«Российские железные дороги» – одно из крупнейших транспортных предприятий мира, руководство которого постоянно рассматривает огромное количество предложений о проведении тех или иных изменений. Подобные предложения необходимо быстро оценить с точки зрения окупаемости и на основании выполненных расчетов принять решение о целесообразности реализации соответствующих проектов. Для этого используется расходная ставка – показатель совокупных ресурсов компании, потраченных на изменение производственного показателя.

«Расходная ставка – инструмент давний и опробованный, однако изменившиеся в последнее время хозяйственные условия деятельности РЖД, связанные как с трансформацией внешних экономических взаимоотношений, так и с активно проводящимся реформированием самой компании, в том числе с переходом к холдинговой структуре, повлекли за собой усложнение ряда бизнес-процессов, – отмечает главный технолог ГВЦ РЖД Игорь Мовчиков. – Все это в свою очередь потребовало внедрения автоматизированной системы расчета расходных ставок».

Задача

Перед специалистами РЖД была поставлена задача поиска программного решения, позволяющего рассчитывать эффективность проектов и быстро получать экономически обоснованный результат. Учитывая, что разработанная эконометрическая модель – методология расчета расходной ставки – должна базироваться на корпоративном информационном хранилище РЖД, реализованном на технологиях SAS Enterprise Intelligence Platform, выбор был сделан в пользу платформы EIP.

Информационное хранилище развивается с 1998 года и охватывает все основные предметные области хозяйственной деятельности РЖД, объединяя разрозненные сведения из различных оперативных баз: данные о заявках на перевозки; об отправке и прибытии грузов в филиалы, отделения, станции, административные районы и округа, государства ближнего и дальнего зарубежья; информацию о грузоотправителях и грузополучателях, организациях-плательщиках и др. Хранилище является главным источником аналитической информации в РЖД и используется для формирования и хранения основных показателей отчетности предприятия.

Расчет расходных ставок оперирует показателями статистической управленческой отчетности, накапливаемой в хранилище, поэтому основные требования к соответствующей программе автоматизации – это интеграция с корпоративным информационным хранилищем и обеспечение простых механизмов получения показателей. И во многом, по словам Мовчикова, этим требованиям удовлетворяла платформа SAS EIP, включающая в себя два ключевых компонента: Enterprise Data Integration Server – пакет программных продуктов для оперативного сбора, очистки и согласования корпоративных данных, получаемых из разных источников, а также для управления метаданными в течение всего цикла реализации проекта; Enterprise Business Intelligent Server – инструмент доступа пользователей к информации в необходимом им формате в любой момент времени и в любом месте.

Разработанная эконометрическая модель позволяет быстро получить точный и экономически обоснованный результат оценки предлагаемых проектов. В частности, при расчетах эффективности проектов эта модель позволяет учитывать скрытые расходы, связанные с реализацией проектов. «Внедрение нового оборудования, например, требует средств на его приобретение и установку, но это далеко не все — нужно подготовить персонал, переобучить сотрудников бухгалтерии, осуществляющих учет затрат на его эксплуатацию, обучить электриков, подключающих оборудование, и т. п. Подобные скрытые расходы изначально не видны, и проект может представляться более выгодным, чем окажется на самом деле», – комментирует менеджер по работе со стратегическими клиентами компании SAS Россия/СНГ Кирилл Бутаев.

Реализация

Работы по развертыванию автоматизированной системы расчета расходных ставок для РЖД осуществлялись в три этапа. Первый включал в себя создание алгоритмов расчета с учетом всех предъявляемых требований. Наибольшую сложность здесь представляла выработка методологии, поэтому для участия в этих работах были привлечены специалисты из Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. При разработке методологии требовалось не только учитывать условия хозяйствования, но и однозначно увязывать их с принятыми в РЖД понятиями и отраслевой бизнес-логикой. Кроме того, надо было увязать эти понятия с существующей системой отчетности, которая была перестроена в связи с изменившимися условиями работы ОАО РЖД.

На втором этапе, который закончился в середине 2009 года, была проведена сверка всех источников данных. Для этого был подготовлен контрольный пример, позволивший выявить программные и методологические ошибки. Здесь же была устранена нестыковка данных, и в итоге члены проектной команды смогли убедиться в том, что расчетная модель отлажена и выдает правильные результаты.

Третий этап, завершившийся в начале 2010 года, представлял собой предопытную эксплуатацию системы, в ходе которой была выполнена загрузка показателей управленческой и статистической отчетности из оперативных баз данных. Полученные результаты расчетов вновь потребовали проведения доработок, включая уточнение методики и внесение изменений в алгоритмы расчетов и систему отчетности. После чего модель была полностью готова для окончательного запуска в эксплуатацию.

Реализация проекта по созданию автоматизированной системы расчета расходных ставок осуществлялась силами совместной команды из специалистов ГВЦ РЖД, SAS и авторизованных партнеров, а также сотрудников департаментов финансово-экономического блока ОАО РЖД и методологов из ВНИИЖТ.

Все результаты расчетов согласовывались с представителями департаментов, которые выступали не только как бизнес-заказчики проекта, но и как заинтересованные пользователи. Учитывая огромный объем информации, которую необходимо было проанализировать, к работе над проектом были привлечены экономисты из дорожных служб. Общий объем неагрегированных данных, которые являются источником для построения модели, составляет около 1 Тбайт. В самой модели задействованы порядка 200 производственных показателей в разрезе по 18 дорогам и учтено около 200 статей различных затрат, разнесенных по 18 дорогам и по элементам затрат. Обработка данных происходит в два этапа – расчет измерителей и расчет собственно расходных ставок. Однако основная сложность задачи состояла не в большом объеме данных, а в комплексности — необходимо было охватить всю деятельность РЖД, ее производственный и финансовый аспекты.

Результат

Важнейшим преимуществом автоматизации расчета расходных ставок стало предоставление в распоряжение специалистов инструмента, позволяющего обосновать целесообразность реализации проектов развития. В РЖД имеется набор показателей эффективности: объем перевезенных грузов, оборот вагонов, средняя скорость передвижения поездов, производительность работы локомотивов и пр. Новый инструмент позволяет оценить стоимость улучшения каждого показателя, осуществляя балансировку между результатом и затратами на его достижение.

Внедрение эконометрической модели дало специалистам финансово-экономического управления ОАО «РЖД» возможность производить ежеквартальный расчет расходной ставки, что позволяет составить четкое представление обо всех расходах на реализацию проекта развития. «Я считаю, что это абсолютно необходимый инструмент, без которого в ряде случаев невозможно было бы принимать решения, – отметил Мовчиков. – Проведение таких расчетов в ручном режиме было делом более сложным и трудоемким. А сегодня есть возможность производить расчеты быстрее и точнее. Более того, сейчас мы готовы делать это ежемесячно, тогда как раньше отраслевые методологи выполняли расчеты расходных ставок лишь раз в год. В нынешних условиях они просто не справились бы с такой задачей».

Наконец, эконометрическая модель обеспечивает формирование точных и непротиворечивых финансово-аналитических отчетов для всех уровней корпоративного управления ОАО РЖД. Сейчас с ее помощью осуществляется загрузка необходимых показателей отчетности, и на их базе производится ежемесячный расчет расходных ставок. В перспективе такие расчеты станут основой для создания ежеквартальных и ежегодных отчетов, а поскольку расходные ставки являются важным показателем, используемым и при решении других задач, то предполагается расширить круг пользователей системы и интегрировать ее с другими информационными системами ОАО РЖД.

Конструктор для корпоративной бизнес-аналитики

SAS Enterprise Intelligence Platform представляет собой интегрированный комплекс программных компонентов для построения полномасштабной инфраструктуры бизнес-аналитики. Отдельные программные блоки SAS EIP решают задачи интеграции данных, хранения информации, реализуют базовые функции отчетности и визуализации данных, а также алгоритмы углубленной аналитики различной степени сложности. При этом они оптимизированы для эффективной интеграции между собой, позволяя сформировать в компании унифицированную среду для решения задач бизнес-аналитики.

Отличительной особенностью программного комплекса EIP является то, что он позволяет строить корпоративную инфраструктуру бизнес-аналитики по частям, не навязывая заказчику единого монолитного решения. Можно начать автоматизацию с какого-либо одного направления в компании, например управления кредитными рисками. Для этого не потребуется приобретать всю платформу целиком — достаточно получить средства интеграции данных для доступа к различным базам данных и некоторые аналитические инструменты, например, для многомерного анализа по клиентам и каналам или для создания отчетов о рисках, позволяющих сотрудникам принимать правильные решения.

Ключевыми компонентами EIP, на которых базируется система автоматизации расчетных ставок в РЖД, являются Enterprise Data Integration Server и Enterprise Business Intelligent Server. Программный пакет DI реализует весь комплекс функций интеграции данных, без которых невозможно построение хранилища и развертывание любого аналитического решения. Сервер извлекает данные из разнородных источников, включая все типовые базы данных и сложные файловые структуры, проверяет качество данных и выполняет типовые преобразования интеграции. В результате обеспечивается предоставление единой согласованной версии данных для любых аналитических применений.

Business Intelligent Server предназначен для решения широкого круга задач бизнес-аналитики и поддерживает работу с функциями бизнес-аналитики для различных категорий пользователей (порталы и управляющие панели, формирование и просмотр отчетов через Интернет, исследование данных, углубленная аналитика, управление метаданными, создание аналитических кубов, разработка приложений, интеграция с Microsoft Office).

Корпоративное хранилище на железной дороге
Современные реалии работы отечественных предприятий, имеющих богатую историю функционирования в условиях плановой экономики, требуют изменения методов управления и совершенствования бизнес-процессов, в частности за счет средств бизнес-аналитики.
http://www.osp.ru/os/2008/05/5205592

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF