Взаимодействие между между индустрией и системой образования подобно симбиозу. Кем бы вы ни были (студент, инженер, научный сотрудник, технолог, рекрутер, специалист по привлечению клиентов, менеджер), вам ясно видно, что индустрии нужны хорошо подготовленные выпускники, тогда как вузам необходимо четкое понимание потребностей индустрии. Нельзя забывать, что вузы часто находятся на переднем крае исследований, результаты которых напрямую применимы к задачам, стоящим перед промышленностью. Взаимосвязь между индустрией и научным сообществом достаточно сложная, имеет множество разнообразных аспектов — от кооперации при подготовке нового поколения инженеров начального уровня до партнерства в исследованиях, направленных на решение проблем завтрашнего дня.

 

Образование для будущих специалистов

Циники, возможно, скажут, что взаимосвязь между индустрией и научным сообществом держится только на том, что бывшие студенты всегда могут вернуться в свои альма-матер, чтобы заново пережить славные деньки юности. Может, это и так, но правда в том, что мы возвращаемся в учебные заведения, потому что они — главные фабрики следующего поколения инженеров, которые, в свою очередь, являются движущей силой развития индустрии. Компании пользуются множеством способов, чтобы заявить о себе в вузах и выйти на студентов, например, сотрудничают со студенческими организациями, проводят лекции или встречи с представителями отрасли, финансируют студенческие проекты и проводят пробные интервью. Чтобы укрепить эти взаимоотношения, компании также предоставляют премии, гранты и стипендии. Неспроста многие здания, лаборатории и лекционные аудитории, подобно межуниверситетским футбольным чемпионатам, пестрят корпоративными логотипами.

Все эти взаимоотношения превращаются в партнерство, когда компании и научное сообщество вместе идут к цели как можно лучше подготовить студентов к будущей работе, и в этом отношении диалог между двумя сторонами сейчас отлично налажен. Во многих учебных заведениях есть консультативные советы по работе с промышленными предприятиями, напрямую передающие вузам актуальные потребности индустрии и тем самым помогающие формировать учебные планы и программы. Общепринятой практикой для учебных заведений стало проведение опросов и отправка в компании рабочих групп для получения дополнительной информации. Лучший способ для университетов обеспечить потребности индустрии — участвовать в ее работе, как и индустрии необходимо участвовать в образовательном процессе. Это взаимовыгодный двусторонний процесс.

Существует и еще одна возможность наладить более тесную и сфокусированную работу над содержанием вузовских учебных курсов. Университеты и компании сегодня все чаще создают совместные программы сертификации и получения ученых степеней. Например, корпорация Harris в сотрудничестве с Технологическим институтом Флориды разработала учебную программу на получение магистерской степени инженера системного проектирования и сертификации в области создания корпоративной архитектуры. Эта программа была разработана в ответ на рост в отрасли потребности в специалистах соответствующего класса.

В Университете Центральной Флориды, в свою очередь, совместно с местными компаниями взялись за решение проблемы дефицита инженеров путем разработки учебной программы на получение степени магистра управления инженерно-техническими работами. Университеты также внедряют альтернативные методы преподавания, например программы дистанционного обучения на получение ученых степеней и очные курсы, которые ведут недавние выпускники вуза, тем самым расширяя доступ своих компаний к будущим специалистам и обеспечивая развивающиеся потребности бизнеса.

 

Разработка эффективных программ стажировки и обучения на производстве

Обучение без отрыва от производства и программы стажировки позволяют работодателям нанимать на работу студентов старших курсов еще до окончания ими университета. Модель, основанная на принципе «попробуй, перед тем как купить», выгодна обеим участвующим сторонам. Кроме получения реального опыта работы студенты приобретают социальные навыки, проверяют свой выбор специальности, начинают создавать личные профессиональные сети и получать доход, который помогает компенсировать расходы на учебу. Кроме того, после получения ученой степени и научных достижений профессиональный опыт является следующим по важности критерием получения работы. Ко времени окончания вуза студенты могут иметь уже стаж работы по своей будущей специальности.

Работодателю программы стажировки и обучения на производстве помогают получать молодых сотрудников, которые приходят с багажом практического опыта, отсутствующего у обычных выпускников. К тому же компания получает выгоду от работы, проделанной для нее студентами, в виде свежих идей и возможности дальнейшего технологического партнерства с вузом. Самое же очевидное преимущество состоит в возможности оценить временных сотрудников, чтобы затем принять решение о том, сделать ли им предложение постоянной работы.

Для удержания бывших студентов в качестве постоянных работников после окончания ими вуза компаниям необходимы хорошие программы стажировки и обучения на производстве. Прежде всего, должны быть составлены содержательные, хорошо продуманные рабочие задания, тесно привязанные к учебной программе студента и надежно закрепляющие его теоретическую подготовку. Еще один ключевой компонент — конструктивный механизм обратной связи. Студенты хотят добиваться высоких успехов, а для этого им нужна моральная поддержка и возможность получать отзывы о своей работе. Компании же получают выгоду в виде откликов от самих студентов. В Harris стажеры ведут юмористический видеожурнал, в котором в веселой форме регистрируются полученные ими знания и передаются отзывы о компании. Эти отзывы помогают корпорации совершенствовать программу стажировки. Более того, они служат подтверждением тому, что компания ценит вклад студентов в ее работу.

Важная составляющая таких программ — финансовая поддержка со стороны компании, необходимая для покрытия расходов выпускника на переезд и жилье. В числе других атрибутов успешных программ стажировки — возможность ротации рабочих обязанностей, наличие обзорного занятия по корпоративной культуре и возможность знакомства с готовыми продуктами и услугами компании в действии.

Трудовые программы — это взаимовыгодное партнерство между вузами, студентами и компаниями. Получив хороший опыт работы, студент дает положительный отзыв о компании в своем университете и начинает популяризировать ее среди своих однокурсников. Часто подобные рассказы и рекомендации — лучшие инструменты маркетинга.

 

Возможности раннего обучения

В некоторых случаях взаимоотношения между производством и системой образования начинаются еще на довузовском этапе — многие компании уже в начальной и средней школах проводят программы, направленные на повышение интереса учащихся к науке и инженерному делу. К сожалению, часто подобными программами кооперация образования с индустрией и ограничивается, а это серьезное упущение.

Ключевым фактором, способствующим организации совместной деятельности, является географическая близость, поскольку выработка методов совместной работы затруднена, когда компания и школа разделены сотнями километров. Для успешного сотрудничества необходимо, чтобы они находились поблизости друг от друга и могли работать с постоянной аудиторией учащихся. Совместные мероприятия типа Недели инженера (ежегодно проводимой в США в феврале) тоже создают возможности для тесного взаимодействия, пропаганды инженерной профессии среди учащихся и поиска талантов. В рамках этой недели в Harris, например, приглашают вузовских профессоров делиться текущими исследованиями с инженерами и устраивают встречи с учащимися местных школ и вузов, посвященные технической деятельности компании. Эти встречи создают прекрасную возможность для обмена информацией и культивации интереса к инженерному делу.

 

Взгляд в будущее

Можно ли объединить все перечисленные виды партнерства в полностью интегрированную программу кооперации, которая бы обеспечила максимально тесную взаимосвязь между учебными занятиями студента, работой стажера-ученика на производстве и совместными исследованиями? Да, и одним из примеров является полностью интегрированная программа Harris Information Assurance Institute — совместное учреждение Harris и Флоридского технологического института. Этот институт обеспечивает возможность сотрудничества всем участвующим сторонам, а также предоставляет реальную работу студентам. Он также помогает вузу получать информацию о технических потребностях компании, которые, в свою очередь, находят отражение в планировании учебной программы, что приносит пользу и студентам и индустрии.

Еще один пример — Объединенная программа проектирования изделий и технологических процессов Университета Флориды. Она создана для организации партнерства между промышленными предприятиями и университетом и дает студентам возможность работать в небольших мультидисциплинарных командах, где они приобретают важный практический опыт командной деятельности и общения, а также развивают навыки лидерства, управления и работы с людьми.

В числе других примеров — межуниверситетские конкурсы автомобилей-роботов DARPA Grand/Urban Challenge и конкурс автономных подводных аппаратов Международной ассоциации непилотируемых средств передвижения. Подобные инициативы дают индустрии, правительству и научному сообществу возможность совместной работы над решением реальных проблем. Польза от подобных мероприятий несомненна, несмотря на то что они требуют наличия заинтересованных спонсоров и большого объема финансирования, а также создают потенциальные проблемы с интеллектуальной собственностью, контрактами и соответствием нормативам.

 

***

Сложная взаимосвязь между научным сообществом и промышленностью охватывает широкий спектр деятельности, от рекрутинга в вузах до совместных исследовательских проектов. На сегодняшний день проведен гигантский объем работы по налаживанию этой взаимосвязи, и имеется перспектива достижения еще большего уровня синергии в будущем. Благодаря подобным инициативам учащиеся могут надежно закреплять пройденный материал, а кроме того, в результате совместной деятельности появляются новые решения и проекты, выходящие за рамки партнерства индустрии и вузов, что в конечном итоге способствует подготовке отменных инженерных кадров к будущей работе.

Нил Фергюсон (nferguso@harris.com) — технический директор Центра базовых технологий корпорации Harris (Мельбурн, шт. Флорида).

Neil Ferguson. Achieving Synergy in the Industry-Academia Relationship. IEEE Computer, January 2011, IEEE Computer Society. All rights reserved. Reprinted with permission.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF