Конец ХХ — начало ХХI веков, возможно, войдет в историю человечества как время активного поиска позитивного обустройства общества в масштабах земного шара.

Очередные надежды на построение реального рая на отдельно взятой планете люди сегодня возлагают на широкое использование информационных технологий. И не только известные писатели и футурологи вроде Лема, Фукуямы и Холмса, но даже «труженики ИТ-прилавка» стараются предложить читателю свое видение будущего устройства власти. Обратим внимание читателей на книги, вышедшие в 2004 году: «Стратегия электронного бизнеса для государства», «Электронные государственные услуги и административные регламенты» и «Информация. Собственность. Интернет».

Работа Дугласа Холмса, журналиста и консультанта, посвящена вербальному разъяснению понятия «электронное правительство». По прочтении книги должен вырисоваться круг понятий и проблем, характеризующих электронное правительство. Автор полагает, что основы понимания такого института заключены в проникновении в отношения между государством, населением и бизнесом, а также в их эффективном выстраивании на базе ИТ. Основной посыл автора заключен в следующей цитате: «Нам не нужно больше или меньше чиновников, нам нужны хорошо работающие государственные органы». Холмс обсуждает, как «вместе с электронным правительством» работать над основными общественными задачами — такими, как социальная незащищенность, обучение, повышение качества жизни, борьба с преступностью и т.д. Автор не мог пройти и мимо проблем, возникающих в связи с распространением ИТ в мире, играющим не только позитивную роль, но и инициирующим множество негативных проявлений наподобие информационных войн и терроризма.

Книга Александра Данилина, сотрудника московского офиса Microsoft, посвящена проблеме перехода «от политической задачи к архитектуре электронного правительства». Здесь рассматриваются в качестве инструмента «электронные государственные услуги и административные регламенты». Из книги можно узнать, какой смысл вкладывается в понятия «государственные услуги, функции, процессы и регламенты», что такое архитектура «электронного государства», какие имеются методики разработки и модели электронных государственных услуг и административных регламентов. И, конечно, читатели ознакомятся с «сервис-ориентированной архитектурой объединения и интеграции государственных информационных ресурсов и систем», а также с «организацией межведомственного взаимодействия». Итог книги подводит обсуждение вопроса «как на основе подобной архитектуры построить платформу реализации электронных государственных услуг и административных регламентов».

Книга Елены Войниканис и Михаила Якушева не содержит в своих текстах апелляций к электронному правительству. Тем не менее, она имеет прямое к нему отношение, поскольку толкует важнейшие понятия, касающиеся правильного осмысления не только архитектурных, но и функциональных представлений электронного правительства. Это касается понимания информации, собственности и их взаимовлияний в Сети. Полезность данной книги заключается в том, что авторы в понимании информации исходят из представлений, развитых Клодом Шенноном, и тем самым принимают его предостережения, высказанные в заметке The Bandwagon, относительно вольного обращения с результатами теории информации. Полагаю, что не только правоведам будет полезно прочитать данную книгу, но и тем, кто в проектной или практической деятельности сталкивается с необходимостью решать информационно-правовые вопросы и нуждается в корректном оформлении тех или иных документов. В третьей части книги (где обсуждаются вопросы российской практики правового регулирования в отношении информации, как объекта собственности, или классификации по сфере регулирования информационного законодательства в России) читатель найдет интересные соображения авторов и «информацию для размышления». В приложении к книге можно найти американский закон «О свободе информации», который также послужит поводом для углубления знаний по правовым вопросам у ИТ-специалистов.

В заключение несколько замечаний. Авторы первых двух книг упускают одно важное с точки зрения читателя обстоятельство: «электронного эго» не существует и существовать не будет, потому что для сколько-нибудь представительной группы людей вряд ли приемлемым образом удастся смоделировать на уровне ИТ государственные системы. Это связано не только со сложностью подобных систем, в силу их масштабности, но и с иллюзорностью перспективы того, что благодаря скорости и объемам автоматически обрабатываемой информации всегда можно найти наиболее справедливое решение. Двигаться в направлении создания более организованных правительств необходимо, но следует иметь в виду, что управляющие решения в главном (по крайней мере, в среднесрочной перспективе), останутся за людьми.

Холмс Д.
Стратегия электронного бизнеса для государства
М.: Астрель, АСТ, 2004. — 350 с.

Данилин А.
Электронные государственные услуги и административные регламенты
М.: Инфра-М, 2004. — 336 с.

Войниканис Е., Якушев М.
Информация. Собственность. Интернет
М.: Волтерс Клувер, 2004. — 176 с.