По словам Юрия Припачкина, более всего операторов волнует юридический вакуум вокруг предоставления бесплатного мультиплекса

История становления кабельного ТВ в постсоветской России вызывает ощущение, что эта подотрасль развивалась не благодаря, а вопреки государственному участию. В самом деле, если эфирное телевидение в нашей стране всегда было (и остается) под покровительством и неусыпным контролем властей, то операторы кабельного ТВ выросли из сугубо коммерческой среды и без спроса у высокого начальства. Эти участники рынка развивали свой бизнес без государственных дотаций и самостоятельно формировали вещательную политику. Вместе с тем деятельность кабельных операторов осуществлялась, и по сей день осуществляется, фактически на грани, а нередко и за гранью закона. И не их в том вина. Правовые акты, издаваемые государством, по логике должны были на шаг опережать технические и организационные возможности операторов кабельного ТВ и тем самым поощрять развитие их бизнеса. На деле же власти все время запаздывали с разработкой важнейших нормативных документов, необходимость принятия которых диктовала сама жизнь. Не хочется думать, что это делалось намеренно, дабы в определенный момент перекрыть независимые каналы распространения общественно значимой информации. Но имеется и такая точка зрения.

Нередко взаимодействие кабельных операторов с госструктурами принимало форму открытого противостояния, завуалированного под «спор хозяйствующих субъектов». Вспомним хотя бы 2006 год, когда правительство Москвы своим распоряжением предоставило одной из частных компаний — «Мостелеком» — преференции, фактически блокирующие развитие свободного рынка кабельного телевидения столицы. Не менее характерен и другой пример: в 2007 году, когда государственная концепция развития цифрового телевидения в нашей стране только разрабатывалась, Ассоциация кабельного телевидения России тщетно пыталась достучаться до властей и донести до них  собственную позицию относительно перехода на цифровое ТВ. В этот момент Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию провела конкурс, по результатам которого лицензию на эфирное вещание в цифровом стандарте DVB-T получил единственный претендент — телекомпания «Югра» из Ханты-Мансийска. Тогда это вызвало бурю эмоций, «кабельщики» сочли, что преждевременная (до утверждения концепции цифровизации) выдача лицензий на эфирное цифровое телевещание даст операторам DVB-T конкурентные преимущества перед кабельными компаниями.

Несмотря на все перипетии, операторы кабельного ТВ сумели пробить себе дорогу и стали влиятельной силой, с которой теперь приходится считаться. В России сейчас работают 1450 кабельных операторов, которые обслуживают в общей сложности 16,9 млн домохозяйств (без учета операторов IPTV). Совокупный доход операторов кабельного ТВ в 2010 году прогнозируется на уровне 860 млн долл., что на 100 млн больше показателя 2009 года. Отметим также, что общее число домохозяйств в российских городах составляет 43 млн, из которых 38 млн охвачены сетями кабельного ТВ. Фактически кабельные операторы уже сформировали инфраструктуру, и на ее  основе в городах с населением более 100 тыс. человек может быть осуществлен переход к массовому цифровому вещанию.

Объединившись в независимую ассоциацию, АКТР, кабельные операторы смогли принять участие в подготовке ряда важнейших регулятивных норм. Однако предпринятых ими усилий не хватило, чтобы до конца и во всем отстоять свои позиции. Речь идет о поправках в федеральный закон «О связи», с 30 октября 2010 года меняющих права и обязанности операторов многопрограммного телевидения (221-ФЗ от 27.07.2010), а также об Указе президента РФ № 715 от 24 июня 2009 года «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах».

Как заявил Виктор Кореш, вице-президент АКТР и генеральный директор компании «Комстар-Регионы», «последние изменения в законодательстве скорее представляют собой шаги регулятора по реализации государственной программы цифровизации телевидения, нежели попытку учесть позицию АКТР по той же тематике». И последние поправки в закон «О связи», и президентский указ, обязавший операторов бесплатно (за свой счет!) предоставлять абонентам доступ к социальному пакету каналов, вызывают у представителей АКТР массу вопросов.

По словам президента ассоциации Юрия Припачкина, более всего операторов волнует юридический вакуум вокруг организации и налогового учета услуг, связанных с предоставлением абонентам бесплатного мультиплекса. Ведь действующее налоговое законодательство рассматривает предоставление безвозмездных услуг как нарушение, направленное на занижение прибыли. А как теперь отреагируют абоненты кабельных сетей, подписанные исключительно на бесплатные каналы, когда получат счет на оплату технического обслуживания линии? Ссылаясь на указ президента РФ, они могут начать судебные тяжбы с кабельными операторами. Кроме того, непонятно, как в новых условиях должны строиться юридические отношения между кабельными операторами и вещателями обязательных каналов? Следует ли региональным операторам многоканального цифрового ТВ заключать договоры на присоединение сетей? Как будет лицензироваться вещание обязательных каналов, транслируемых по кабелю?

Юридически обоснованных ответов на эти и множество других вопросов ни у государства, ни у самих операторов пока нет. В настоящее время отраслевое министерство приступило к разработке подзаконных актов, вытекающих из принятых поправок к закону «О связи». Но в какой степени готовящиеся документы будут отражать запросы членов АКТР, снова непонятно.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями