«Будущее уже здесь» — так иногда принято подчеркивать важность разрабатываемых сейчас технологий формирования среды будущего. Однако будущее — это не просто продолжение настоящего. Это образ мышления, а не категория времени с конкретными рамками, в противном случае непременно сбывались бы все прогнозы аналитиков и футурологов.

Изменения, влияющие сегодня на каждый аспект жизни, происходят не линейно — они экспоненциальны, комбинаторны и взаимозависимы.

Действительно, количество источников данных каждый год увеличивается в десятки раз; все, что только возможно, будет оцифровано и автоматизировано; все и вся уже подключается везде, в любое время и по все более низкой стоимости; смартфон стал внешним продолжением мозга; невероятные объемы знаний, актуальных еще десять лет назад, сегодня обесценились, и единственный способ оставаться в тренде — учиться, отдавая рутину программным роботам, а в масштабах корпораций — передавая управление инфраструктурой на аутсорсинг. Цифровизация, автоматизация, оптимизация, роботизация, искусственный интеллект, Интернет вещей и блокчейн — все это теперь путь всех без исключения индустрий. Совместное применение этих технологий обещает появление более умных, эффективных и защищенных систем, способных быстро «мыслить», самостоятельно «воспринимать» окружение и действовать в рамках динамично меняющихся ограничений. В такой ситуации предсказать будущее невозможно, а создать из него настоящее — вполне, если при этом, помимо технологий, не забыть и про неформализованный опыт инженеров, конструкторов и разработчиков. Люди, смотрящие в будущее, пока еще самый важный элемент настоящего.

Прорывы в науке и технологиях, экономический рост и связанные с ним выгоды часто упоминаются в контексте будущего, но, поскольку мир быстро цифровизуется, в наибольшем внимании нуждается уже сам человек, вокруг которого начинают доминировать алгоритмы и искусственный интеллект. Скорее всего, угроза не в том, что машины уничтожат или заменят людей, а в том, что сам человек все больше становится похож на машину. Признаки этого уже налицо: новое создавать все сложнее, особенно если в поисках вдохновения только бродить по WWW, где не найти ответов на еще не сформулированные вопросы. Новации не появляются по приказу. Как в условиях всеобщей цифровизации предложить что-то новое и быстро реализовать необходимые преобразования?

К 2030 году благодаря искусственному интеллекту мировой ВВП вырастет на 14%, что принесет в мировую экономику дополнительно 15,7 трлн долл., это больше, чем производят сегодня Китай и Индия вместе взятые. В некоторых российских высокотехнологичных компаниях уже сейчас до трети сотрудников занимаются проектами, связанными с искусственным интеллектом, который непременно сыграет свою роль повсюду, — роботы разных типов резко падают в цене, быстро набирая функциональность и навыки. Но искусственный интеллект не тиражируется. Так как же человеку — линейному, по сути, существу — справиться с растущим расширением возможностей программного обеспечения и машин, а также огромным потоком информации?

Под воздействием технологий во всем мире сегодня наблюдается индустриальный ренессанс. Взять хотя бы машинную графику: благодаря современным GPU трассировка изображений осуществляется в реальном времени. Это означает, что почти любой из нас может делать видео не хуже Голливуда, правда, с другой стороны, у человека уже не остается времени, чтобы думать над новыми сценариями. Однако это стимулирует развитие новых методов оптимизации — например, применение текстур вместо цифровой модели. Забирая у человека рутинные операции, технологии побуждают его к непрерывному творчеству — искусственный интеллект влияет на интеллект естественный, заставляя отказываться от привычных методов в условиях, когда стираются четкие границы между игрой, наукой, кино и промышленными приложениями. Мир становится теснее, а коммуникации — короче. Потенциал тут огромный, если учесть, что интеллектуальной работой сегодня во всем мире занято только 17% населения. Однако в творческой среде руководитель команды проекта, выполняющий функции лидера, надзирателя и организатора, становится больше похож на «воспитателя в детском саду», что пока возможно далеко не для всех компаний. Корпорации неповоротливы и инертны и поэтому предпочитают инвестировать в готовые продуктивные стартапы: деньги у компаний есть, а идеи в дефиците. Но, заполучив идею, ее еще надо быстро реализовать и выгодно пристроить. Для этого надо, как минимум, избегать конкурентов и расширять горизонты.

 

Если на одной площадке толпится много игроков, то туда компании точно не надо — заходить надо туда, где никого еще нет.

В эпоху цифровизации присутствие компании на вертикальном рынке может быть лишь кратковременным: чуть задержался — разорился. Сегодня выживают горизонтальные компании, поэтому такие традиционные бренды, как Apple, Amazon, nVidia, постоянно создают себя заново.

Никогда еще раньше не было технологий, способных настолько сильно менять отрасли экономики, однако никакая технология в отдельности не позволит решить весь спектр нынешних сложных задач с быстро меняющимися условиями. В цифровом мире по сути ни для одной проблемы уже не будет готового решения — вообще исчезнет само понятие «бизнес как обычно», и многие возможности для бизнеса станут преходящими, а не постоянными или устойчивыми.

«Будущее» — не временная категория, это то, что человек создает сам. Как подготовиться лично и профессионально к такому будущему? Какие возможные последствия еще следует учесть, чтобы будущее стало более, а не менее человечным?