Европейская комиссия определяет eLearning как «использование новых технологий мультимедиа и Internet для повышения качества обучения за счет улучшения доступа к ресурсам и сервисам, а также удаленного обмена знаниями и совместной работы». Проще говоря, под eLearning подразумевается учебный процесс, в котором используются интерактивные электронные средства доставки информации, включая компакт-диски, корпоративные сети и Internet.

Причины интереса к eLearning понятны. Ключевое значение для конкурентоспособности предприятий приобретают не технологии, а интеллектуальный капитал — знания и опыт сотрудников. Но при этом стремительное развитие технологий и методов ведения бизнеса требует постоянного обновления знаний. Актуальной становится концепция непрерывного обучения, однако воплотить ее в жизнь в условиях большой загруженности сотрудников и необходимости экономически обосновывать затраты на повышение их квалификации непросто. eLearning позволяет находить для обучения удобное окно в рабочем графике, экономить на транспортных расходах, охватывать учебными программами множество пользователей, создавать корпоративную среду накопления и совершенствования знаний, обеспечивать комфортный, персонализированный стиль обучения. Немало возможностей открывает применение электронных средств обучения и в традиционной академической образовательной среде. Апологеты eLearning утверждают даже, что только электронное обучение позволит сформировать общество нового типа, экономика которого будет основана на знаниях. Есть, впрочем, и более пессимистичные оценки, в соответствии с которыми eLearning — не более чем удобный инструмент, ничего не меняющий в методах педагогики, неспособный внести революционных изменений в образовательный процесс как таковой.

Не претендуя на полноту, попытаемся определить основные компоненты электронного обучения и обратимся к интересным примерам реализации eLearning.

Немного истории

Истоки современного электронного обучения [1] можно найти в появившихся в начале 90-х технологиях компьютерных тренингов (computer-based training, CBT). Курсы на CD-ROM предназначались для автономного использования или, в редких случаях, в локальной сети клиент-серверной архитектуры. Первое поколение продуктов этого типа представляло собой не готовые учебные программы, а средства создания мультимедийных курсов, из которых квалифицированные программисты или специальные разработчики учебного контента могли сконструировать пригодную для использования систему. Результатом, как правило, был продуманный с методической точки зрения качественный тренинг с разнообразными интерактивными возможностями. Однако это требовало больших затрат времени и средств, практически исключалась возможность модификации полученного тренинга в дальнейшем, поэтому довольно быстро эту технологию потеснили готовые компьютерные тренинги, тематика которых была связана преимущественно с различными аспектами ИТ: новый тип обучения с использованием компьютера легче всего принимался именно в мире компьютеров. Ограниченное распространение CBT-программ, связанных с бизнесом или предназначенных для повышения профессиональной квалификации специалистов на вертикальных рынках, объяснялось рядом причин, в частности, необходимостью серьезной настройки содержания курсов не только под конкретную индустрию, но и под определенную компанию; разработчикам готовых электронных тренингов это было невыгодно.

Активное использование предприятиями большого числа компьютерных курсов и реализация масштабных корпоративных проектов по переводу обучения в электронную форму поставили вопрос об управлении процессом такого обучения. Без централизованного контроля над учащимися экономически обосновать расходы на компьютерные тренинги было невозможно. Так в конце 90-х возникли системы категории Learning Management System (LMS), включающие средства не только для организации и контроля использования компьютерных тренингов, но и для администрирования учебного процесса в целом, в том числе, его традиционных форм. Стремление к тому, чтобы тренинги от разных производителей, в том числе и курсы, разработанные заказчиками самостоятельно, были совместимы с разными LMS-платформами, стимулировало работы по стандартизации.

Сам термин eLearning появился в 1999 году, когда распространение технологий Internet привело к вытеснению компьютерных курсов на CD-ROM тренингами на базе Web. Ими было гораздо легче и дешевле охватить персонал территориально-распределенных организаций любого масштаба. Проще и эффективнее оказалась и организация централизованного управления учебным процессом. Сеть открывала путь к созданию консолидированной виртуальной среды, объединяющей слушателей, преподавателей и менеджеров. Однако реализация курсов на Web-сервере во многом уступала по качеству и богатству возможностей программам обучения с использованием CD-ROM.

Смена тысячелетий сопровождалась Internet-бумом и ростом популярности учебных порталов, предоставлявших доступ к учебному контенту. Управление данными для реализации таких порталов базировалось на функциональности LMS, благодаря чему укреплялась репутация этой категории систем как необходимого компонента eLearning. Кризис Internet-индустрии привел к краху многих поставщиков портальных технологий для электронного обучения, которые делали ставку на количество, а не на качество и эффективную специализацию курсов. Выжили те, кто смог предложить более сфокусированные на определенной тематике тренинги с хотя бы минимальными возможностями их адаптации под нужды заказчика. Наряду с использованием готовых библиотек электронных курсов начали развиваться новые подходы к реализации eLearning, которые делали ставку на самостоятельную разработку учебных программ под задачи компании и их развертывание на базе платформ LMS.

Помимо электронных библиотек курсов, средств разработки учебного контента и систем управления учебным процессом, развиваются новые технологии для eLearning, в том числе виртуальные классные комнаты, которые обеспечивают взаимодействие преподавателя и учащихся в реальном времени, системы управления учебным контентом на основе концепции учебных объектов, средства совместной работы, средства потоковой передачи мультимедиа и игровые технологии, позволяющие оживить процесс обучения в электронной среде.

Содержание обучения

Качественная сетевая инфраструктура, современные аппаратно-программные платформы, соответствующее задачам организации содержание учебных курсов и система управления учебным процессом — вот базовые компоненты для реализации электронного обучения. Оставим за скобками методики преподавания в режиме он-лайн, мотивацию к самостоятельному обучению и другие психологические и социальные проблемы — их решения требует любой проект в сфере eLearning, однако каждый из них заслуживает отдельного обсуждения. Остановимся на учебном контенте и на инструментарии LMS.

Выбор курсов для обучения в электронной среде — ключевой фактор успеха. От курсов требуется не только нужное содержание учебной программы, но и гарантии результативности обучения. Наиболее востребованными в электронном обучении оказываются такие направления, как ИТ и общие вопросы менеджмента, поэтому их поддержка в готовых библиотеках электронных курсов имеет большое значение. За последние полтора года на отечественный рынок вышли два ведущих западных производителя подобных библиотек — компании Thomson NetG и SkillSoft.

Обе компании успешно пережили все трансформации рынка электронного обучения последнего десятилетия и, пройдя несколько этапов слияний и поглощений, стали лидерами в области учебного контента. Предлагая во многом сходный спектр курсов, они соревнуются в масштабах своих библиотек и эффективности подачи материала. Обе компании реализуют два основных направления готового учебного контента — курсы для ИТ-специалистов и бизнес-курсы. Thomson NetG, кроме того, предлагает линейку курсов для электронного обучения конечных пользователей. Библиотека Thomson NetG включает в себя свыше 3 тыс., а библиотека SkillSoft — более 5,5 тыс. электронных курсов.

Один из элементов качества интерактивного курса — решение задачи мотивации студента. Интерес к изучению материала повышается, если этот материал не будет знакомым и простым в усвоении. На этом методическом принципе базируется организация курсов библиотеки Thomson NetG: до начала обучения слушатель сдает тест, в зависимости от результата которого будет выстроена личная программа обучения, исключающая уже известные слушателю пункты и концентрирующая внимание на малознакомых ему вопросах. Можно организовать цикл прохождения одного и того же курса по модели «оценка знаний — обучение — оценка знаний — скорректированный курс — оценка ...», повторяя его, пока знания не будут полностью усвоены. Все это реализуется благодаря поддержке в курсах Thomson NetG возможностей инкапсуляции предварительного и завершающего тестирования в обучающие модули, из которых строятся курсы, система тестирования прогресса слушателя, система визуализации структуры курса для прохождения обучения в наиболее удобной последовательности, система точечного обучения для отсеивания уже знакомого материала. В библиотеке Thomson NetG есть также специальная поисковая система учебных тем, которая позволяет быстро найти нужный курс.

В структуру электронных курсов SkillSoft заложена возможность контроля всех действий и результатов слушателя. Это позволяет любому ответственному лицу (администратор системы eLearning, менеджер по персоналу, руководитель подразделения, преподаватель и т.д.) следить за тем, как учатся его подопечные, делая выводы не только об их знаниях и компетентности, но и об усидчивости, целеустремленности, ответственности. Для этого предоставляется следующая информация:

  • время, затраченное на прохождение данного курса в целом;
  • число посещений курса пользователем, время первого и последнего посещения;
  • оценка предварительных знаний по курсу и по всем его разделам на основании результатов предварительного теста, который проходится только один раз;
  • оценка знаний на усвоение пройденного материала на базе результатов мастер-теста, который может сдаваться неограниченное число раз, при этом фиксируются самый высокий и последний результаты;
  • статус прохождения каждого раздела или страницы курса (с помощью специальных символов обозначается, прослушан ли материал в данном уроке целиком, усвоен ли этот материал, прослушали наполовину, или слушатель вообще не касался изучения материала в данной части курса).

Курсы обеих компаний активно используют различные приемы интерактивности обучения, постоянного сосредоточения внимания слушателя на учебном процессе, лучшего усвоения теории с помощью примеров из практики, ролевых игр, выполнения заданий, моделирования ситуаций и т.д. Это позволяет слушателям приобретать не только знания по теме курса, но и вырабатывать необходимые навыки и умения. Особенно выделяются в этом отношении курсы компании SkillSoft, которая, как следует из ее названия, делает акцент на практическом компоненте обучения. Так, в библиотеке SkillSoft практически каждый раздел курса сопровождается специальным блоком с ролевыми играми и различными имитациями для закрепления материала по разделу.

Рис. 1. В вводном курсе библиотеки Thomson NetG практически на всех страницах курса проводится мини-тест для проверки знаний

Thomson NetG (рис. 1) и SkillSoft (рис. 2) предоставляют обучение продуктам ведущих ИТ-компаний (Microsoft, Oracle, Cisco Systems, IBM, Novell и др.) и курсы по наиболее востребованным технологическим направлениям (разработка программного обеспечения, операционные системы и серверные технологии, Internet и сетевые технологии, СУБД, Web-дизайн). Непосредственное сотрудничество с ключевыми игроками компьютерного рынка позволяет обеим компаниям гарантировать актуальность контента своих ИТ-курсов, а также предлагать комплексные программы для подготовки к сертификации производителей.

Рис. 2. В курсах SkillSoft теоретическое изложение чередуется с закреплением материала в имуляционном режиме: симуляция работы календаря в Lotus Notes

Курсы бизнес-направления охватывают вопросы продаж и маркетинга, финансов, менеджмента и лидерства, стратегии бизнеса, управления проектами, оценки эффективности проектов и профессиональной эффективности и др. К примеру, содержание бизнес-курсов SkillSoft утверждено ведущей организацией по управлению проектами Project Management Institute (PMI). SkillSoft — зарегистрированный член Всемирной программы поставщиков услуг обучения управлению проектами и строит свои курсы на стандарте PMBoK.

При всем богатстве содержания библиотек электронных курсов Thomson NetG и SkillSoft, их использование российскими слушателями неизбежно оказывается ограниченным из-за языковых проблем, поэтому первоочередной задачей партнеров этих компаний является локализация курсов, которая сводится не только к переводу, но и, в случае бизнес-курсов, требует определенной адаптации к реалиям отечественной бизнес-среды. Локализацией курсов Thomson NetG занимаются в трех московских учебных центрах — «Академии АйТи», Redcenter и RRC, а курсов SkillSoft — в компании «Новый Диск». Партнеры Thomson NetG приняли решение на начальном этапе сконцентрироваться на переводе на русский язык ИТ-курсов и программы по управлению проектами. Между тем, в «Новом Диске» считают, что англоязычная терминология не является серьезным препятствием для отечественной ИТ-аудитории, но может серьезно усложнить освоение бизнес-курсов; поэтому основные усилия по локализации электронных курсов SkillSoft здесь направили именно на бизнес-направление, стремясь привлечь к этой работе ведущих российских инструкторов по соответствующим направлениям.

Управление обучением

Электронное обучение, как и любой учебный процесс, помимо содержательной части обязательно включает организационный компонент. Элементы управления процессом прохождения курсов присутствуют в развитых электронных библиотеках, но для реализации большой системы eLearning этой функциональности будет недостаточно. Понадобится автоматизация таких задач, как предоставление учебного контента нужным людям в нужное время, контроль использования учебных ресурсов, администрирование отдельных слушателей и групп, организация взаимодействия с преподавателем, отчетность и т.д. Эти функции реализуют системы управления обучением LMS (в русскоязычной терминологии используется аббревиатура СДО — «система дистанционного обучения»), которые представляют собой платформу для развертывания eLearning, но в ряде случаев могут использоваться и для администрирования традиционного учебного процесса.

Система LMS, в идеале, должна предоставлять каждому студенту персональные возможности для наиболее эффективного изучения материала, а менеджеру учебного процесса — необходимые инструменты для формирования учебных программ, контроля их прохождения, составления отчетов о результативности обучения, организации коммуникаций между студентами и преподавателями. Студент получает от LMS возможности доступа к учебному порталу, который является отправной точкой для доставки всего учебного контента, выбора подходящих учебных треков на основе предварительного и промежуточных тестирований, использования дополнительных материалов с помощью специальных ссылок.

Административные функции LMS охватывают несколько базовых областей. Управление студентами включает в себя задачи регистрации и контроля доступа пользователей к системе и к учебному контенту, организацию слушателей в группы для предоставления им общих курсов и составления отчетности, управление аудиторными и преподавательскими ресурсами. LMS отвечает также за интеграцию дополнительных элементов учебного процесса (практические занятия, лабораторные работы, тесты, средства совместной работы, ссылки на внешние материалы и др.).

Кроме того, LMS отвечает за распределение и использование учебного контента. В числе таких задач — организация удобных для поиска каталогов курсов, выделение групп курсов для обязательного изучения и изучения «по желанию», разработка индивидуальных учебных треков (например, на базе заданных функциональных ролей слушателей), другие механизмы целевого предоставления учебного контента, поддержка синхронных и асинхронных режимов взаимодействия с преподавателем. Важнейшим элементом LMS является отчетность по учебному процессу, которая позволяет, в частности, делать выводы об эффективности вложений в электронное обучение. В LMS должны быть механизмы контроля и составления отчетов о том, насколько успешно продвигается слушатель (или группа) в изучении определенных тем, соответствует ли повышение уровня профессиональной квалификации в результате обучения заданным в начале обучения целям, насколько полученные знания находят применение в практической работе и влияют на ее результативность.

LMS обеспечивает и механизмы защиты, необходимые для сетевой среды eLearning, а также, в случае масштабных учебных проектов, поддерживает интеграцию с системами планирования ресурсов предприятия и управления персоналом.

LMS, являясь решением для управления учебным процессом, поддерживает, как минимум, использование электронных курсов из различных источников; наиболее развитые системы предлагают специальные модули для разработки собственного учебного контента. Для того чтобы LMS-платформы имели возможность «проигрывать» разные готовые курсы, созданы стандарты интероперабельности. Так, Airline Industry CBT Committee описывает взаимодействие компьютерных тренингов с системами управления и служит основой для развития аналогичных стандартов интероперабельности для Web-курсов. Широко известны стандарты ISM для платформ обучения, а также Sharable Content Object Reference Model (SCORM) — совокупность технических спецификаций для создания учебного Web-контента, разработанных в рамках программы Advanced Distributed Learning Министерства обороны США.

Последние два года развивается новый класс систем, реализующих управление учебным контентом (Learning Content Management System, LCMS). В отличие от LMS, подобные системы концентрируются на задачах управления содержанием учебных программ, а не процессом обучения, и ориентированы не на менеджеров и студентов, а на разработчиков контента, специалистов по методологической компоновке курсов и руководителей проектов обучения. В основе LCMS лежит концепция представления содержания обучения как совокупности многократно используемых учебных объектов со своей целевой аудиторией и определенным контекстом использования. Как отмечают аналитики, границу между двумя классами систем со столь похожими названиями провести все труднее: большинство производителей систем LCMS включают в них функциональность общего управления обучением, а ведущие решения категории LMS теперь реализуют и возможности управления учебным контентом [2].

Рынок LMS пока еще достаточно фрагментирован, что свидетельствует о его незрелости, однако он быстро развивается; системы этого класса становятся все более востребованными и рассматриваются не просто как необходимая инфраструктура для eLearning, но — по крайней мере, западными компаниями — и как часть общей корпоративной ИТ-инфраструктуры. Подтверждением тому является интерес, который проявляют к решениям по управлению обучением производители систем общего управления, в том числе, компании SAP (SAP Learning Solution), Oracle (iLearning), PeopleSoft (Enterprise Learning Management). Традиционными лидерами западного рынка LMS являются решения компаний Saba Software, Docent, WBT Systems, Click2Learn, IBM. Свои предложения есть и на отечественном рынке, среди них — система дистанционного тренинга Redclass (совместная разработка компании Redlab и учебного центра Redcenter) «Прометей» производства НИЦ АСКБ, eLearning компании «ГиперМетод», распространяемая в открытых кодах система NauLearning от компании Naumen и др.

По оценкам META Group, важнейшей тенденцией для eLearning в ближайшие годы станет интеграция технологий управления обучением в общую корпоративную ИТ-платформу, объединяющую системы управления контентом, знаниями, персоналом, средства совместной работы, решения для порталов [3]. Логическим следствием этого станет реализация концепции обучения, внедренного в рабочий процесс. Эта концепция подразумевает, в частности, что задачи обучения сотрудника непосредственным образом увязываются с его функциями в компании — материалы учебных курсов предоставляются в нужный момент и в объемах, необходимых для успешного выполнения этих функций.

Рис. 3. Структура eLearning в версии IBM

Наиболее близки к реализации этих идей в IBM (рис. 3). Очередная версия системы Lotus Workplace Collaborative Learning интегрирована со всеми компонентами семейства клиентских приложений Lotus Workplace. В Lotus Workplace объединены возможности портала, внутрикорпоративный документооборот, средства совместной работы в интерактивном режиме, включая мгновенный обмен сообщениями, и поддержка механизмов потока заданий. Интеграция этих функций со средствами LMS позволяет настроить управление учебным процессом таким образом, чтобы для каждого этапа определенного бизнес-процесса его участники получали необходимые учебные ресурсы на своем рабочем месте. В концепции внедренного обучения инструментарий организации обучения и доступ к учебным ресурсам предоставляются как интегральная часть клиентского приложения.

Электронный университет

Говоря об eLearning, чаще подразумевают корпоративные программы повышения квалификации персонала. Действительно, в данном случае преимущества переноса учебных программ в сетевую среду наиболее очевидны. Во-первых, такая среда присутствует априори. Во-вторых, именно для работающих людей обучение «без отрыва от производства» может оказаться наиболее привлекательным и результативным. В продуманной системе корпоративного электронного обучения имеется возможность увязать задачи развития предприятия с целями обучения и выстроить долгосрочную программу совершенствования квалификации сотрудников, одновременно создав систему накопления корпоративных знаний и компетенций в электронном виде. Наконец, eLearning помогает организовать массовое обучение сотрудников территориально-распределенных организаций.

Но, конечно, вузовское образование не остается в стороне от технологических усовершенствований, и здесь тоже есть своя очевидная ниша для eLearning — заочное обучение. Однако возможности реализации различных курсов академической системы образования в сетевой среде уже выходят за его рамки. Правда, виртуальные университеты, где весь образовательный процесс переносится в Сеть, а студенты учатся, где и когда им удобно, имея доступ к учебным ресурсам и консультациям профессоров со всего мира, — это пока утопия. Впрочем, есть и в нашей стране убедительные примеры удачного внедрения методов eLearning на этапе академической подготовки молодых специалистов.

Флагманом движения российских вузов к электронному обучению является Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). В вузе практикуется смешанная форма обучения с постепенным увеличением доли электронного обучения. На каждом факультете МЭСИ выбираются учебные программы, преподаватели по которым готовы перейти в режим электронного взаимодействия со своими студентами. Практически каждая группа студентов вуза попадает хотя бы на один курс, в котором лекции и семинары проводятся в интерактивном режиме: студент самостоятельно изучает лекционный материал, выполняет лабораторные работы, сдает тесты, общается в дискуссионных форумах и чатах с сокурсниками и преподавателем. Переводом традиционных учебных курсов в электронную форму занимается специальное подразделение — Центр проектирования контента (ЦПК). Курс разбивается на темы, включающие в себя рекомендации по обучению, собственно учебное пособие, краткое содержание по теме, практикум, тест и общую презентацию.

В МЭСИ сознательно отказались от использования простых систем конструирования контента, которыми могли воспользоваться сами преподаватели, а пошли по пути более дорогой и сложной, но гарантирующей качество специализированной разработки электронных курсов. Инструментарий сертифицирован на соответствие спецификациям SCORM, что позволит безболезненно переносить курсы из одной системы управления обучения в другую. (В МЭСИ принято решение перейти с отечественной системы «Прометей» на более мощную и масштабируемую систему Learn eXact итальянской компании Giunti Interactive Labs, что диктуется необходимостью поддерживать в электронном режиме обучение 200 тыс. студентов, распределенных по разным филиалам вуза.)

Проведение семинарских занятий в режиме онлайн имеет, по словам Елены Тихомировой, одного из руководителей ЦПК, ряд преимуществ перед занятиями в традиционных классах. Сидя перед экраном компьютера, студент всегда имеет возможность высказаться, независимо от психологических особенностей своего поведения. В электронной «аудитории» несколько самых активных студентов не смогут исключить из процесса всех остальных, как это часто бывает на обычных занятиях. Ни один из участников обсуждения не выйдет из «поля зрения» преподавателя. Кроме того, дискуссию в режиме eLearning можно распределить во времени, что дает возможность студенту сформулировать с помощью внешних источников весомые аргументы для ответа или найти тему для интересного вопроса. Студенты МЭСИ имеют возможность пользоваться электронной библиотекой вуза, резервировать книги в традиционной библиотеке с помощью электронного каталога, осуществлять доступ к различным внешним ресурсам в России и за рубежом, включая электронную библиотеку Конгресса США. Ссылки на материалы из всех этих источников могут размещаться непосредственно в электронном учебном курсе.

Помимо специально разработанных электронных курсов в учебном процессе по модели eLearning в МЭСИ используются сетевые трансляции наиболее интересных семинаров и конференций.

По существу, eLearning в вузе меняет фокус учебного процесса, помещая в его центр студента, а не преподавателя. Конечно, от студентов требуются определенные усилия, чтобы научиться использовать Internet не как инструмент для общения и развлечения, а как инфраструктуру для приобретения знаний, поэтому в МЭСИ целый семестр отводится для подготовки студентов к электронному обучению.

Еще больше усилий требуется для того, чтобы преодолеть инерцию преподавателей. В МЭСИ практикуется специальный курс для преподавателей по работе в системе электронного обучения, финансовое поощрение за подготовку электронных учебников и презентаций по курсам, всесторонняя помощь со стороны ЦПК в подготовке учебных материалов и проведении занятий в режиме eLearning.

В будущем учебном году в МЭСИ планируется провести первый набор студентов на обучение полностью в электронном режиме — в режиме онлайн будет проходить не только подготовка по определенным специальностям, но и зачисление в вуз, а также все сессии. Эксперимент рассчитан в первую очередь на людей с ограниченными физическими возможностями, на тех абитуриентов, которые хотят учиться в московском вузе, но не имеют возможности жить в столице, а также на всех молодых людей, которых может заинтересовать такая форма обучения. МЭСИ, по сути, вводит экстернат на новой технологической базе для тех, кто хочет самостоятельно планировать свой учебный процесс, совмещать обучение с работой, быстрее и эффективнее овладевать стандартной учебной программой (рис. 4).

Рис. 4. Электронные курсы в МЭСИ структурированы для максимально удобного и эффективного освоения материала на компьютере

ИНТУИТивное образование

МЭСИ совместно с рядом вузов в России и за рубежом, также активно практикующих внедрение eLearning в учебный процесс, создали консорциум «Электронный университет». В рамках этой инициативы вузы договариваются о возможности доступа к своим электронным ресурсам. Но, в целом, учебный контент МЭСИ и его электронные библиотеки закрыты для внешнего мира. Есть, однако, в Internet уникальный проект, дающий возможность любому желающему приобрести или усовершенствовать свои знания в области ИТ.

Одной из главных побудительных причин создания Интернет-Университета Информационных Технологий (ИНТУИТ), по словам его ректора Анатолия Шкреда, было понимание ограничений современного состояния академического ИТ-образования в России. Отечественная система подготовки специалистов в этой области остается практически без изменений уже на протяжении десятилетий, слабо реагируя и на стремительное развитие самой отрасли, и на процессы, происходящие в сфере ИТ-образования в мире. Усилия мирового сообщества по созданию единых стандартов для программ обучения по компьютерным наукам (Computer Curricula) и унификации подходов к оценке уровня выпускников (Career Space) в отечественной системе высшего образования в целом пока адекватного отражения не находят — предпринимаются лишь отдельные шаги по реализации этих стандартов в наиболее передовых вузах. Большой проблемой становится разрыв между уровнем знаний и компетенций выпускников и требованиями работодателей — компаний ИТ-индустрии.

В ИНТУИТ делается попытка исправить ситуацию, предоставив возможность изучать в Сети курсы, отвечающие современным стандартам ИТ-образования. Как поясняет Шкред, ИНТУИТ призван продемонстрировать, что в Internet есть возможность свободно получать регулярные знания на уровне фундаментальной подготовки элитных ИТ-специалистов. На сайте intuit.ru в открытом доступе собирается серия стандартных по структуре и оформлению курсов по совокупности ИТ-дисциплин, которые одновременно издаются и в виде традиционных учебников. И курсы, и книги проходят сертификацию учебно-методических советов Министерства образования и рекомендуются к изучению на соответствующих специальностях. Отдельные преподаватели или вузы в целом могут использовать эти материалы и как дополнительные к существующим программам, и как основу для запуска новых дисциплин.

ИНТУИТ — одновременно и открытая библиотека курсов, и несложная система дистанционного самообразования для всех желающих. «Студент» ИНТУИТ изучает лекции курса непосредственно на сайте или читая книгу. В режиме онлайн переход от лекции к лекции сопровождается сдачей тестов. Вся работа ведется слушателем полностью самостоятельно, интерактивные семинарские занятия пока не практикуются. Курсы организованы по кафедрам, которые соответствуют направлениям, определенным в Computer Curricula.

К созданию курсов в ИНТУИТ привлекают ведущих специалистов из вузов, академических организаций и компаний по всей России. Проект преследует и еще одну цель — сохранить уникальные знания и опыт, носителями которых являются некоторые отечественные преподаватели.

Сегодня ИНТУИТ ведет накопление своего учебного контента — обширной библиотеки курсов в электронной и печатной форме. Уже опубликовано и размещено в Сети 22 курса, более 40 находятся в процессе подготовки. О том, что популярность проекта растет, свидетельствуют следующие показатели: на сайте зарегистрировалось уже свыше 40 тыс. человек; еженедельно его посещает до тысячи новых потенциальных слушателей. Для многих Internet-университет играет роль справочника по ИТ: по данным ИНТУИТ, только около 10% зарегистрировавшихся закончили хотя бы один курс, около 40% находятся в процессе обучения. Но значительная часть «слушателей» пока выпадает из поля зрения электронного вуза, поскольку предпочитают скачивать курсы и изучать их локально.

Второй этап проекта ИНТУИТ, как предполагается, будет связан с выстраиванием партнерских отношений с традиционными вузами. Так, на факультете информационных технологий НГУ нынешней осенью сформирована группа заочников, которые пройдут годовую программу дополнительного образования по разработке программного обеспечения в режиме Internet-обучения. Программа сформирована на основе курсов ИНТУИТ, студенты смогут изучать их в электронной форме или с помощью традиционного учебника и регулярно обсуждать возникающие вопросы с преподавателем в форуме. В очной форме проводится только защита курсовых работ и сдача экзаменов. Итогом программы станет получение государственного диплома НГУ о профессиональной переподготовке. Аналогичные проекты ИНТУИТ планирует реализовать совместно с вузами Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Казани, Санкт-Петербурга и Москвы. Таким образом, популяризация систематического ИТ-образования постепенно должна перейти в практическую реализацию такого образования в канонической форме, предполагающей получение государственного диплома. В перспективе ИНТУИТ рассчитывает получить собственную государственную аккредитацию.

Курсы ИНТУИТ могут оказать влияние на традиционную практику преподавания ИТ-дисциплин в вузах. Преподаватели, ведущие занятия по его материалам, получают возможность отказаться от привычных лекций, предложив студентам изучать их самостоятельно через Internet. Предусмотренное в курсах тестирование позволяет проконтролировать прохождение материала. И на очных встречах со студентами преподаватель получит подготовленную аудиторию, с которой сможет на равных обсуждать тонкости предмета. Такой подход может оказаться более эффективным для усвоения материала, чем монолог преподавателя с лекционной кафедры. Правда это будет не «студенто-центричная» модель, которую проповедуют идеологи eLearning, а, скорее, «информационный диполь», в котором преподаватель и студент воздействуют друг на друга.

Многоликое электронное обучение

Масштабные корпоративные внедрения систем LMS для обучения тысяч сотрудников, установка отдельных курсов на ПК, пронизанный информационными технологиями учебный процесс передового столичного вуза и самостоятельное изучение лекций из библиотеки электронных курсов в Internet — все это примеры перевода образовательного процесса в электронную среду. У eLearning есть свои проповедники и свои критики. Первые говорят о несомненных выгодах электронного обучения, не забывая, правда, упомянуть, что они проявятся только в случае правильного формулирования целей и оценки возможных масштабов такого обучения и всегда связаны со значительными начальными инвестициями. Вторые напоминают, что очень большой процент тех, кто начинает учиться в дистанционном режиме, этого обучения не заканчивает. Кроме того, несмотря на использование современных технологий, многие электронные курсы недалеко ушли от обычного чтения текста с экрана, плохо продуманы методически, а потому скучны и не стимулируют мыслительную активность студента.

В России идеи eLearning движутся сегодня к пику своей популярности, что определяется осознанной потребностью в эффективном применении электронных средств в учебном процессе. Перспективы eLearning — в индивидуализированном подходе к обучению, в возможности использовать в обучении все богатство интеллектуальных ресурсов Сети, в общении с ведущими экспертами по всему миру, в кооперации и, наконец, в максимальном приближении процесса повышения квалификации к рабочему месту специалиста.

Литература

  1. J. Cross, I. Hamilton, The DNA of eLearning. Internet Time Group, 2002.

  2. Learning Management Systems and Learning Content Management Systems demystified.

  3. Content & Collaboration Strategies 2004/05 META Trends. META Group, January 2004.

 

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями