Прогнозы Рудольфа Анкофера благоприятны для российского бизнеса. Фото: Distree Но, как и годом ранее, "потребительская" часть доминировала. И если в прошлом году (см. "Для блага человека"Computerworld Россия, № 22, 2010) общее внимание привлекла "трехмерность", то на этот раз более заметное, чем ранее, место заняли продукты развлекательные — летательные устройства, управляемые с iPhone, комплекты вида "наклейка на корпус ноутбука — коврик для мыши — мышка", расписанные в едином стиле, и т.д. В целом же на выставке, сопровождавшей конференцию, доминировали мобильные устройства и средства доступа в Интернет.

Традиционно взгляд на состояние и динамику рынка представила компания GfK, специализирующаяся на исследованиях "пользовательских" товарных групп — ноутбуков, ПК, мониторов и т. п.

Как отметил Рудольф Анкофер, директор GfK по ИТ-исследованиям, в 2011 году, по прогнозам аналитиков компании, мировой ИТ-рынок вырастет на 6%, до 668 млрд долл. Это существенно медленнее, чем в прошлом году (рост 19% до 633 млрд долл.), но уровни докризисного 2008-го (556 млрд долл.) и кризисного 2009-го годов (532 млрд долл.) остались далеко позади.

В текущем году, по данным GfK, притормозят все части света, даже лидер — Южная Америка (39% в прошлом году, прогнозируемые 28% — в этом). Наш регион, Центральная и Восточная Европа, с 16% станет вторым по темпам развития, в то время как в 2010 году, несмотря на более быстрый рост (19%), он занимал лишь шестое-седьмое места. Западная Европа и вовсе останется на уровне 2010 года.

Динамика ИТ-рынка в самой Европе будет крайне разнонаправленной. По результатам первого квартала, например, рынок упал почти на 30% в Греции и на 17% — в Испании, остальные западноевропейские страны колебались около нулевой отметки, максимальный рост — 6,6% у Австрии. В Восточной Европе положение гораздо лучше, в большинстве стран — рост более 10%, а в СНГ крупнейшие рынки, российский и украинский, прибавили 48% и 32% соответственно.

Разброс в динамике товарных групп ожидается еще больший. Продажи планшетных ПК увеличатся более чем на 400%, смартфонов — на 60-70%, мобильных компьютеров — на 15-20%, лазерных принтеров/МФУ и струйных картриджей — на 5-10%.

Среди "неудачников" — плазменные панели (продажи упадут на 20-25%), обычные мобильные телефоны и портативные медиа-плейеры (на 15-20%), автонавигаторы и мониторы (на 10-15%), ЖК-телевизоры, видеокамеры и DVD-плееры, включая устройства высокой четкости и Blue-ray (на 5-10%). Можно предположить, что падение популярности этих продуктовых групп отчасти связано с тем, что их функции с тем или иным успехом берут на себя планшетники, смартфоны и ноутбуки.

В 2012 году рост мирового рынка, по прогнозу GfK, замедлится до 4%. Свою роль в обеспечении потребления ИТ сыграют переход на Windows 7, инвестиции в ИТ для повышение эффективности работы и общее улучшение экономической ситуации.

На рынке мобильных и настольных компьютеров какие-то перспективы у ПК есть только в Восточной Европе и СНГ (рост 15% в штучном выражении и на 20% — в денежном за счет того, что "на стол" будут покупать преимущественно мощные системы), а также в Латинской Америке (8% и 5% соответственно). Продажи мобильной техники вырастут везде, кроме Западной Европы — тамошний рынок насыщен до предела, а цикл замещения морально устаревшей техники завершен. Самый быстрый рост по компьютерам в целом ожидается в Восточной Европе и СНГ — на 53% в количественном исчислении и на 45% — в денежном.

В целом на розничном рынке стран Европы, Ближнего Востока и Африки разделение между сегментами в этой продуктовой группе стабилизировалось и до конца года существенно меняться не будет. На ПК уже достаточно давно приходится около 15%, приблизительно по 2% — на моноблоки и планшеты, 8-10% — на мощные ноутбуки класса "замена ПК", около 50% — на портативные устройства, 17-20% — на нетбуки. Веббуки, ставшие заметными для аналитиков GfK в конце 2010 года, занимают 6-8% рынка. В СНГ, и в частности, в России, ПК удержат в 2011 году около четверти рынка в количественном исчислении, половина достанется ноутбукам, 15% — нетбукам, на планшеты, веббуки и т.д в сумме придется около 10%.

Среди важнейших тенденций ближайших лет Анкофер назвал, во-первых, рост популярности сенсорных экранов, которые изменят поведение пользователей, приведут к появлению новых рынков и вызовут новые циклы замены морально устаревших продуктов, во-вторых — повышение требований к графической производительности устройств, поскольку пользователи будут уделять много внимания просмотру видео высокой четкости через Интернет, и, в-третьих - появление новых рыночных ниш, связанных с увеличением количества типов устройств.

Михаил Кулаков, аналитик российского офиса GfK, полагает, что отечественный ИТ-рынок в 2010 году, по сравнению с отдельными сегментами (например, автомобильным), равно как и ИТ-рынками сопредельных стран, восстановился не полностью, но в этом году положение должно выправиться.

Кулаков отметил еще две существенные тенденции. Первая -- теряет позиции Москва, продажи идут в регионы, в крупные города-миллионники. И вторая — во время кризиса федеральная розница в полтора-два раза, до 40%, увеличила свой вес на рынке, но в последнее время, по мере восстановления экономики, она стала терять свои позиции, региональные игроки берут реванш, а доля "федералов" уже упала до 30%.

Большой и быстрорастущий российский рынок, по словам Мартины Депа, партнера французской консалтинговой компании L'Epervier, привлекает к нему внимание потенциальных инвесторов. И в 2011-м, и в 2012 году количество слияний и поглощений существенно превысит уровень предыдущих лет. Помешать этому могут как законодательные ограничения, так и и непрозрачность российского бизнеса — например, не всегда понятно, кто является владельцем компании. Тем не менее, 84% проводивших подобные операции в России, по опросу L'Epervier, довольны результатами. Средством успокоения инвесторов Депа назвала предоставление понятных и прозрачных данных, а также, что неудивительно, привлечение независимых консультантов, вооруженных различными методологиями определения стоимости бизнеса. Впрочем, по мнению Депа, в любом случае "оценка стоимости компании — не наука, а, скорее, искусство».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями