Понимание термина «знание» играет все большую роль, в значительной мере характеризуя сегодня целевую направленность информационных систем (ИС) широкого назначения. Раскрытием смыслового значения этого термина занимались и занимаются философы, педагоги, специалисты по искусственному интеллекту и ряда других профессий, а сегодня, в связи с успехами в интеллектуализации процесса обработки информации, все чаще при создании ИС пристальное внимание уделяется проблемам качества информации, получаемой в результате той или иной обработки. В частности, при оценке достаточности обработки заказчики чаще всего обращают внимание на полученное при этом знание. Предлагаемые книги рассматривают знание с разных точек зрения, хотя общим для них является анализ процесса превращения информации в знания.

Рассматривая знание в виде конкурентного ресурса, авторы первой книги исходят из важности понимания компании не только как потребителя знания, стремящегося работать с его формализованными моделями, но как собирателя и обработчика неформализованных моделей знаний, связаных с техническим аспектом и трудно определяемыми навыками или умением, объединяемым понятием «ноу-хау». С другой стороны, неформализованное знание имеет и очень важный когнитивный аспект — различные умозрительные построения и ощущения, которые создают важные предпосылки неформализованного знания, с помощью которого создается образ реальности и прогнозируется будущее. Поэтому формальные модели знаний находят скорую поддержку со стороны ИТ, а неформализованные нуждаются в хорошей системной опоре, которая, например, проявляется при создании формальных моделей для неформализованного знания, а также следующего за этим его перевода в неформализованное представление и создания в модели собственно знания. При этом И. Нанако и Х. Такеучи рассматривают три основные характеристики создания знания: метафоры и аналогии, прохождение пути от знания индивидуума к знанию организации, неопределенность и избыточность информации.

Теоретическое понимание того, что такое знание, в книге опирается на классические представления двух крайностей — рационального и эмпирического, поэтому, предлагая «японский путь» в духе национальной интеллектуальной традиции, авторы приходят к необходимости теории создания «организационного знания». Важно, что далее в книге рассматривается процесс получения знаний в реальных условиях, для чего предлагается модель управления «из центра-вверх-вниз», когда инициатором являются менеджеры среднего звена, а затем и привлекаются остальные сотрудники компании. Разумеется такой подход требует структурных перемен на предприятии. В книге приведен пример компании Sharp, структура которой названа «совершенной гипертекст-организацией». Ее черты: уровень бизнес-системы — классическая иерархия; уровень проектных команд — система особо важных проектов. В корпорации имеются базы формализованных и неформализованных знаний. Организовано взаимодействие с окружением и имеется Центр созидательного стиля жизни компании. Интересны приведенные в книге соображения авторов о влиянии глобализации на создание организационного знания, а также практические и теоретические выводы.

Данная книга представляет интерес для широкого круга читателей. Несмотря на то, что математические модели и, следовательно, количественные оценки рассмотренных процессов создания знаний в ней отсутствуют, рекомендации авторов можно пытаться применять, по крайней мере в исследовательских целях.

Вторая книга представляет изложение попытки построения управления предприятием на основе знания. В ее основе лежит, надо полагать, большой опыт авторов в области автоматизированных систем управления, для которых весьма высок уровень формализации представляющих их моделей и вполне уместно использование мощного математического аппарата. Однако, столь высокий уровень формализации представления знаний мало чем подкреплен, о чем в первую очередь говорит отсутствие содержательных примеров. Далее при обсуждении понятия управления знанием упускается важный момент — управлять можно лишь системой, тогда как по утверждению авторов: «Знания субъекта являются определенной характеристикой его состояния».Нельзя эффективно управлять компанией, не имея информации обо всех ее состояниях.

У данной книги, не смотря на ее сравнительно малый объем, есть и достоинство — большая библиография, которая будет полезна многим читателям, из числа желающих докопаться до истины.

И. Нонака, Х. Такеучи. «Компания-создатель знания». М.: «Олимп-Бизнес», 2003. - 384 с.: ил.

А. В. Вебер, А. Д. Данилов, С. И. Шифрин. Knowledge-технологии в консалтинге и управлении предприятием. СПб.: Наука и Техника, 2003. - 176 с.: ил.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями