По оценке аналитической компании Bersin & Associates, в 2008 году объем рынка корпоративного обучения в США сократился с 58,5 млрд до 56,2 млрд долл., а средние расходы на обучение одного сотрудника уменьшились на 11%. Аналитики подчеркивают, что это самый большой спад за последние десять лет. По прогнозу, падение продолжится и в нынешнем году. Такое развитие событий подтверждает старую теорию, что затраты на обучение принадлежат к тем статьям, на которых предприятия в первую очередь экономят в трудные времена. Аналогичные результаты получила и специализирующаяся на услугах обучения компания Expertus – 48% респондентов ожидают сокращения бюджетов на обучение. Однако раздаются и оптимистичные голоса, например французская компания Cegos провела опрос руководителей кадровых служб предприятий и выяснила, что большинство организаций не ставят крест на повышении квалификации своих сотрудников – 44% респондентов полагают, что в 2009 году расходы на обучение не изменятся, 24% ожидают их сокращения, а 17% – увеличения.

Несмотря на расхождение в оценках, практически все аналитики сходятся в том, что сегодня нужно менять подходы к обучению и развитию персонала. Но как это сделать, когда в связи с сокращением бюджетов отделы кадров и развития персонала проводят реструктуризацию и увольнения, сопровождаемые объединением разных подразделений. В такой ситуации особенно важно обеспечить преемственность персонала, однако, как отмечают аналитики Bersin & Associates, большинство предприятий не уделяет этому должного внимания. Кроме того, сокращения штатов порождают и другую проблему – один сотрудник начинает выполнять работу нескольких, что требует от него новых навыков, которые без дополнительного обучения получить очень трудно.

Таким образом, даже в периоды экономической нестабильности необходимость в обучении и развитии персонала не только не исчезает, но и растет. Но как решить эту задачу при урезанных бюджетах на обучение?

В благоприятные времена предприятия инвестировали в традиционные и не всегда стратегически важные для компании программы развития персонала, и при ухудшении экономической ситуации именно традиционные методы пострадали больше. Сегодня требуется объединять привычные и новые подходы, применяя коллективное обучение (collaboration), совместное использование знаний (knowledge sharing), социальные сети, наставничество (coaching) и менторство (mentoring). Хотя традиционные методы обучения в классе под руководством преподавателя продолжают применяться, их доля в бюджетах сокращается. Руководителям предприятий и отделов кадров следует больше внимания уделить неформальным подходам, которые позволяют экономить средства и привлечь к обучению больше сотрудников.

eLearning – приоритет номер один

Результаты опроса Learning Circuits, проведенного организацией American Society for Training & Development (ASTD), показали, что в 2009 году 71% респондентов собираются расширить применение eLearning. Многие намерены активизировать использование Web-конференций (67%), виртуальных совещаний (65%) и учебных материалов, самостоятельно созданных с помощью средств ускоренной разработки (65%). Аналогичные данные приводит и компания Cegos: 73% организаций планируют использование электронного обучения для развития персонала, а 36% намерены расширить это направление (рис. 1). И хотя традиционные методы обучения продолжают лидировать, популярность eLearning выросла на 18% по сравнению с предыдущим опросом, проведенным в 2008 году.

Рис. 1. Методы обучения в 2009 году

Рис. 1. Методы обучения в 2009 году

Популярность eLearning объясняется гибкостью и доступностью этой технологии. Как отмечают аналитики Ambient Insight, американские предприятия оценили эти преимущества еще во время кризиса начала 2000-х годов, и к наступлению нынешнего спада на долю электронных методов в среднем приходилось уже 18% бюджета на обучение. Но если раньше пионерами в области eLearning были крупные предприятия, то теперь электронными методами заинтересовались средние и малые компании. По прогнозу Ambient Insight, до 2013 года в США объем рынка eLearning будет ежегодно увеличиваться на 8,7%. Но предприятия не собираются отказываться от хорошо себя зарекомендовавших привычных методов обучения и модернизируют образовательный процесс ради экономии и повышения его эффективности. В связи с этим растет внимание к комбинированному подходу, позволяющему объединить традиционное обучение с электронными технологиями. Как показал опрос Bersin & Associates, почти половина компаний (49%) собираются в 2009 году внедрить новые комбинированные методы для развития персонала, а оценки аналитиков Cegos еще выше – 55% организаций указали такой подход в качестве главного направления в стратегии обучения (рис. 1).

Интерес к комбинированному обучению вызвал рост популярности курсов, предназначенных для обучения в электронной среде, среди них наибольшим спросом пользуются курсы по различным аспектам информационных технологий и общим вопросам менеджмента. Ведущими производителями библиотек электронных курсов являются сегодня компании Thomson NetG и SkillSoft, библиотеки которых насчитывают 3 тыс. и 5,5 тыс. курсов соответственно. Следует отметить, что новые технологии обучения находят отклик не только у руководителей предприятий, но и у самих сотрудни-ков – комбинированный метод предпочитают 89% респондентов, а электронное обучение – 82%.

Сегодня появляется новое поколение средств электронного обучения – eLearning 2.0, которые объединяют методы eLearning с технологиями Web 2.0 – блогами, «виками» и подкастами. По данным Bersin & Associates, 21% респондентов собираются в 2009 году приступить к реализации eLearning 2.0.

Рынок LMS для корпоративного сектора

Важную роль в области корпоративного обучения играют системы управления образовательным процессом (Learning Management System, LMS), причем, несмотря на рецессию, рынок LMS на подъеме. По оценке Bersin & Associates, в 2008 году в США его объем составил 754 млн долл., а в нынешнем году вырастет на 8,4%. Причина высокой востребованности LMSв том, что без них предприятия не могут эффективно организовать процесс обучения персонала. Так, опрос IDC показал, что 48% респондентов собираются увеличить бюджет на LMS, правда, рост продаж в 2008 году несколько замедлился.

Рынок корпоративных LMS существует более 10 лет, однако все еще остается фрагментированным. Ведущее положение на нем занимают компании Saba и SumTotal, каждая из которых имеет долю выше 10%, а остальная часть приходится на более чем 60 игроков, включая Oracle и SAP. По мнению аналитиков, сейчас в области LMS происходят серьезные изменения, вызванные переменами в подходах к обучению: если раньше эти системы были нацелены на управление традиционным процессом преподавания, то теперь они должны также поддерживать новые методы на основе технологий Web 2.0. Поэтому поставщики LMS вынуждены, с одной стороны, срочно реализовывать дополнительный функционал, а с другой – противостоять натиску разработчиков новых недорогих систем коллективной работы (systems for collaboration), изначально включающих многие функции поддержки неформальных методов обучения.

Кроме того, предприятия стремятся интегрировать технологии LMS с другими средствами управления персоналом и ERP-системами, требуя от поставщиков LMS дополнительных функций управления производительностью труда и преемственностью должностей. Заказчики также стремятся удовлетворить запросы своих сотрудников, желающих, чтобы LMS включали средства социальных сетей и создания порталов.

Хостинг и аутсорсинг

По оценке Bersin & Associates, в США более 80% крупных компаний уже внедрили LMS и теперь обновляют их, поэтому основные надежды на рост рынка связаны с сегментом средних предприятий, поскольку здесь лишь 36% применяют LMS – в 2008 году этот сегмент увеличился на 11%, обогнав по темпу роста рынок LMS в целом, причем в основном подъем происходил за счет аренды (Software as a Service, SaaS) или хостинга LMS-систем. Такой метод вызывает настоящую революцию в ИТ-экономике, позволяя предприятиям значительно снизить затраты. По некоторым оценкам, благодаря аренде ПО компания может за пять лет сэкономить более полумиллиона долларов. И хотя в области SaaS еще имеется ряд проблем, связанных с обеспечением информационной безопасности и интеграции с уже установленными системами, популярность этого метода растет. Так, проведя опрос предприятий, применяющих LMS, организация ASTD выяснила, что пятая часть (21,3%) респондентов делает ставку на аренду, правда, больше половины участников опроса (55%) все еще предпочитает покупку ПО, а небольшая часть (11,7%) – самостоятельную разработку.

Предприятия все шире используют услуги внешних провайдеров, причем не только для аренды LMS, но и для решения других учебных задач. Аналитики объясняют это тем, что многие компании сократили штат своих учебных подразделений – как показал опрос Bersin & Associates, наиболее активно аутсорсинг применяется при преподавании, хостинге и администрировании LMS, поддержке учащихся (learner support) и разработке специализированного контента (рис. 2). Однако предприятия обычно предпочитают заключать не долговременные, а краткосрочные контракты, привлекая провайдеров на отдельные проекты. Единственное исключение составляет хостинг, что подтверждается результатами опроса руководителей подразделений по обучению персонала, проведенного аналитиками IDC, – 42% респондентов применяют хостинг в качестве долговременного решения. Интересно, что многие участники опроса собираются расширить использование внешних услуг, особенно в области хостинга контента и LMS (34%), а также в области разработки контента (30%).

Рис. 2. Применение аутсорсинга в различных направлениях обучения

Планы, прогнозы и рекомендации

По единодушному мнению аналитиков, в ближайшее время предприятиям придется еще туже затянуть пояса, и главной стратегией на будущее станет разумная экономия. Как считают в Bersin & Associates, для области обучения это означает усиление централизации образовательных функций, когда за бюджет, принятие решений и управление обучением на предприятии отвечает одна группа, а все остальные подразделения пользуются ее услугами. Такой подход позволяет уменьшить избыточность персонала, сократить непродуктивные затраты и сосредоточить усилия на продвижении общекорпоративных программ, нацеленных на достижение стратегических целей бизнеса.

Однако даже в условиях сокращения бюджетов на обучение предприятия не собираются полностью отказываться от повышения квалификации персонала, но в новых реалиях им придется делать выбор в пользу стратегически важных учебных программ и направлять ресурсы на решение наиболее острых проблем бизнеса. Как показал опрос более двух тысяч руководителей отделов обучения, проведенный журналом Chief Learning Officer, более половины глав предприятий понимают необходимость повышения квалификации персонала для увеличения конкурентоспособности своих организаций. Кроме того, из-за сокращения штатов оставшиеся сотрудники будут нуждаться в обучении для выполнения дополнительных функций. Однако для удовлетворения требований акционеров компании вынуждены сосредоточиться на достижении краткосрочных целей – быстрого роста рыночной доли и увеличения оборота – и продолжат экономить на развитии персонала.

Поскольку восстановление экономик не обещает быть быстрым, эксперты советуют предприятиям адаптировать стратегии обучения к новым условиям:

  • считать затраты на обучение инвестициями, а не расходами;
  • численно оценивать эффективность всех направлений учебного процесса, управлять портфелем образовательных программ;
  • внедрять технологию виртуального класса и расширять использование методов электронного обучения;
  • заменять часть традиционных программ обучения программами на основе наставничества, готовиться к переходу на новые методы обучения;
  • применять для обучения компьютерное моделирование;
  • поощрять создание на предприятии профессиональных сообществ, использовать вики и блоги, использовать Web-конференции и подкасты для кратких, заранее запланированных курсов обучения;
  • предложить сотрудникам взять на себя часть образовательных расходов.

Денис Ковальчук (kovalchuk@competentum.ru) – директор по развитию компании Competentum (г. Долгопрудный).


«Университетский кластер» в Казанском университете

В рамках программы «Университетский кластер» торжественное открытие кластера состоялось в Казанском государственном университете (КГУ). Программа запущена в сентябре 2008 года компанией НР, Институтом системного программирования РАН и Межведомственным суперкомпьютерным центром РАН при участии национального оператора связи «Синтерра» с целью повышения уровня использования параллельных и распределенных вычислений в образовательной и научно-исследовательской деятельности российских вузов. За год работы программы ее участникми стали
32 российских вуза,12 из них, в том числе КГУ, является ведущим вузом и научно-исследовательским центром республики Татарстан. В рамках программы «Университетский кластер» КГУ планирует реализовать проекты в области теоретической физики, биоинформатики, а также совместные научные исследования с Гидрометцентром России.

Найден новый способ атаки на облачные приложения

Облачные системы наподобие Amazon EC2 или Microsoft Azure обеспечивают компаниям сравнительно недорогой способ получения вычислительных мощностей по мере необходимости. Однако безопасность таких систем требует более полного изучения, считает группа исследователей из Калифорнийского университета и Массачусетского технологического института. Им удалось обнаружить возможность несанкционированного получения некоторой информации от чужих приложений, работающих в той же облачной системе. Авторы провели эксперимент на системе Amazon EC2. Пользователям этого набора облачных сервисов предоставляются виртуальные машины, и они теоретически изолированы друг от друга. Однако программа, работающая в виртуальной машине, может выяснить текущий уровень загрузки физического процессора, измеряя время выполнения определенных последовательностей команд. Это дает информацию об активности других программ, работающих на том же сервере. Кроме того, авторы нашли способ, позволяющий в 40% случаев разместить нужные программы на одном физическом сервере.