Сегодня потребители в первую очередь обращают внимание на то, где именно располагаются ресурсы облака, — на своей площадке или у провайдера, что определяет преимущества от их использования. В случае публичного облака пропадает необходимость делать крупные единоразовые инвестиции в ИТ-инфраструктуру и появляется возможность облегчить баланс компании, сократить статьи затрат на обеспечение тех или иных сервисов, перетекающие из капитальных в операционные. Кроме того, появляется известная гибкость, связанная с тем, что затраты на услугу зависят от реальных нужд и могут со временем меняться, — облако можно модифцировать с учетом потребностей, и если срочно понадобятся дополнительные сервисы или мощности, их можно подключить буквально за минуты при помощи портала самообслуживания. Все эти плюсы очевидны, и непонятно, в чем же тогда преимущества частных облаков? Прежде чем ответить на этот вопрос, разберем, с какимм сложностями сталкиваются сегодня ИТ-подразделения компаний.

Одна из типичных ситуаций связана с тем, что ИТ не всегда успевают за потребностями бизнеса, — имеющиеся системы и традиционные для крупных компаний процедуры часто не позволяют гибко реагировать на изменения конъюнктуры. Например, одна телекоммуникационная компания в преддверии летнего сезона решила запустить новые летние тарифы: летом многие уезжают из мегаполисов, и их потребности в сервисах компании меняются. Для анализа ситуации задача передается в аналитический отдел. Через две-три недели аналитики возвращаются к руководству с отчетом: на рынке есть такие-то конкуренты с такими-то тарифами, а запуск новых тарифов позволит увеличить клиентскую базу и заработать. Далее задача передается производственным подразделениям, в том числе отделу ИТ, который, однако, заявляет, что для существующей многокомпонентной системы биллинга необходимы дополнительные мощности. Отдел ИТ берет паузу и через неделю предоставляет оценку необходимых ресурсов: средства на закупку оборудования, время на подготовку тендерной документации, заключение договоров, инсталляции оборудования и т. п., обещая к сентябрю запустить новый летний тариф. Одна из ключевых задач для компаний и ИТ-подразделений состоит в сокращении времени вывода продуктов и услуг на рынок, а для этого необходимы эластичная инфраструктура, автоматизация управления жизненным циклом сервисов, их стандартизация и каталогизация.

Другая часто встречающаяся у отделов ИТ задача — отвечать на регулярно возникающий вопрос: куда вообще уходят деньги, выделяемые на ИТ? В крупной компании много различных департаментов, при этом проекты и услуги каждого из них требуют определенных ресурсов и, что непросто сделать, соотнесения этих затрат с соответствующими составляющими бизнеса. Крупной компании необходимо понимать, на что именно расходуются ее ресурсы, и управлять процессом их распределения, а конечным потребителям нужна возможность простым и понятным образом управлять потреблением этих ресурсов. Например, компании «Крок» в рамках выполнения проектов для своих заказчиков необходимо много ресурсов на стадии разработки проектов и тестирования решений, предлагаемых заказчикам. При этом количество одновременно идущих проектов исчисляется сотнями. Для оценки эффективности той или иной деятельности необходимо учитывать, в частности, потребление ИТ-ресурсов — в разрезе как конкретных проектов, так и направлений деятельности. При этом потребители ресурсов должны иметь возможность получения дополнительных мощностей и прекращения их использования.

Еще одна задача связана с сезонностью бизнеса. Во многих компаниях бывают периоды, когда внутренняя или внешняя активность требует дополнительных ресурсов на относительно короткий срок. Одним из наиболее приемлемых и желаемых вариантов является расширение ресурсного пула на определенное время, причем важно, чтобы управление этими ресурсами оставалось в руках компании. К числу не менее актуальных для компаний относятся вопросы обеспечения информационной безопасности, соблюдения политик, требуемых для того или иного вида сервиса, эластичность имеющейся ИТ-инфраструктуры, ее проактивность и тесная интеграция с бизнес-процессами компании.

Частное облако способно помочь в решении этих задач. Как видно из рисунка, логически частное облако представляет собой набор сервисов, связанных с автоматизацией и управлением ИТ-средой, обеспечивающих учет потребляемых ресурсов и возможность соотнесения их с видами бизнес-деятельности компании. Также важны такие компоненты, как каталог ИТ-сервисов и портал самообслуживания, позволяющий управлять потребляемыми сервисами. При этом сама ИТ-среда за счет использования технологий виртуализации становится достаточно гибкой и эластичной. Собственно, то самое переформатирование ИТ во внутреннее сервисное подразделение компании, с возможностью оперирования ключевыми показателями его деятельности на бизнес-языке (обеспечение SLA, учет затрат и т. п.), превратилось в реальность с появлением частного облака.

Можно выделить две группы производителей, предлагающих инструментарий для построения частных облаков. К первой группе можно отнести ИТ-компании, идущие от уже имеющихся у них решений и продуктов: HP, BMC, IBM и CA. Эти производители давно присутствуют на рынке решений автоматизации и управления ИТ, создания каталога сервисов и управления их жизненным циклом, а теперь свои продукты они дорабатывают под специфику задач частного облака, интегрируя их с решениями по виртуализации. Управляемая инфраструктура не ограничивается только виртуальными средами от VMware, Microsoft и Citrix — многие сервисы могут состоять из компонентов, располагаемых как в виртуальной среде, так и на отдельных аппаратных мощностях (сетевые компоненты, компоненты системы хранения, серверы и т. п.). Решения этой группы способны эффективно управлять многокомпонентными сервисами, и обычно их выбирают крупные компании с высокими требованиями к автоматизации и управлению, уже достигшие достаточно высокого уровня зрелости ИТ-процессов. Такие решения наиболее функциональны и гибки, но и, как правило, довольно дороги. В таблице на примере продуктов HP и BMС указано, с помощью каких компонентов реализуются в таких решениях функциональные составляющие частного облака. Эти составляющие чаще всего группируются в пакеты: HP Cloud Service Automation (CSA), BMC Cloud LifeCycle Management (CLM) и др.

 

Таблица. Компоненты частного облака HP и BMC
Название модуля HP Software BMC Software
Портал самообслуживания HP CSA Portal BMC Cloud User Portal
Каталог ИТ-услуг HP CSA Provider Console BMC Cloud Admin Portal
Система учета средств HP Asset Manager BMC Remedy ITSM
Управление мощностями HP Service Health Optimizer BMC Capacity Optimization
Управление производительностью HP SiteScope BMC ProactiveNet
Управление конфигурациями и изменениями HP Universal CMDB BMC Atrium CMDB
Управление жизненным циклом HP Server Automation

HP Network Automation

HP Storage Essentials
BMC BladeLogic Server Automation

BMC BladeLogic Network Automation

Управление виртуальной инфраструктурой HP Server Automation BMC BladeLogic Server Automation
Оркестратор/Автоматизация ИТ-процессов HP Operation Orchestration BMC Atrium Orchestrator
Внешний коннектор к облаку Используется API внешних облаков. Интеграция производится самостоятельно. Используется API внешних облаков. Интеграция производится самостоятельно.
Управление идентификацией и доступом Аутентификация производится на уровне доступа к порталу самообслуживания и каталога ИТ-сервисов. Поддерживается возможность изолировать аппаратные компоненты, на которых разворачивается сервис, в отдельный защищенный виртуальный контейнер. Аутентификация производится на уровне доступа к порталу самообслуживания и каталога ИТ-сервисов. Поддерживается возможность изолировать аппаратные компоненты, на которых разворачивается сервис, в отдельный защищенный виртуальный контейнер.
Управление сервисами на уровне предприятия HP Service Manager BMC Remedy ITSM

BMC Atrium Service Level Mgmt

 

Во вторую группу входят производители, идущие от виртуализации: VMware, Microsoft и Citrix, которые расширяют свои разработки сервисными компонентами, облегчающими управление и предоставляющими дополнительные сервисы, например по учету затрат или базовой автоматизации ИТ-процедур. Так, компания VМware, имея решение в области виртуализации и управления виртуальной платформой vCenter, разработала ряд продуктов по управлению этой платформой (vCenter Configuration Manager, vCenter Chargeback manager, vCloud Director и др.) и теперь предлагает их в составе стека продуктов для создания и управления частным облаком. Microsoft доработала свои решения из состава семейства продуктов System Center (Virtual Machine Manager, Configuration Manager, Operation Manager, Orchestrator) и также предлагает их своим заказчикам в качестве пакета решений для частного облака. Несмотря на то что решения данной группы не способны сразу закрыть все задачи создания и эксплуатации частного облака, они позволяют быстро и эффективно справиться с некоторыми из них, чего оказывается достаточно для многих компаний. Недостающий функционал может быть реализован с помощью дополнительной разработки и/или интеграции со смежными решениями. На эту группу обращают внимание относительно небольшие компании либо компании с четко определенными потребностями. Необходимо также отметить, что данные решения могут использоваться в контексте развития возможностей уже имеющейся виртуальной платформы.

Почему нельзя всю эту гибкость и автоматизацию получить в случае публичного облака? Публичное облако — это отличная возможность сделать более управляемыми затраты на некритичные для бизнеса ИТ-сервисы, потребность в которых может регулярно изменяться. Низкая стоимость сервисов в публичных облаках обеспечивается за счет их стандартизации, что зачастую жестко регламентирует сценарии их использования и бывает неприемлемо в случае частных облаков. К тому же целый ряд сервисов не может быть выведен в публичное облако по причине того, что они уникальны для конкретной компании и постоянно востребованы. Немалая их часть может быть связана с внутренними разработками компании и требовать уровня гибкости, который компания считает необходимым для себя самой, не полагаясь на возможности предоставляемых провайдерами публичных облаков. В то же время не нужно противопоставлять публичные и частные облака: у современной компании имеется множество различных сервисов, часть из которых вполне может быть вынесена вовне (например, офисные приложения и электронная почта), а часть — оставлена в инфраструктуре заказчика под управлением частного облака (как правило, это бизнес-критичные приложения — биллинговая система, автоматизированная банковская система и т.п.).

Игорь Малышев (IMalyshev@croc.ru) — директор по системным решениям компании «Крок» (Москва).

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF