Сертификация профессиональных менеджеров проектов — одно из главных направлений работы Международной ассоциации управления проектами (International Project Management Association, IPMA), которая, наряду с американским Институтом управления проектами (Project Management Institute, PMI), является наиболее влиятельной организацией по управлению проектами в мире.

В отличие от PMI, организации с единым членством, IPMA объединяет национальные ассоциации по управлению проектами. Национальные ассоциации, среди которых созданная в 1990 году Российская ассоциация управления проектами СОВНЕТ, видят одну из важнейших задач в том, чтобы оказывать воздействие на государственные структуры, формировать государственную систему поддержки управления проектами, в том числе на уровне образования.

В июне 2003 года впервые в России состоялся Всемирный Конгресс по управлению проектами, который проходит под эгидой IPMA. Один из потоков Конгресса был целиком посвящен проблемам подготовки и формирования профессионального мастерства менеджеров проектов. На нем прозвучал доклад «Состояние и перспективы подготовки и сертификации специалистов по управлению проектами и программами в России», подготовленный президентом СОВНЕТ Владимиром Воропаевым, директором сертификационного центра СОВНЕТ Галиной Секлетовой и ректором Государственной академии специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС) Александром Щенковым. Мы приводим ряд принципиальных положений и данных этого доклада.

В деятельности всех организаций и предприятий можно выделить три направления:

  • проектно-ориентированное: на входе контракт - на выходе выполненный заказ;
  • серийное производство;
  • смешанное.

Авторы доклада приводят данные (таблица 1), анализ которых позволяет сделать вывод, что сферы приложений управления проектами охватывают всю проектно-ориентированную, частично смешанную деятельность и все процессы, связанные с развитием и стабилизацией организации. В целом, около 45% всей общественно-полезной деятельности реализуется через проекты и программы. Поэтому для нормального развития и эффективного функционирования бизнеса, общества и государства, ставшими в значительной степени проектно-ориентированными, необходимо, чтобы весь корпус инженерно-экономических специалистов и руководящее звено были знакомы с основами и возможностями управления проектами как с новой управленческой культурой и важнейшим инструментарием управления. Не менее 40% этих специалистов должны быть профессионально подготовлены и сертифицированы в области управления проектами.

В 1999 году в нашей стране подготовлена и запущена национальная программа сертификации специалистов по управлению проектами в рамках международной системы сертификации IPMA. В IPMA разработаны Международные требования по компетентности специалистов по управлению проектами (International Competence Baseline, ICB), которые охватывают профессиональные знания, умения и навыки, личностные качества и этический кодекс руководителя проекта. На основе ICB каждая национальная ассоциация разрабатывает и утверждает собственную детальную документацию для сертификационной программы и Национальные требования к компетентности (НТК). При этом национальным ассоциациям предоставляется определенная свобода для учета особенностей национальной культуры и достижений в области управления проектами.

Российские НТК разработаны группой сертифицированных специалистов СОВНЕТ. На их основе реализуется сертификационная программа, которая включает четыре уровня:

  • сертифицированный директор программ или проектов (уровень А);
  • сертифицированный управляющий проектами (уровень В); сертифицированный управляющий международными проектами (уровень В1);
  • сертифицированный профессионал по управлению проектами (уровень С);
  • сертифицированный специалист по управлению проектами (уровень D).

Авторы доклада отмечают, что в нашей стране постепенно приходит осознание необходимости применения методологии управления проектами на практике и использования услуг сертифицированных специалистов. Это подтверждается данными о росте числа полученных сертификаций IPMA в России (таблица 2). Среди компаний и организаций, сертифицировавших своих специалистов, есть представители самых разных индустрий, включая ИТ, строительство, топливно-энергетический комплекс, атомную энергетику, производство, банковскую сферу, торговые сети и т.д. В ряде учебных центров открыты курсы по повышению квалификации и тренингам по управлению проектами, учитывающие сертификационные требования IPMA. Так, ГАСИС совместно с СОВНЕТ создал кафедру «Управление проектами и программами». Компания A-Projects, которая реализует комплексную учебную программу по управлению проектами на базе учебного центра «Сетевая Академия ЛАНИТ», опирается в своих тренингах как на стандарт РМВоК, так и на требования СОВНЕТ и IPMA, и позволяет готовиться к сертификациям обеих организаций.

Тем не менее, по мнению авторов доклада, в нашей стране в условиях нестабильной, развивающейся рыночной среды управление проектами остается конкурентным преимуществом немногих коммерческих организаций, которые используют его для снижения рисков, повышения гибкости и интеграции усилий с партнерами. Между тем, широкомасштабное использование профессиональных методов управления проектами могло бы дать большой эффект и в управлении государственными программами, компаниями, проектами и программами общественных организаций и международного сотрудничества. Дальнейшее социально-экономическое развитие страны во многом будет зависеть от уровня применения профессионального управления проектами во всей вертикали власти, а значит и от количества подготовленных руководителей и специалистов, владеющих методологией и средствами управления проектами.

На сегодняшний день более чем в 50 отечественных вузах введен учебный курс «Управление проектами», начата подготовка специалистов с высшим образованием по специализации «Управление проектами» в четырех университетах, активно издается специальная литература. Однако этого, очевидно, недостаточно. Авторы доклада подчеркивают, что управление проектами сегодня нужно ставить в ряд государственной политики. Это подразумевает и ряд важных шагов в сфере образования, поддерживаемых на государственном уровне, в том числе:

  • введение специальности "Управление проектами" в профессионально-квалификационный перечень специальностей Минобразования и ВАК;
  • создание государственной системы обучения и переподготовки специалистов по управлению проектами;
  • интенсификация переподготовки и повышения квалификации руководителей всех уровней для освоения технологий профессионального управления проектами и программами;
  • интенсификация профессионального высшего образования в области управления проектами (в том числе, развитие дистанционного обучения), учитывая тот факт, что до 2010 года стране необходимо не менее 25 тыс. молодых специалистов по управлению проектами;
  • развитие деятельности по национальной сертификационной программе для специалистов по управлению проектами (для создания "критической массы специалистов" и кумулятивного эффекта на российскую экономику необходимо иметь порядка 100 тыс. сертифицированных менеджеров проектов).

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями