Что такое Internet? Это все, что нас окружает, и точнее уже не скажешь — Web-сервисы и «грид» стали самыми популярными темами в научных, компьютерных и даже деловых кругах. Мы оказались свидетелями трансформации традиционных монолитных компаний, которые выполняли все свои бизнес-операции в одном здании, в корпорации с распределенными «в пространстве» подразделениями, соединенными через Сеть. А постоянная череда слияний, приобретений и расширений партнерских связей вкупе с динамикой экономики заставляют бизнес наращивать темпы инвестиций в решения, призванные устранить вопиющий разрыв между возможностями ИТ и способностью бизнеса их утилизировать. Однако борьба со сложными и негибкими аппаратно-программными группировками иногда ставит под сомнение эффективность таких инвестиций.

Создание технологий Web-сервисов, сервис-ориентированной архитектуры, средств моделирования бизнес-процессов и соответствующих стандартов оказалось весьма кстати для попыток решить задачу предоставления бизнесу информации по принципу «здесь и сейчас». Но такие технологии пока имеют зыбкую идеологию и плохо проработанную систему понятий, а практика их реального применения (точнее, ее отсутствие) не позволяет говорить о каком-либо прорыве. Мало того, как отмечают авторы этого выпуска журнала, посвященного решениям для интеграции бизнеса и ИТ, строгость былого компьютинга уходит в небытие, и нынешнюю ситуацию так и тянет назвать «смутным временем». Между тем степень реактивности ИТ на изменения в бизнесе стала решающей для успеха оного, а сегодняшняя неспособность ИТ к адаптации скоро вообще может оказаться для него фатальной.

В этом номере мы представляем точки зрения ведущих игроков ИТ-рынка на процессы конвергенции новых концепций с бизнес-процессами, но полезно помнить, что не так страшны идеи, как навязчивые попытки их реализации. Если сегодня какая-то спецификация продвигается как панацея только одним поставщиком, то завтра может оказаться, что о ней будут помнить лишь знатоки ИТ-истории. Любое изменение отлаженного бизнес-процесса зачастую обходится слишком дорого (например, простая задача отмены заказа влечет за собой коррекцию работы множества систем). Организациям нужны сквозные инфраструктуры управления приложениями, системами и сетями, которые придадут гибкость управлению бизнес-процессами, в том числе их отдельными шагами. Устойчивая инфраструктура управления должна обеспечивать контроль за информационной средой, возможности ее адаптации и оптимизации в режиме реального времени.

Да, лучший путь — всегда сквозной. Это и пытается «доказать» технология Web-сервисов, призванная обеспечить стандартизованные механизмы для организации сквозного управления электронными коммуникациями между клиентами, поставщиками и партнерами. Однако традиционные методы создания бизнес-процессов не предназначены для работы с такими сервисами вне рамок отдельной организации, а их недостаточная гибкость не позволяет решить технические вопросы, связанные с интерфейсами Web-сервисов.

Чтобы облегчить описание бизнес-процессов в терминах Web-сервисов, сообщество OASIS при непосредственном участии ведущих производителей предложило язык BPEL, но количество вопросов не уменьшилось. Что надо для реализации BPEL? Смогут ли Web-сервисы в сочетании с BPEL сыграть ту же роль в отношении интеграции бизнеса и ИТ, что и стандарт SQL, революционизировавший доступ к структурированным данным, или HTTP и HTML, обеспечившие доступ к контенту и приложениям? Какую роль играет грид? Человеческие отношения настолько сложны, что их порой заменяют другими, более простыми. Так не окажется ли, что и модель BPEL вместе с Web-сервисами не приблизят ИТ к бизнесу?

Несмотря на конструктивный скепсис наших авторов, бесспорно то, что мы оказались на пороге нового витка эволюции. Его результатом может стать создание компаний, способных при минимальном участии человека адаптироваться к изменениям. Компаний, проводящих постоянный мониторинг своих бизнес-процессов и взаимоотношений с партнерами, клиентами и поставщиками, «понимающих», какая именно информация непосредственно влияет на достижение бизнес-целей, предпринимающих адекватные действия по оптимизации и управлению. Само собой разумеется, решения о взаимной модификации бизнес-процессов и ИТ-инфраструктур должны приниматься «на лету» и сопровождаться соответствующим перераспределением ресурсов, изменением условий партнерства или работы с поставщиками (например, сменой провайдеров услуг или заключением нового соглашения об обслуживании). Если сервисная архитектура позволит сделать внутренние сервисы доступными извне, в перспективе мы окажемся свидетелями трансформации Internet в распределенную платформу взаимодействия гетерогенных систем, открывающую путь к получению нужной информации здесь и сейчас.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями