросанных по всей стране, — продолжает Эшверт. — Наш подход состоит в том, чтобы избавиться от слабости ?большого? Internet, надежность и доступность которого нас не устраивает». Компания Kinetra вложила огромные деньги в создание собственной защищенной сети, управление которой осуществляет корпорация Electronic Data Systems (EDS), являющаяся наравне с фармацевтическим гигантом Eli Lilly & Co. совладельцем компании Kinetra. По словам Пауло Тавано, вице-президента подразделения EDS, занимающегося бизнесом в области здравоохранения, корпорация будет финансировать развитие Kinetra как интегратора, с тем чтобы совместно с ней развивать транзакционные услуги, такие как выплаты возмещений по заявкам, прием в электронном виде обращений от пациентов и обработка запросов о состоянии их страховых полисов.

Компания Healtheon, созданная основателем корпорации Netscape Communications Джимом Кларком, смотрит на Internet более оптимистично, чем Kinetra. В то время как руководство Kinetra радостно рапортует о своих достижениях в области Internet-технологий, Healtheon получает большую часть своего 49-миллионного дохода от транзакций, передаваемых по защищенным каналам связи. Аналитики Уолл-стрит с оживлением восприняли сообщение о том, что Healtheon произвела в прошлом году 54-миллионные затраты на создание и приобретение компаний. Это действительно любопытно, поскольку, по данным исследования деятельности медицинского сервера WebMD, затраты только на информацию о взятии крови составили 7,8 млн. долл., а доходная часть составила лишь около 100 тыс. долл.

Почему врачи не любят компьютеры

Независимо от того, каким образом обеспечивается предоставление информационных услуг врачам — через Internet или через частную сеть, заказчики из сферы медицины не видят в интеграции средства, способного хоть как-то скрасить их будни. «Члены нашей организации хотели бы, чтобы эти системы более эффективно помогали медикам в их каждодневном труде, тогда, может быть, и стоило бы за них ухватиться», — считает Шерб.

Многие аналитики также полагают, что стимулов для использования компьютеров у медиков нет. «Ни один поставщик не предложил систему, которая была бы полностью принята сообществом врачей, — говорит Майкл Дэвис, директор по исследованиям в области здравоохранения GartnerGroup. — Никто не создал нормальный графический интерфейс, функции систем не соответствуют реальному ходу их работы».

Перевод сложной медицинской бюрократии на ИТ-основу не прибавляет врачам времени на работу с пациентами. «Медикам все больше и больше приходится заниматься выполнением каких-то административных функций, а не собственно лечением, — делится своими наблюдениями Чарльз Сэндерс, виде-президент по стратегическому планированию и директор по медицине компании Healtheon. — Была бы громадная польза, если бы врачи смогли вернуть это время себе, однако компьютеры это не обеспечивают».

«Суть не в том, чтобы перейти от бумаги к компьютерам, а в том, чтобы улучшить медицинское обслуживание, — воистину пророчески говорит Глейзер из Partners HealthCare. — Врачи ходят вокруг да около, мечутся туда-сюда между лабораториями для различных анализов, и у них есть всего три-четыре минуты на то, чтобы собрать информацию о пациенте и принять решение. Где бы врачи ни находились, если у них и есть компьютер, им легче черкнуть пару строк на бумаге. Это очень ценное свойство бумаги, именно поэтому ее продолжают использовать, хотя и всячески ругают». Глейзер видит, что у врачей есть интерес к интеграции информации, но считает, что вряд ли этот интерес будет серьезным до тех пор, пока медики не смогут брать с собой компьютер, оставляя при этом свои руки свободными. «Техника становится все дешевле. Наверняка помогут врачам в их работе надежные технологии распознавания речи и устройства, способные проецировать экран компьютера на сетчатку глаз».

Пока же этого нет, руководимая Глейзером ИТ-группа старается не прибегать к услугам сетевых провайдеров, предпочитая делать все своими руками. Глейзер разрабатывает для врачей из Partners HealthCare extranet-службу, которая обеспечит такие же возможности, какие могут дать сетевые провайдеры. Убедить врачей в ее полезности будет непросто, однако они наверняка станут проявлять к ней интерес, как только начнут осознавать ценность и полезность Internet.

Такие ветераны в области информационной интеграции в здравоохранении, как Гарготто и Глейзер, благожелательно воспримут все, что подталкивает индустрию к использованию стандартов в области телекоммуникаций и обмена информацией. «Стандарты будут развиваться, стремление уменьшить административные расходы в конце концов приведет в осознанию необходимости выбросить из головы некоторые уникальные требования (например, идиосинкразические диагностические коды), предъявляемые к информационным транзакциям. — считает Гарготто. — Но реальность такова, что в обозримом будущем информационные транзакции будут представлять собой смешение стандартов, собственных разработок и всего прочего».

Реальность доставляет неприятности и посредникам-сетевикам. «Соперничество между нами в первую очередь касается способов доставки информации, — считает Эшверт из компании Kinetra. — Нам следовало бы добиться стандартизации механизма доставки, тогда конкуренция перешла бы на новый уровень, где преимуществом является качество информации. Internet послужит площадкой, где развернется новый этап конкурентной борьбы».


Сила пациента

Кристофер Кох

Пациенты теряют терпение. Если и раньше работа клиник не могла считаться эталоном эффективности, то теперь она становится просто невыносимой. Комнаты ожидания все больше оправдывают свое название. После того как пациенты наконец попадают к врачу (всего на три-четыре минуты), то максимум, с чем они выходят от него, — это рецепт и куча вопросов, которые они забыли задать.

Вот почему многие «идут» за помощью в Internet. Около 40% запросов, направляемых на Web-узлы Yahoo, Excite, AOL и пр., — это запросы на поиск информации из области здравоохранения, считает Майкл Дэвис, директор по научным исследованиям в области здравоохранения корпорации GartnerGroup. Число ориентированных на пациентов Web-узлов с информацией о медицинском обслуживании, таких как drkoop.com, быстро растет. Покупатели уже приобретают через Internet выписанные по рецептам лекарства. «У меня были пациенты, которые узнавали о новых методах лечения или новых лекарствах раньше меня», — говорит Чарльз Сэндерс, вице-президент по стратегическому планированию и директор по медицине корпорации Healtheon.

«Интерес к здравоохранению вырос невероятно, — рассказывает Гордон Хайнрих, вице-президент по Web-услугам компании First Consulting Group Inc., специализирующейся на консалтинге и управлении технологиями для организаций здравоохранения. — Думаю, это приведет к повышению эффективности цепочек поставщиков в организациях здравоохранения. Вы можете выслать вашу медицинскую карту на защищенный Internet-узел и затем осуществлять удаленный контроль за этой информацией. Вы можете сделать так, что она будет доступна врачам или тому, кому вы захотите». (Узел drkoop.com планирует осуществить нечто подобное к лету.) Но предоставление клиенту новых возможностей по управлению его медицинскими данными может лишь увеличить избыточность и неаккуратность в сегодняшнем хранении медицинских карт, добавляет Хайнрих.

Однако не все врачи приветствуют передачу пациентам новых возможностей по контролю за персональной медицинской информацией. Им не нравится идея пациентов наблюдать за работой врачей через «фистулы» получаемых через Internet отчетов, поскольку эта информация часто неверно трактуется. Но у врачей все же есть возможность контролировать ситуацию, считает Сэндерс: «Несмотря на хорошую информированность пациентов, только врач может выписать лекарства и вести лечение».