Облако — это модель бизнеса, суть которого в доставке ИТ-услуг до потребителя, не задумывающегося о технологиях их реализации и границах предоставляемых ресурсов. Отсюда может следовать два вывода. Во-первых, для ИТ облако представляет собой сложное и дорогое образование, эксплуатация которого требует немалых затрат и высочайшей квалификации. Только это позволяет конечному потребителю ИТ-услуг легко и непринужденно пользоваться необходимыми ему приложениями. Во-вторых, счастье конечного пользователя возможно, только если инструменты, получаемые из облака, адаптированы под его конкретные нужды и задачи. Вероятно, в будущем публичные облака получат интеллектуальную составляющую и раскинут свои просторы на все корпоративные сегменты, но пока это достижимо только при наличии собственной сильной команды ИТ-департамента, отвечающей за эксплуатацию частного облака.

По мнению аналитиков Gartner (Hype Cycle for Emerging Technologies, 2011), частные облака прошли свой «пик ожиданий» и «сваливаются» сейчас в «зону разочарований». Аналитики отводят облакам от двух до пяти лет на устойчивое существование, а что будет потом? Либо выход на «плато продуктивности», либо технология канет в небытие. Второй вариант маловероятен, тем более что облачная модель — это некая реинкарнация методологии организации работы пользователей на заре расцвета вычислительной техники, следовательно, облакам быть, но когда эта технология станет мэйнстримом? С учетом инерционности экономической машины и исходя из приведенного определения облака, именно бизнес-потребители как субъекты экономических отношений буду определять темпы развития облаков. С учетом обычной задержки прихода технологий в Россию, составляющей три – пять лет, и времени на адаптацию (два-три года) получается, что пройдет десять лет, пока частные облака в России станут обычным явлением.

Технологические аспекты эволюции

Отложив в сторону обзоры технологических особенностей облаков, например Forrester Market Overview («Forrester Market Overview: Private Cloud Solutions», 2011), посмотрим на частные облака через призму потребителя. Здесь мы наталкиваемся на извечную проблему дорогих, многофункциональных платформ или условно-бесплатных, но ограниченных по некоторым параметрам решений. Вспомнив, что вершиной эволюции частного облака является убеждение конечного пользователя в том, что ресурсы безграничны, понимаем, что добиться этого на открытых или «наколенных» разработках почти невозможно. С другой стороны, богатый функционал платформ от ведущих производителей (IBM PureSystems, VCE Vblock, HP CloudSystem и др.) притягивает ИТ-специалистов, но и отпугивает своей ценой, которая является сегодня сдерживающим фактором распространения облаков в России — нет активных продаж и нет скачков революционного развития.

Положение могли бы спасти так называемые коммунальные, или гибридные, облака, силами внешних компаний предоставляющие ресурсы и сервисы частных облаков. Прогнозы Gather (Top Five Private Cloud Computing Trends, 2012), включающие пять тенденций развития частных облаков, на второе место по значимости ставят планы по расширению имеющегося пула ресурсов в сторону публичных облаков. Идея для отечественных реалий — утопичная. Менталитет владельца частного облака базируется на уверенности, что информация физически локализована в одном месте, и пускать в непонятную и непрозрачную инфраструктуру стороннего провайдера или пользователя неприемлемо, так как полноценный контроль никто владельцу информации и приложений реализовать не позволит. В противном случае легче полностью уйти на бесплатный хостинг и не заниматься развитием собственных ресурсов, при этом следует различать, что аутсорсинг — это бизнес-процесс оказания услуги, включающей не только доставку, но и оценку качества и делегирование ответственности, а облако — это модель доставки услуг.

Психологические факторы

В защиту версии стабильности эволюции частных облаков работает человеческий фактор — психология потребления услуг.

Ключевым аспектом развития услуг является культура потребления, которая и определяет прогресс развития технологий. Облако — это модель доставки услуги, а если культура потребления низкая, то и стимула для развития облаков нет. В сегодняшней ситуации облака в России стоят, образно говоря, как телега впереди лошади. Инструмент отличный, а методологии потребления услуг почти нет, и пройдет еще не один год, пока вырастет поколение ИТ-директоров и пользователей, для которых идеология запуска приложений и хранение данных в облаке будет привычным делом. Для частного облака это имеет особое значение — ведь частное облако призвано обслуживать конкретную корпоративную информационную систему, имеющую свою строгую регламентацию. Совмещение физической сущности (корпоративные политики) и виртуальной (потребление услуг из облака) приводит к тому, что идеология доставки сервисов нарушается. Ее «приземляют» физическая реальность существующего ЦОД, хаос приложений и требования информационной безопасности. Все эти положения приводят к снижению культуры потребления ИТ-услуг.

В рассказах западных производителей ИТ-директор представляется неким бизнесменом, который умело торгует ресурсами в рамках корпоративной среды и посылает на совет директоров отчеты о потребленных отдельными департаментами ресурсах компании. Считается, что это приводит к конкуренции между внутренним подразделением ИТ и внешними аутсорсинговыми компаниями, способствующей повышению эффективности. Вероятно, в будущем так и будет, но сейчас перед отечественным ИТ-директором стоит задача поддержки ключевых бизнес-процессов. И в рамках предположения о стабильности развития частных облаков никакой конкуренции здесь быть не может. К тому же российский ИТ-директор, за редким исключением, не обладает коммерческими навыками, и в первую очередь это высококлассный специалист с бесценными знаниями отраслевой специфики. Сложившаяся современная практика такова, что ИТ-директору приходится больше заниматься не развитием и упражнениями в области продажи ресурсов, а поддержкой и эксплуатацией — тут уж не до повышения культуры потребления ИТ-услуг.

Влияние требований информационной безопасности

Внедрение облаков в повседневную работу компании невозможно без участия службы информационной безопасности, призванной пресекать любые попытки внедрения любой модели предоставления равноправного доступа к ресурсам и данным. Конечно, с технической точки зрения возможно разделение прав доступа к разным данным на одной физической машине, однако, по мнению офицера информационной безопасности, данные должны быть категоризированы и помещены в гальванически развязанные сегменты сети. Это является дополнительным тормозом развития именно частных облаков, в которых больше всего вероятность размещения конфиденциальных данных, ведь как раз для этого такие облака и строят. Если бы публичные облака, например от Google, предоставляли приемлемый уровень информационной безопасности, то понятия частного облака могло бы вообще не возникнуть, хотя бы по экономическим причинам. С этих позиций, вероятно, лучшее техническое решение для частного облака было придумано полвека назад, сегодня оно называется IBM zSeries. Жаль, что высокая цена делает его доступным лишь для немногих заказчиков, а остальным в рамках проекта построения частного облака приходится доказывать теорему о надежности размещения данных. Здесь сложности возникают на этапе формулирования необходимых и достаточных условий. Необходимые условия очевидны: локализация и контроль целостности образов виртуальных машин, защита канала «приложение — сервер — хранилище данных», разделение прав доступа к гипервизору или инструменту, его заменяющему. С достаточными условиями сложнее: контроль действий администратора, защита от клонирования и кражи виртуальных машин, проверка на отсутствие недекларируемых возможностей и т. д. Список можно продолжать в зависимости от глубины проработки модели угроз. Каждый пытается доказать эту теорему по-своему. Там, где это удается, появляется частное облако, а там, где это невозможно, — облачная модель неприемлема.

Факторы ускорения эволюции

Драйвером ускорения эволюции частных облаков будут облака публичные. Опираясь на техническую политику Amazon, Google и наработки Open Stack, модель доставки услуг из облака будет все больше проникать в повседневные задачи и в лучшую сторону менять психологию потребления. Эта тенденция уже сейчас заметна на рынке через использование личных мобильных устройств в корпоративной работе, однако типичная ошибка здесь состоит в восприятии механизма работы технологических платформ публичных провайдеров облачных сервисов как легко воспроизводимого и для корпоративного сектора. Попытку повторить успех публичных облачных сервисов в корпоративном масштабе предприняли VCE (V-block), HP (Cloud System Matrix), IBM (Pure Systems) и другие производители, когда представили рынку коробочные решения для построения облаков. Подобные решения способны реализовать отличный функционал на уровне IaaS (в классической модели сервисов IaaS — PaaS — SaaS, а последнее время еще добавляют BPaaS (business process as a service)). Однако о более высоких уровнях (платформа как сервис и ПО как сервис) пока говорить не приходится — без портала самообслуживания, без биллинга, интегрированного в текущие системы финансового и управленческого учета, без шины данных, позволяющей работать с разнородными объектами хранения информации, стройная модель доставки услуг будет не более чем нагромождением программ и оборудования. Известны отечественные компании, реализовавшие эффективную связку IaaS — PaaS — SaaS, но это публичные облака, на развитие которых ушло более двух лет, и корпоративный сегмент, похоже, сможет перенять их опыт лишь через несколько лет, так как используемые решения базируются на массово доступном оборудовании.

Компетентная оценка полной стоимости владения (TCO) и возврата на инвестиции (ROI) — еще один из факторов ускорения эволюции. С учетом предложенных психологических особенностей потребления и продажи услуг из облака, грамотное экономическое обоснование очень поможет ИТ-директору.

В своей практике мы разработали около пяти различных типовых архитектур для частных облаков, которые, однако, еще недалеко ушли от уровня IaaS, — на создание большего требуются серьезные затраты, а изобретать унифицированный (типовой) программный слой PaaS — SaaS нам кажется не совсем правильным. В результате в каждом конкретном проекте предлагается специально созданная для конкретного заказчика инфраструктура, интегрирующая облачную платформу с корпоративными приложениями. Это всегда отдельный проект, результаты которого должны быть полезны заказчику в течение длительного времени, но опыт самого проекта не тиражируется.

***

Как бы то ни было, на неспешность эволюции частных облаков надо смотреть с сугубо положительной точки зрения — такая модель постепенно будет проникать на российский рынок, но причин для ускорения этого процесса пока нет.

Денис Андриков (dandrikov@ot.ru) — заместитель технического директора по работе с заказчиками компании «Открытые Технологии» (Москва).