Винг То

Вице-президент IBMSoftwareGroupпо стратегии и управлению продуктамиTivoli

- Компания IBM развивает концецию интегрированного управления сервисами (ISM) на протяжении нескольких лет. Что сегодня представляет собой ISM, какие возможности предоставляет?

Управление сервисами, прежде всего, подразумевает возможность получить единый взгляд на различные ресурсы организации или предпритятия, на их работоспособность и эффективность. Причем речь здесь идет как о традиционных ИТ-ресурсах, так и о всем многообразии физических активов за пределами ИТ, таких, например, как оборудование зданий, городские системы водоснабжения и т.д. Второй компонент управления сервисами – это средства контроля, обеспечивающие безопасность инфраструктуры и, как следствие, ее соответствие различным регулятивным требованиям. И последняя составляющая управления сервисами – это автоматизация распределения рабочей нагрузки.

В принципе, над реализацией этих возможностей IBM работает много лет. Стратегия ISM состоит в том, чтобы интегрировать эти три направления между собой. Для эффективного построения инфраструктуры разумной планеты необходимо сформировать единый взгляд на составляющие ее ресурсы, гарантировать низкий уровень рисков и высокий уровень надежности и реализовать автоматическую реакцию на происходящие изменения. Все эти компоненты должны работать вместе, что и призвано обеспечить ISM.

- Какие интеграционные задачи для продуктов IBM надо решить, чтобы реализовать интегрированное управление сервисами?

Интеграция продуктов IBM – наша стратегическая задача. В рамках семейства Tivoli мы уже видим результаты такой интеграции. Занимаясь мониторингом серверов, сети и систем хранения, компании хотят иметь единую инструментальную панель и возможность совместной работы различных компонентов управления инфраструктурой. Поэтому в Tivoliинтеграция выполняется как на презентационном уровне, так и на уровне источников данных – продукты семейства используют единую модель компонентов управляемой инфраструктуры.

Но также важно реализовать интеграцию с другими брендами, например, работать вместе с командой IBM Rational. ISM поддерживает весь жизненный цикл сервиса. Традиционно этот жизненный цикл начинался с операционного этапа. Если на нем возникают определеные проблемы, решить их позволяет такой, например, инструмент, как TivoliServiceRequestManager. Однако третья версия библиотеки ITIL выводит жизненный цикл сервиса за пределы операций и включает в него этапы разработки приложений, поэтому возникает необходимость интеграции между продуктами семейств Tivoli и Rational. Один наш клиент, крупный банк, столкнулся с серьезными проблемами в бизнесе именно вследствие отсутствия поддержки полного жизненного цикла своих сервисов. Они сами вели разработку приложений, но у них не было единого процесса, охватывающего этапы разработки, сборки и развертывания прикладных систем. И это оказывало прямое влияние на удовлетворенность клиентов банка уровнем обслуживания, и, в свою очередь, вызывало неудовольствие акционеров. Использование интегрированных между собой продуктов Rational Clear Case и Clear Quest для определения требований к разработке, Build Forge для сборки приложения и Tivoli Provisioning для передачи системы в продуктивную экслуатацию позволило банку вдвое сократить время развертывания приложений. Но, что еще важнее, теперь они имеют четко выстроенный процесс, обеспечивающий качественную реализацию сервисов.

 

Еще один пример интеграции – это возможность работы продуктов программных брендов IBM с решениями, которые относятся к брендам группы серверных технологий. Например, технологии системного управления, обеспечивающие виртуализацию, могут непосредственно работать с продуктами Tivoli, что дает возможность управлять сервисами, реализованными на базе различных виртуальных сред. Аналогично, мониторинг на уровне системного управления может интегрироваться с широким набором возможностей Tivoli.

 

Наконец, сервисные подразделения IBMобладают экспертизой для наиболее эффективной реализации интеграционных механизмов.

 

Нам также необходима внешняя экосистема. Решения, реализующие ISM, поддерживают открытые стандарты. Разумную планету образуют гетерогенные системы и центры данных, поэтому так важно обеспечивать соответствие стандартам и работать с партнерами.

 

- В каких индустриях есть успешные примеры реализации ISM?

 

Это традиционные для нас отрасли, с которыми IBMимеет большой опыт работы, – банки, правительственные структуры, финансовые институты, коммуникационные компании. Во многих организациях их этих областей уже накоплены необходимые технологии и есть понимание, что с этими технологиями делать, чтобы реализовать ISM.

 

С приобретением Maximoмы получили доступ к целому ряду новых отраслей, с которыми активно работала эта компания, таким как коммунальные службы, фармацевтика, нефтегазовая промышленность, энергетика. На предприятиях этих отраслей предъявляются строгие требования к управлению ресурсами для реализации сервисов, поэтому они все чаще приобретают инструментарий автоматизации такого управления и интеллектуализируют свою инфраструктуру. Мы также рассчитываем, что будут появляться совсем новые отрасли, которые заинтересованы в развертывании возможностей ISM, например, строительство, где налицо тенденция к созданию интеллектуальных зданий.

 

- Помимо Maximo, какие приобретения последних лет важны для развития ISM?

 

Только что анонсированная покупка компании Intelliden, которая специализируется на управлении изменениями и конфигурациями в сети. Это важно по ряду причин. Традиционные инфраструктуры все активнее трансфмируются в виртуализированные и облачные среды. Серверы, системы хранения и сети виртуализируются, необходимы инструменты для управления ими. С приобретением Intellidenмы получим возможность реализовать интегрированное управление виртуализированными средами на всех уровнях.

 

Инструменты Intellidenтакже помогут нам в рамках концепции разумной планеты реализовать новые возможности для провайдеров коммунальных услуг. Они получат возможность управлять изменениями в больших сетевых топологиях в дополнение к мониторингу доступности и производительности сетей.

 

- На конференции этого года IBMпрактически ничего не говорит о динамической инфраструктуре, которая была в центра внимания Pulse2009. Почему?

 

Конечно, динамическая инфраструктура никуда не делась. Но год назад это было наше основное «послание» аудитории конференции. Сегодня бы больше говорим о разумной планете – технологически оснащенной, взаимосвязанной, интеллектуальной среде. Динамическая инфраструктура необходима, для того чтобы сделать разумную планету реальностью, поскольку для разумной планеты необходимы вычислительные мощности, высокая степень гибкости, виртуализация, то есть все, что обеспечивает динамическая инфраструктура. Это механизм, который приводит в действие разумную планету.

 

- Какие тенденции в области управления ИТ вы видите, какое отражение они находят в продуктах IBMTivoli?

 

Важно понимать, что, решая проблемы разумной планеты в различных индустриях, мы по-прежнему рассматриваем центры данных как ключевую движущую силу, поскольку динамическая инфраструктура, которая является основой разумной планеты, реализуется именно в центрах данных. Основные тенденции здесь – это виртуализация и инициативы в области облачных вычислений. Чтобы достичь большей эффективности, компании внедряют виртуализацию, которая помогает им избежать простоев процессорной мощности. Мы реализуем средства управления, которые поддерживают эти инициативы, обеспечивая управление рабочими нагрузками, предоставляя единый взгляд на сервисы на базе различных платформ виртуализации. Это традиционные инструменты управления ИТ, которые мы расширяем на виртуализированные и облачные среды.

 

Есть и специфичные для облаков проблемы, например, управление образами (imagemanagement). В облачных и виртуализированных средах очень легко создавать и рапространять образы серверов и приложений. На решение этой задачи направлен новый продукт IBMTivoli Provisioning Manager for Images. Однако важно подчеркнуть, что все инструменты управления Tivoli применимы к облакам. До сих пор пока вы не будете иметь возможность управлять рабочими нагрузками, автоматизировать выделение ресурсов, обеспечивать безопасность и гарантировать качество сервисов, вы не сможете получить эффективную облачную среду.

 

- Существуют ли различия между управлением частными и общедоступными облаками?

 

У IBMесть предложения как для частных облаков, так и для сервис-провайдеров, создающих общедоступные облака. Ключевыми отличиями публичных облаков от частных являются уровень защиты и возможность поддерживать множество заказчиков с помощью одного облака (multi-tenancy). Но тем не менее одно есть естественное расширение другого, поскольку даже если мы говорим о частных облаках, там встают проблемы безопасности и контроля доступа. В публичных облаках эти проблемы просто обостряются. То же самое относится к проблеме загрузки ресурсов. В публичных облаках надо думать об этом, поскольку на степени использования ресурсов базируется выставление счетов клиентам. Но, я думаю, и в частных облаках необходимо решать задачу эффективного разделения ресурсов.

 

Кроме того, важной тенденцией является создание гибридных облаков. Здесь возникают интересные проблемы, например, как безопасно, автоматизированно и интеллектуально перемещать рабочую нагрузку из частного облака в публичное. Работы в этом направлении мы также рассматриваем как стратегические для IBM.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями