I. SOA как элемент бизнес-стратегии

Прошлый год знаменовался переходом SOA из области стратегии в сферу стратегических бизнес-задач. К такому выводу пришли ведущие аналитики и ИТ-специалисты, среди которых Джудит Гурвиц, Джейсон Блумберг из ZapThink, вице-президент IBM Software Стив Миллз и вице-президент Software AG Мико Мацумура. Происходящая с SOA перемена характеризуется отсутствием как географических, так и отраслевых ограничений и не зависит от размеров компаний.

SOA-подход к построению и развертыванию корпоративных приложений перешел сегодня из стадии «хайпа» в стадию «мейнстрима»— отдельные пилотные проекты сменяются не очень быстрыми, но серьезными и достаточно масштабными производственными внедрениями. Но главное, все больше таких проектов имеют целью не узкие задачи интеграции определенных приложений на базе технологии Web-сервисов, а поддержку кросс-функциональных корпоративных бизнес-процессов на основе бизнес-ориентированных прикладных сервисов. Этому способствует развитие технологии Business Process Management (BPM) и ее конвергенция с инструментарием реализации SOA у ведущих поставщиков инфраструктурного ПО— IBM, Oracle, Software AG и SAP.

В прошлом году IBM провела конференцию Impact 2007, полностью посвященную вопросам SOA. Опыт более чем 4,5 тыс. SOA-проектов компании по всему миру дал основания компании выразить уверенность в том, что сервисные технологии, существующие в той или иной инкарнации уже не первое десятилетие, достигли наконец той стадии зрелости, когда бизнес может извлечь из них стратегические преимущества. При этом в IBM предупреждают, что перевод систем с интенсивной обработкой бизнес-транзакций на фундамент SOA создаст новые технологические проблемы для этой архитектуры, решениям которых поставщики соответствующих платформ должны уделить первостепенное внимание в ближайшие два года.

И все же это лишь начальная фаза «победного шествия» SOA в мире бизнеса, и она может существенно усложниться в связи с непростой экономической ситуацией, складывающейся в начале 2008 года в мировой экономике. Ведущий аналитик компании ZapThink Джейсон Блумберг предполагает, что экономические проблемы могут привести к замедлению или даже полному прекращению SOA-проектов. Внедрения, которые уже принесли реальные бизнес-результаты, имеют более высокие шансы на успешное продолжение, чем проекты, в которых компании постоянно борются с теми или иными проблемами. При этом зрелые реализации SOA имеют потенциал помочь компаниям справиться с неустойчивой ситуацией на рынке, поскольку одно из декларируемых преимуществ сервисной архитектуры— гибкость в адаптации к изменениям условий ведения бизнеса.

По мнению Мико Мацумура, в недавнем прошлом вице-президента ведущего разработчика инфраструктуры SOA в компании webMethods, вошедшей в состав Software AG,— потребность в реализации SOA в трудные времена только возрастет. В такие периоды снова возникает необходимость экономно подходить к расходованию ИТ-бюджетов, извлекая максимум из существующих ресурсов, а не затевать новое внедрение для каждой очередной задачи. SOA с ее возможностями «обертывать» в Web-сервисы унаследованные приложения и поддерживать многократное использование компонентов корпоративных систем для реализации различных бизнес-процессов вполне можно рассматривать и как инструмент экономии. Вероятно, SOA-проекты будут акцентированы на тактических проектах, решающие конкретные задачи бизнеса, которые легче обосновывать бизнес-руководителям для получения от них соответствующих бюджетов.

Однако прошлый год выявил ряд важных для SOA технологических областей, требующих интенсивного развития: создание уровня сервисов данных для эффективной интеграции данных наряду с интеграцией приложений; работа с SOA-приложениями в неоднородной среде (SOA management); управление SOA (SOA governance)— задание корпоративных правил определения, развертывания и поддержки сервисов. Появление ITIL v3, ориентированной на управление жизненным циклом сервисов, возможно, станет хорошим организационным подспорьем для реализации различных аспектов управления SOA.

II. Динамические композитные приложения

Проводником преимуществ, которые способна дать сервисная архитектура бизнесу, становятся динамические композитные приложения. Как отмечают аналитики Forrester Research, такие факторы, как глобализация экономики, постоянные изменения рыночных условий, требования соответствия различным нормативам, непостоянство кадрового состава и т.п. уже в ближайший год могут сделать настоящим императивом для бизнеса прикладные решения. Такие решения построены из слабосвязанных сервисов, поддерживают кросс-функциональные бизнес-процессы, объединяют автоматизированные задачи и людей и способны настраиваться на изменения процессов. Реализация динамических бизнес-приложений подразумевает использование технологий SOA, BPM, управление бизнес-правилами, а также применение современных средств совместной работы для эффективного включения пользователей в бизнес-процессы.

Для создания композитных приложений требуется тщательный анализ существующих в компании бизнес-систем и точная идентификация конфигурируемых компонентов, которые можно из них извлечь и собрать в единое решение, реализующее тот или иной бизнес-процесс. Многократное использование, конфигурируемость и сборка компонентов— ключевые элементы композитных приложений— не являются открытием последних лет, но SOA и получившие развитие в связи с этой архитектурой технологии и платформы позволяют перевести их из ряда концептуальных и экспериментальных в область практической реализации. Ведущие игроки рынка SOA предлагают инструментарий и платформы для создания композитных приложений.

Управляемая композиция слабо связанных сервисов в контексте среды совместной работы с использованием новейших Internet-технологий получила название корпоративных приложений-«коллажей», по аналогии с популярными сегодня в Сети »коллажами»— приложениями, позволяющими объединять информационное наполнение из различных источников (в качестве примера таких «коллажей» чаще всего приводится Google Maps). Аналитики компании ZapThink, которая специализируется на аналитических исследованиях в области SOA, считают, что корпоративные «коллажи»– это именно то, для чего, собственно, и нужна предприятию сервисная архитектура.

III. SaaS расширяет горизонты

Переход к композитным приложениям может привести к глобальной смене парадигмы приобретения и оплаты систем для бизнеса. Зачем компании покупать полный комплекс решений от SAP или Oracle, если для эффективной поддержки бизнес-процессов нужны только некоторые их модули? Модель размещаемых прикладных сервисов, или Software-as-a-Service (SaaS), заметно набирает обороты и, по прогнозам многих аналитиков, имеет все шансы стать доминирующей в ближайшие годы. Получение функциональности тех или иных приложений без установки их на собственной площадке, с оплатой по подписке за время фактического использования и объем функционала позволяют заказчикам сократить расходы.

Компания salesforce.com проложила дорогу к модели SaaS для распространения бизнес-приложений, а сегодня, когда с ростом ее популярности для систем CRM стали появляться более комплексные предложения, в игру начинают включаться крупные поставщики ПО. Достаточно упомянуть представленную осенью прошлого года систему SAP Business ByDesign, которую в компании SAP называют первой полноценной реализацией ERP-системы на базе принципов SOA и SaaS. Аналитики IDC полагают, что переход к приобретению приложений по модели SaaS будет характерен, прежде всего, для рынка средних и малых предприятий. В то же время аналитики Forrester считают, что популярность этой модели у SMB-компаний пока преувеличена, и предсказывают, что в 2008 году не более 4% таких фирм станут новыми пользователями размещаемых приложений.

Неоспорим тот факт, что в ближайший год спектр применения SaaS с точки зрения предоставляемой с помощью этой модели функциональности значительно расширится. С таким прогнозом выступили, в частности, аналитики Hurwitz&Association и IDC, и он уже начинает сбываться. На одной из первых международных технологических конференций года, IBM Lotusphere, было сообщено о разработке набора размещаемых программных сервисов Bluehouse, предоставляющих ряд функций поддержки совместной работы, включая обмен контактами и файлами, чат и Web-конференции. Компания EMC в конце января представила свое первое предложение по модели SaaS— размещаемый сервис резервного копирования для рабочих станций и небольших серверов под управлением ОС Windows. Сервис Mozy Enterprise является новой версией сервиса резервирования Mozy, который EMC приобрела у компании Berkeley Data Systems. В конце года компания HP сообщила о предоставлении по модели SaaS своего нового продукта для автоматизации службы поддержки пользователей и оперативных процессов ITSM— Service Manager 7, дополнив уже немаленький список продуктов из своего портфеля решений для оптимизации технологий в интересах бизнеса (BTO), которые реализуются в режиме хостинга. А salesforce.com в начале года анонсировала размещаемый инструментарий разработки бизнес-приложений— Force.com Development-as-a Service.

В IDC считают, что в 2008-м реальными кандидатами на широкое использование модели SaaS являются технологии Web 2.0 для корпоративного применения и BI-системы, а новыми сильными игроками в этой области станут Google и Cisco. Последняя недавно купила ведущего производителя систем Web-конференций WebEx,— компанию, которая занимает второе место по доле рынка SaaS после salesforce.com. После приобретения компании MySQL хорошие шансы для развития предложений SaaS получает и Sun Microsystems.

IV. Всепроникающая виртуализация

Гибкость реализации и доставки приложений— преимущества, обещанные SOA и SaaS— требуют соответствующей гибкости со стороны программно-аппаратной инфраструктуры. Технологии виртуализации предлагаются сегодня для всех ее уровней: соединений ввода/вывода, серверов, сред хранения, настольных систем и приложений.

Пожалуй, наиболее интересно ситуация будет развиваться на рынке гипервизоров виртуализации для серверов стандартной архитектуры. Еще совсем недавно эта технология, фактически отождествлялась с названием компании VMware, однако некоторые анонсы со всей очевидностью демонстрируют, что гегемонии этого производителя пришел конец. Oracle представила свою систему виртуализации на базе гипервизора с открытым кодом Xen; Sun Microsysytems анонсировала программную линейку для виртуализации, которая включает гипервизор xVM Server также на базе Xen, консоль управления xVM Ops Center и будет распространяться по лицензии открытого кода GPLv3. Свою версию системы виртуализации серверов Virtuozzo продвигает компания SWSoft (сейчас— Parallels).

Особое внимание привлекают анонсы компании Microsoft— она намерена включить собственную технологию виртуализации Hyper-V в ОС Windows Server 2008, а также выпустить ее в качестве автономного гипервизора, не требующего наличия на сервере операционной системы, под названием Hyper-V Server. Аналитики AMR Research сравнивают появление встроенного в Windows механизма виртуализации с выпуском Internet Explorer, который распространялся как обязательное бесплатное дополнение к популярной операционной системе, что в конечном итоге привело к полному вытеснению с пользовательских компьютеров весьма успешной разработки Netscape Navigator. Теперь угроза жесткой конкуренции со стороны Microsoft встает перед VMware, и, хотя аналитики не предсказывают этой компании cудьбу Netscape (слишком мощный задел рыночного благополучия у нее уже есть), однако дополнительные трудности для продвижения продуктов VMware выход на этот рынок Microsoft, безусловно, создаст. Конкуренция между этими двумя компаниями возникнет и в еще относительно «нераскрученной» области виртуализации приложений— технологий для централизованного развертывания и обновления пользовательских программных сред в сети без привязки к определенной операционной системе. Microsoft предлагает здесь систему SoftGrid, а VMware недавно сообщила о покупке разработчика ПО виртуализации приложений— компании Thinstall.

Как и в случае с сервисной архитектурой, одной из наиболее острых проблем виртуализации является отсутствие развитых средств управления виртуализированной средой. Ведущие поставщики систем ИТ-управления начинают предлагать соответствующий инструментарий, но это пока разрозненные робкие попытки. В этой связи обнадеживает публикация в конце прошлого года организацией Distributed Management Task Force спецификаций стандарта для процессов и механизмов управления виртуальными серверами.

V. Вычисления в «облаках»

Возможности виртуализации и модели SaaS объединяет и развивает новая идея организации и предоставления ресурсов центров данных— так называемые «вычислительные облака» (cloud computing). По определению известного аналитика Джудит Гурвиц, «вычислительные облака»— это сложная компьютерная инфраструктура, владелец которой предоставляет своим заказчикам разнообразные необходимые им сервисы, включая возможности хранения данных, системы электронной почты, различные приложения и т.д. Такая инфраструктура должна быть тщательно спроектирована, иметь продуманные возможности управления и масштабирования, для того чтобы эффективно реализовывать заявленные возможности. Гурвиц отмечает, что на рынке уже имеется немало предложений такого рода. В ближайшем будущем все компании, специализирующиеся на инфраструктурных программных и аппаратных решениях, выйдут на этот рынок, но определить его лидера в ближайший год вряд ли будет возможным.

Сегодня «вычислительные облака»— это сервисы Elastic Compute Cloud (EC2) и Simple Storage Service (S3) от Amazon.com по предоставлению вычислительных мощностей и емкостей хранения соответственно; совместная инициатива IBM и Google по разработке крупномасштабной среды для обеспечения университетов аппаратными и программными ресурсами и сервисами; хостинг-платформа Force.com от salesforce.com. Google также аноносировала возможности хостинга услуг хранения, а компания IBM— проект Blue Cloud по разработке целого ряда решений для реализации «вычислительных облаков», в том числе по обеспечению безопасности, отказоустойчивости, оптимизации распределения ресурсов и возможностей самоуправления и самовосстановления инфраструктуры.

«Вычислительные облака», вероятно, можно рассматривать как наследников так и не нашедших полноценного воплощения идей корпоративных grid. С их помощью компании будут получать «по требованию» необходимые им ресурсы для реализации самых разных задач. «Вычислительные облака» потенциально могут закрыть потребности в масштабной вычислительной инфраструктуре или предоставить минимальный набор серверных мощностей и емкостей хранения начинающей компании, благодаря чему она сможет вывести на рынок первые продукты, не имея ни одной собственной серверной стойки.

VI. Enterprise 2.0

Технологии Web 2.0— блоги, wiki, RSS, закладки общего пользования и механизмы организации социальных сетей— сегодня стали неотъемлемой частью повседневной жизни каждого активного пользователя Internet, они неизбежно придут и в корпоративную среду. Это движение было начато в прошлом году и должно достичь определенных успехов в нынешнем. Очевидно, что инструменты Web 2.0 в корпоративной интерпретации вносят серьезные изменения в то, как взаимодействуют друг с другом и как получают информацию сотрудники компаний. Использование социальных сетей в качестве инструмента маркетинга, среды набора персонала или средства поддержки связей с поставщиками способно изменить подходы компаний к продвижению своей продукции и развитию бизнеса. Технологии Web 2.0 также могут способствовать эффективной интеграции решений по поддержке структурированных бизнес-процессов со средствами совместной работы пользователей.

Оптимизм в отношении прогресса Enterprise 2.0 аналитикам и обозревателям ИТ-рынка внушает активность в этой области ведущих производителей— IBM, Microsoft, Oracle и SAP. Для производителей систем совместной работы IBM и Microsoft вполне естественно расширение возможностей своих сред Lotus Notes и SharePoint средствами поддержки социальных сетей, создания корпоративных блогов и использования wiki в качестве инструмента разделения знаний и опыта в бизнес-проектах. SAP анонсировала возможности Web 2.0 в качестве новых интерфейсных средств для своих бизнес-приложений и платформы NetWeaver. В Oracle разрабатывают платформу WebCenter, интегрирующую технологии Web 2.0 в среду промежуточного слоя Fusion для поддержки новых методов совместной работы в ходе реализации бизнес-процессов. Свои предложения в области интеграции Web 2.0 и соответствующих корпоративных решений имеют также компании BEA, Cisco, EMC.

Не стоит забывать, что у процесса интеграции Web 2.0 в корпоративную практику есть вполне обоснованные препятствия, связанные как с неразвитостью существующего инструментария и неопределенностью понятий, так и с психологией рядовых сотрудников и руководства. Первые должны привыкнуть использовать технологии и интерфейсы развлекательных домашних приложений в своем рабочем процессе, а вторые— научиться применять менее формализованный стиль делового электронного общения в интересах бизнеса. В IBM, например, подчеркивают, что такого рода системы не надо внедрять— достаточно предложить их пользователям, и они сами наверняка оценят удобство и богатство возможностей по заведению ценных деловых связей и получения ранее недоступной информации, важной для их работы. При этом главная задача ИТ-менеджеров— продуманная политика использования инструментария Web 2.0 таким образом, чтобы более свободные по сравнению с традиционными решениями потоки информации и формы сотрудничества не подвергали риску сохранность и целостность важных корпоративных данных и не нарушали принятых в компании политик информационной безопасности.

Аналитики IDC отмечают еще один возможный недостаток применения этих технологий на службе бизнеса. Вместо ожидаемого овладения «мудростью масс» они могут породить взрывной, абсолютно неуправляемый поток неструктурированный информации— «какофонию толпы». Чтобы справиться с этим, корпоративные Web 2.0 нужно дополнять специальными программными средствами и сервисами, позволяющими выделить нужную суть из обилия данных с помощью аналитики, семантического поиска и других функций. В IDC этот новый инструментарий остроумно обозначили термином «Eureka 2.0». На рынке есть уже немало нишевых компаний, которые занимаются разработкой средств Eureka 2.0. В IDC полагают, что одна или несколько из них смогут проявить себя на ближайших президентских выборах в США, предложив решения для анализа новостей из Internet, информации из различных блогов и порталов с целью отслеживания настроений электората и прогнозов относительно победителя.

VII. «Зеленые» ИТ

Снижение потребления электроэнергии, поиск путей экономии места в центрах данных, забота об окружающей среде как элемент ИТ-стратегии— все это уже не мода, а насущная необходимость для современных ИТ-сред. По данным проведенного IDC в конце прошлого года исследования, свыше 50% участвовавших в опросе компаний учитывают «зеленые» факторы (возможности экономии энергопотребления, экономии пространства, использование современных экологичных материалов и др.) при покупке ИТ-систем, почти 80% считают, что значение этих факторов при принятии решения о приобретении тех или иных технологий возрастает, свыше одной трети имеют в наличии политики, отдающие приоритет поставщикам «зеленых» технологий. В IDC прогнозируют, что в 2008 году выпуск и разработка «зеленых» продуктов станет одним из важных дифференцирующих факторов для производителей на рынке, и ожидают взрывного роста числа различных «зеленых» инициатив. Помимо поставщиков аппаратного обеспечения здесь могут заявить о себе разработчики, способные предложить новые решения управления на базе политик для повышения эффективности систем расходования энергии и охлаждения в центрах данных.